Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Нарушения просодической стороны речи и их коррекция
у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Маракулина Татьяна Викторовна
                    В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи и, в частности, у детей дошкольного возраста встречается стертая дизартрия, при которой чаще всего у дошкольников встречаются просодические нарушения речи. Формирование просодической стороны речи является одним из направлений коррекционной, логопедической работы, направленной на устранение стертой формы дизартрии у старших дошкольников.
                   Проанализировав логопедическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме нарушения просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией, было выявлено, что эта проблема актуальна. Так как распространенным нарушением у детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, при которой чаще всего встречаются просодические нарушения речи, нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения, которые проявляются в следующем:
- недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры;
- недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий – высотный диапазон голоса);
- нарушение тембра (глухой, хриплый или резкий, напряженный, дрожащий);
- нарушение мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);
- трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонаций;
- нарушение темпа (ускоренный или замедленный) и ритма речи (скандированная или растянутая);
- отсутствии или трудностях дифференциации интонационных различий на практическом, неосознанном уровне; замене вопросительной интонации повествовательной при одинаковой силе голоса;
- изменении силы голоса при попытке воспроизвести вопросительную интонацию; воспроизведении всех предложений только с одной интонацией (вопросительной);
- переносе логического ударения с одного на другое слово в предложении.
                 Все эти нарушения влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Дети будут затрудняться в воспроизведении просодических компонентов в собственной речи, иметь проблемы при передаче социальных эмоций и чувств людей в процессе общения с ними и при воспроизведении основных компонентов звуковой выразительности речи, что влияет на нарушение ее восприятия и понимания. Нарушение просодики отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, так как к 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их. Позднее это может привести к школьной дезадаптации; процесс школьного обучения детей будет затруднен, снизится его эффективность.
                Результаты изучения особенностей просодических нарушений у детей со стертой дизартрией создают теоретическую основу для разработки комплексной и дифференцирующей методики логопедической работы. Над элементами интонации нужно начинать работать с первых занятий (тембр, темп, мелодика речи, логическое ударение, ритм, пауза).                                                       
Многие авторы рекомендуют следующие направления работы над просодикой:
1) проводить артикуляционную гимнастику для активизации внимания, организации и включения детей в работу; Гимнастика подбирается с учетом состояния речи и моторной сферы детей. Укрепление и развитие артикулярного аппарата, формирование правильного произношения звуков способствует улучшению звучания детского голоса.
2) развивать физиологическое дыхание; концентрировать внимание детей на продолжительность произвольного вдоха и выдоха, следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. Дыхательные упражнения используются на занятиях как организующий момент. В игровой форме предлагаются сложные задания (задувать в ворота легкие шарики — игра «Попади в ворота»; кто дольше сможет подуть на «листики деревьев», у кого дальше улетит снежинка). Для выработки ровного, планомерного, удлиненного выдоха рекомендуются игры «Комары и комарики», «Кто дольше споет песенку», «Чья песенка длиннее». Основные правила дыхательной гимнастики: не переутомлять ребенка, концентрировать его внимание на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха; следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений.
3) воспитывать правильное речевое дыхание, обращая внимание детей на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Для выработки речевого дыхания предлагается детям, кроме фонации звуков, произносить на одном выдохе небольшие по объему шутки-чистоговорки, небольшие фразы в качестве ответов на вопросы по картине. Следует следить за тем, чтобы дети произносили слова на одном выдохе, а фразы, состоящие из 6—7 и более слов, членили на речевые отрезки, правильно распределяя паузы с учетом содержания текста. В качестве речевого материала использовать потешки, короткие стихотворения.
4) тренировать речевой и голосовой аппарат, воспитывая длительность фонации, что формирует навык правильного голосообразования, речевого дыхания и устраняет чрезмерное мышечное напряжение. Формирование речевого голоса происходит либо в игровых ситуациях ("Скажи, как говорит зайчик, лисичка, медведь..."), либо с опорой на показ педагога. А позже — на специальном фольклорно-литературном материале. Для стимуляции голосовых реакций полезны совместное с логопедом пение, выразительная декламация, медленное попеременное (то шепотом, то громко) произнесение гласных. Хорошо прослушивать кассеты или грамзаписи любой сказки, а после этого обсудить выразительность речи автора и охарактеризовать качество голоса героя.
5) развивать мимическую выразительность для снятия напряжения в речедвигательном аппарате и развития речевой эмоциональности детей, а также для совершенствования основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению. У детей со стертой дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Об этом важном аспекте забывают логопеды и работают лишь над исправлением звуков, а не над развитием эмоций.
6) корректировать темпо-ритмическое чувство, которое строится на основе двигательного сопровождения ритмических структур. В процессе работы вырабатывается умение двигаться в заданном темпе, чередовать движения в различном темпе, согласовывать движения с темпо-ритмической организацией высказывания. Обучение строится на основе двигательного сопровождения ритмических структур: под воздействием пальцев рук формируются основные ритмические структуры слов, которые синтезируются со свободными движениями рук и туловища. С этой целью проводятся коррекционно-развивающие упражнения по маркировке ритма в неречевом и речевом плане сопряжено, отраженно и затем самостоятельно под музыку, по зрительной схеме и по инструкции. Упражнения: восприятие и воспроизведение темпа в неречевом плане (воспроизведение движений телом (повороты, прыжки, наклоны) в заданном темпе (медленный, умеренный, быстрый) и ритме; чередование движений в различном темпе); восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане (скоординированное с темпом и ритмом собственных движений воспроизведение слогов с разным темпом); восприятие и воспроизведение ритмических структур; воспроизведение акцентированных и неакцентированных ритмов; отстукивание ритмического контура слова, словосочетания, предложения и стихотворения с последующим воспроизведением его слоговой структуры; прослушивание ритма стихотворения, похлопывание и притопывание его в нужном ритме.
7) развивать навык слухового восприятия для контролирования собственного произношения и выявления ошибок в речи окружающих. Необходимо учить детей слушать и слышать различные оттенки голоса при восприятии речи окружающих, добиваясь правильного воспроизведения различных его качеств в собственной речи. На занятиях следует учить детей различать на слух разные виды интонации, просьбу или приказ, вопрос или повествование, предварительно объяснив, чем они отличаются. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее воспринимают содержание произведения, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации, например, сравнить, как говорит лиса в сказках “Колобок”, “Теремок”, “Лиса и козел”, “Снегурушка и лиса”. Развитию речевого слуха способствует и выразительное чтение художественных произведений взрослыми, а также прослушивание радиопередач, магнитофонных записей сказок, рассказов, стихов, прочитанных мастерами художественного слова. При проведении дидактических игр и упражнений необходимо постоянно фиксировать внимание детей на длительность выдоха, на равномерности и плавности произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль.
8) В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Одной из специализированной компьютерной технологии стала программа «Игры для Тигры», которая предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока: «Просодика», «Звукопроизношение», «Фонематика», «Лексика». Блок «Просодика», ее упражнения направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи: длительность и сила речевого выдоха, громкость и тембр голоса, темпо-ритмичность, интонационная выразительность, четкость и разборчивость речи. Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.
              Таким образом, для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным голосом большого диапазона, поэтому все части занятия проходят в комплексе, взаиморазвитии и взаимосовершенствовании.

Список литературы:
Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 2005.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2006.
Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. – М., 2006.
Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Нарушение интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией // Логопедия. – №1. – 2004. – С. 53-60.
Позднякова Л. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией. – СПб., 2004.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»