Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие эмоциональной сферы у детей
с легкими интеллектуальными нарушениями

Головкина Надежда Вячеславовна
Эмоции - один из самых важных аспектов жизни каждого человека. С помощью эмоций человек отражает отношение к миру и к себе. Развитие эмоциональной сферы у детей с легкой умственной отсталостью определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное воспитание и правильная организация всей жизни детей.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательная тревожность, возбужденность, отсутствие опосредованной мотивации. В то же время неспособность подавить аффект или влечение часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной эмоциональной реакции (сильные истерики, агрессивные разряды) по незначительной причине. Чувства незрелые, недостаточно дифференцированные: тонкие оттенки чувств им недоступны, они могут испытывать только удовольствие и недовольство. Никаких нюансов переживаний. Диапазон чувств невелик. Переживания примитивны, полярны: либо только удовольствие, либо недовольство, либо просто удовольствие, либо недовольство, без каких-либо нюансов. Дети различаются по характеру чувств: одни поверхностно переживают все события жизни, быстро переходя от одного настроения к другому, в то время как другим свойственна большая инерция переживаний, застой на незначительных событиях.
Подводя итог, можно сказать, что эмоции у детей с легкими интеллектуальными расстройствами недостаточно дифференцированы, неадекватны. С трудом формируются высшие чувства: гностические, моральные, эстетические и т. преобладают непосредственные переживания конкретных жизненных обстоятельств. Настроение обычно неустойчивое. Однако степень эмоционального недоразвития не всегда соответствует глубине интеллектуального дефекта.
Для развития эмоциональной сферы используются игры и упражнения, а также арт-терапия. Из-за потери ситуаций ребенок возвращается в нормальное состояние
 
Пример конспекта психокоррекционного занятия.
Цель: знакомство с чувством радости и грусти
Задачи:
  1. Развитие умения понимать свои чувства
  2. Развитие способности понимать и выражать эмоционального состояния другого
  3. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.  
Оборудование: тематические картинки, лист бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия.
  1. Оргомомент.
Педагог: «Ребята сегодня мы с вами поздороваемся необычным способом.  На кого я буду смотреть тому киваю головой и здороваюсь, называя ученика по имени.  Например, «Здравствуй, Петя» Ученик кивает в ответ и здоровается со мной.»
Давайте сейчас протянем руки вперед, наверх, в стороны. Каждый из вас выполняет упражнения спокойно и медленно.
Основная часть.  Дети рассматривают тематические картинки, обсуждают. Педагог обращает внимание на эмоцию «радость».
Дети рассматривают пиктограмму «Радость». Показывают руками друг другу «радость»,  рисуют радостное лицо.
Педагог читает стихотворение, дети  все вместе выполняют движения, по очереди отвечают, заканчивают  предложения.
  1.  «Катя в яслях».
…Девочки и мальчики,
Прыгают, как мячики,
Ножками топочут,
  1. О каком чувстве идет речь?
Дети распознают чувство радости.
Показ пиктограммы радости.
Дети показывают на своем лице радость.
  1. Радость-это когда…
Я радуюсь, когда…
Мама радуется, когда…
Учитель радуется, когда…
 
Дети под музыку играют с воздушным шариком.
Игра «Море волнуется». Педагог говорит слова: «Море волнуется раз, 2-3: фигура радости, страха, злости, удивления на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру. 
Педагог читает стихотворение,  дети догадываются, о каких чувствах  идет речь.   
1.)Вот облачко веселое                                   2.) А вот другое облачко
Смеется надо мной:                                          Расстроилось всерьез:
-Зачем ты щуришь глазки так?                       Его от мамы ветерок
Какой же ты смешной!                                    Вдруг далеко унес
Я тоже посмеялся с ним:                                 И каплями - дождинками
-Мне весело с тобой!                                       Расплакалось оно…
И долго – долго облачку                                 И стало грустно – грустно так,
Махал я вслед рукой.                                       И вовсе не 
3.)Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать. 
Педагог показывает пиктограммы грусти. Давайте покажем на лице грусть, а теперь руками и ногами,  телодвижением. 
Упражнение «Закончи предложение».
«Грусть –это, когда…»
«Я грущу, когда…»
«Маме грустно, когда…»
«Учителю  грустно, когда…»
«Ребята, а у кого, где живет грусть на теле? А кого она цвета может быть». 
Рисование грустного человечка. Педагог предлагает детям нарисовать грустного человека, грустными красками. 
Рефлексия.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»