Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социально-педагогическое сопровождение членов семьи

Данилова Елена Владимировна
Программа социально-психологической реабилитации родителей, воспитывающих детей-инвалидов, ориентирована на формирование активных копинг-стратегий  (развитие личностных ресурсов и факторов социальной среды посредством групповой интегративной методики, включающей в себя методы бихевиоральной и когнитивной психотерапии).
На основе анализа психолого-педагогических исследований Т.Вейса, А.Р. Маллера, Е.М.Мастюковой, Н.С.Моровой и др. мы определили, что социально-педагогическая поддержка - это процесс, направленный на содействие детям-инвалидам и их близким в преодолении их трудной жизненной ситуации, побуждение их к активной самопомощи, личностного развития, самореализации в обществе. Социально-педагогическая поддержка осуществляется с целью помочь инвалидам достигать и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, членов общества, помешать врожденному или приобретенному дефекту занять центральное место в формировании и становлении личности, дать возможность детям так организовать свой образ    жизни, чтобы развить другие способности и тем самым компенсировать инвалидность.
Из выдвинутой цели вытекают следующие задачи, которые социальный педагог и родители должны решить:
1) воспитать у детей-инвалидов общественную активность, инициативу, готовность к жизни;
2) формировать у них личностные качества (эмоции, чувства, нравственность на основе усвоения культуры и ценностей своего народа, культуры здоровья, общения и поведения, культуры проведения свободного времени);
3) интегрировать детей-инвалидов в общество здоровых людей.
В процессе социализации, и в частности социальной адаптации детей-инвалидов, социально-педагогическая поддержка помогает им приобретать те качества, которые необходимы для жизнедеятельности в обществе, овладевать социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществлять социальное становление личности.
Ребенок-инвалид не должен быть пассивным объектом воздействия, а должен стать активным субъектом социального формирования своей личности исходя из внутренних потенций, и, конечно, условий окружающей среды.
Особенность социально- педагогической поддержки заключается в том, что ее процесс должен осуществляться комплексно, т.е. с участием специалистов различного профиля: педагогов, социальных работников, психологов, медиков и др. Они видят назначение социально-педагогической поддержки в помощи детям-инвалидам улучшить качество жизни путем налаживания контактов с их социальным и физическим окружением. Принципом деятельности специалистов является их профессиональная этика:
  • личностно-ориентированный подход к детям-инвалидам, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;
  • оптимальность подхода: вера в детей-инвалидов, опора на положительное в них, убеждение их: «сделай себя личностью сам»;
  • объективность подхода: учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции),
  • коммуникативность: способность к быстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи детям-инвалидам;
  • неразглашение информации о детях-инвалидах и их семьях.
Основными критериями эффективности работы специалистов могут быть: анализ состояния проблем семей имеющих детей-инвалидов и результатов их решения; включенность детей-инвалидов и родителей в различные виды социальной деятельности и активности к социальным ценностям; включенность взрослых в деятельность по улучшению условий в социуме; оценка социально-психологической обстановки и микроклимата в социуме; уровень профессионального роста специалиста.
Принципами психологической помощи членам семей, воспитывающих детей-инвалидов, являются:
  • принцип добровольности;
  • принцип личностного подхода;
  • принцип каузальности;
  • принцип комплексности;
  • сочетание групповой и индивидуальной работы;
  • принцип постепенности.
Многообразие методов психологического воздействия, неизбежность их трансформации, сочетания в живой практике приводит к необходимости выработки чётких критериев эффективности психологической помощи данной категории населения.
Анализ научно-практической литературы показывает, что исследователи семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, выводят условия и факторы, способствующие успешности социальной адаптации родителей и детей, и рассматривают индивидуальные пути преодоления трудностей в каждой отдельной семье.
Изучение отечественного опыта в данном направлении позволило выделить наиболее конструктивные формы работы с данной категорией населения. Однако недостаток исследований в области психологического здоровья членов семей с детьми-инвалидами не позволял дифференцированно подходить к выбору методов психологической помощи. Вследствие этого мы предлагаем пути психологической помощи родителям и членам семей, воспитывающих детей-инвалидов, основанные на различных исследованиях и опыте.
К психологической помощи родителям детей-инвалидов мы относим следующие составляющие:  психологическую диагностику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию и неклиническую психотерапию, психологическое сопровождение, психологическую поддержку.
Семейное психологическое консультирование является эффективной и потому широко распространённой формой работы с семьями. Семье, имеющей ребёнка с инвалидностью, требуется поддержка и помощь.
Желательно, чтобы семейное психологическое консультирование начиналось как можно раньше.
Основные задачи:
  • помощь в разрешении семейных трудностей (работа с негативными переживаниями и поиск позитивного смысла, помощь в разрешении трудностей в отношениях между членами семьи, разрешение типичных семейных проблем, обостренных тяжестью состояния ребёнка, таких, как налаживание отношений с братьями, сестрами, с бабушками и дедушками, формирование согласованности воспитательных подходов членов семьи и т. д.);
  • укрепление родительской компетентности;
  • сопровождение семьи, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов;
  • информационная поддержка (помощь здесь может оказать лечебно-педагогическая литература, книги и брошюры, описывающие жизненный опыт семей с ребёнком, имеющим нарушения, автобиографические книги самих людей с проблемами, информация в области защиты прав детей и т. д.).
Родительские группы. Ещё одной формой работы являются родительские группы. На сегодняшний день формат этих групп является сочетанием клубной, терапевтической и семинарской форм работы; превалирование одной из этих форм работы, скорее, связано с пожеланиями конкретной группы родителей и этапом существования самой группы.
Работа таких групп может являться одним из первых шагов на пути к формированию инициативных родительских объединений, которые будут сообща действовать в области реализации прав своих детей и семей на образование и достойную жизнь. Мы знаем из опыта других стран, где в настоящее время существует довольно разветвлённая инфраструктура помощи и поддержки для людей с нарушениями на всех этапах жизненного цикла, что именно объединения родителей сыграли ведущую роль и повлияли на появление разного рода служб и формирование государственной политики в этой области в целом.
Основные задачи:
  • преодоление изоляции семей и отдельных её членов, формирование основы для взаимопомощи и объединения семей, создание групп родителей, реализующих социальные инициативы;
  • сопровождение семьи и отдельных её членов, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов;
  • вовлечение семьи в процесс терапии, коррекции и обучения ребёнка, укрепление родительской компетентности и партнёрской позиции по отношению к специалистам;
  • информационная поддержка;
  • помощь в разрешении семейных и личных трудностей.
Преимущество групповой формы работы состоит в возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих сходные проблемы и переживания. В группе человек чувствует себя сопричастным другим людям, находящимся с ним в контакте, - принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим.
Психологическая помощь родителям детей-инвалидов образовательного характера. Работа образовательного характера с родителями, в семьях которых воспитываются взрослые дети-инвалиды, в значительной степени отличается от образовательной работы на том этапе, когда в семье появился ребёнок-инвалид.
С самого рождения, помимо медицинского ухода и бытовой помощи, ребёнок с ограниченными возможностями нуждается ещё в воспитании и обучении. Развитие ребёнка-инвалида немыслимо без специально организованных дополнительных и специфических средств, методов, путей обучения. В связи с этим родители нуждаются в овладении хотя бы элементарными психологическими знаниями. Рождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья затрудняет функционирование семьи и ставит её членов перед необходимостью совладать с неблагоприятными изменениями.
Не многие родители имеют возможность посетить библиотеки, чтобы познакомиться со специальной литературой, кроме того, не все родители способны понять профессиональную терминологию. Следует отметить, что литературы для родителей данной категории в настоящее время практически нет.
Недостаточная осведомлённость родителей об особенностях развития и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями затрудняет процесс реабилитации ребёнка.
В этот период для родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида, наиболее общими приоритетами в психологическом образовании являются:
  • информация о характере отклонений в развитии ребёнка;
  • навыки элементарной психологической помощи родителей самим себе и детям;
  • воспитание, особенности обучения и возможности развития ребёнка-инвалида.
В период взросления ребёнка-инвалида у родителей появляются новые проблемы и вопросы:
  • о государственных гарантиях помощи семье, о своих правах, имеющихся услугах, о специальных образовательных учреждениях;
  • о различных формах помощи инвалидам, о защите их интересов;
  • об обучении и возможностях трудоустройства ребёнка-инвалида.
  • о возможностях самообслуживания и самообеспечения, автономного проживания.
Дополнительные формы работы с семьёй. Общие родительские собрания и индивидуальные беседы с руководителем группы, в которой занимается ребёнок
Данная форма работы является самой распространённой формой взаимодействия между родителями и специалистами и призвана обеспечивать единство воспитательного, образовательного и терапевтического пространства молодого человека с инвалидностью, формировать и поддерживать отношения сотрудничества и партнёрства между семьёй и специалистами. К тому же, поскольку эта форма распространена и в других образовательных учреждениях, в том числе и тех, где воспитываются и обучаются обычные дети, то наличие такой формы работы является одним из небольших шагов в нормализации протекания жизненных циклов семьи.
Привлечение членов семей к организации праздников, спектаклей и другим формам досуговой деятельности.
Эта форма работы с семьями является очень важной и необходимой, если речь идёт о процессах нормализации жизни семьи и создании партнёрства. Многие семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития, в обычной ситуации настолько погружены в текущие проблемы, что испытывают дефицит атмосферы праздника и творчества, объединения с другими семьями, нормального, естественного хода жизни. Общие праздники, экскурсии, поездки за город, посещение зоопарков, театров (и т. д.) помогают семьям и отдельным её членам преодолевать изоляцию, формировать формы активности, соответствующие этапам жизненного цикла семьи.
Летние интеграционные лагеря. Летние лагеря, где вместе живут, занимаются и отдыхают подростки и молодые люди, их родители, братья и сёстры, а также специалисты со своими детьми, являются ещё одной формой работы с семьёй. Непривычные условия жизни в палаточном лагере в лесу способствуют открытию новых возможностей в адаптации, смене тех стереотипов домашнего уклада, которые стали тормозящими для развития ребёнка, создают предпосылки для объединения семей и укрепления партнёрства между семьями и специалистами. Атмосфера «общего дома» способствует тому, чтобы в случаях возникновения различных трудностей родители не оставались один на один со своими проблемами, активно участвовали в совместных мероприятиях, чувствовали заинтересованность специалистов в помощи их детям. Специалисты помогают членам семьи научиться проживать различные жизненные ситуации, адекватно общаться в этих ситуациях с окружающими, способствовать расширению мира своего ребёнка и ощущать себя полноценными членами общества. Это время может быть использовано для интенсивного семейного консультирования (в случае запроса семьи) и организации родительских групп.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»