Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Невербальные средства общения детей
с интеллектуальной недостаточностью

Яфанкина Тамила Алексеевна
Актуальность исследования. Общение является необходимым условием существования, как отдельного человека, так и человеческого общества в целом. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, социальная адаптация. Общение необходимо, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. Именно поэтому к проблеме общения, издавна привлекалось внимание различных исследователей. (Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.А.Леонтьев, Я.Л. Коломинский, Дж. Мид, Т. Парсонс, К. Чери, К. Ясперс и др.)
           Общение - это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.
           В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу; осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов; формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующих коллективную деятельность.
           Общение уже с самого начала играет важную роль в развитии ребенка. Начиная с самого раннего возраста общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия.
           Основным средством межличностного общения является звучащая речь. Однако, существенно обогащают возможности взаимодействия, придают ему выразительность, лаконичность в отношениях невербальные средства общения.
           В специальной психологии проблема общения является наименее разработанной, а вопросу невербальной коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью посвящены лишь отдельные исследования (Ч.Дарвин,2001, А. Пиз, 1992). Дальнейшее изучение особенностей невербальных средств общения детей с интеллектуальной недостаточностью позволит не только уточнить и расширить имеющиеся в литературных источниках данные, но и определить пути оптимизации невербальной коммуникации. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования.
Объект исследования – общение старших дошкольников и младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования - специфика распознавания и применения невербальных средств общения старшими дошкольниками и младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью.
Целью исследования явилось изучение особенностей распознавания и применения невербальных средств общения детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Поставленная цель исследования достигалась в ходе решения следующих задач:
1. Теоретический анализ проблемы общения в исследованиях общей и специальной психологии.
2. Разработка и осуществление программы экспериментального изучения невербальных средств общения младшими школьниками и старшими дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.
3. Разработка методических рекомендаций по коррекции и развитию невербальных средств общения младших школьников и старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что распознавание и применение невербальных средств общения детьми с интеллектуальной недостаточностью имеют специфические особенности, проявляющиеся преимущественно в трудностях распознавания невербальных средств общения и эмоциональных состояний других и ограниченном запасе собственных невербальных средств общения. Дальнейшее изучение особенностей невербальных средств коммуникации позволит определить приоритетные направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации невербальных средств общения у детей с интеллектуальной недостаточностью, существенно повышающих успешность их межличностного взаимодействия.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Научно-практическая значимость исследования: разработана методика изучения невербальных средств общения (НСО), получены экспериментальные данные, расширяющие сведения об особенностях распознавания и применения НСО детьми с интеллектуальной недостаточностью; разработаны методические рекомендации по оптимизации НСО у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация исследования. Экспериментальное изучение проводилось в 2013 – 2015 учебном году на базе четырех учреждений: ГБДОУ – детский сад №97 компенсирующего вида Фрунзенского района, специальной (коррекционной) школе № 5 VII вида Центрального района, ГОУ №113 с углубленным изучением предметов информационно-технологического профиля Приморского района, ГБОУ прогимназия № 701 Калининского района «Изумрудный город» г.Санкт-Петербурга.
В эксперименте приняло участие восемьдесят детей: из них 20 детей младшего школьного возраста (7-8 лет) с задержкой психического развития, 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с интеллектуальной недостаточностью (экспериментальная группа), 40 нормально развивающихся детей: 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и младшего школьного возраста (7-8 лет) (контрольная группа).
Программа эксперимента включала в себя три последовательных этапа. Первый этап (ориентировочный) предполагал беседу с психологами дошкольных и школьных учреждений, изучение психолого-педагогической документации, знакомство с детьми.
На втором (основном) этапе исследования было проведено наблюдение за детьми в игровой ситуации, во время учебного процесса и реализована основная программа эксперимента, состоящая из серии методик: «Позы человека», «6 эмоций», «Разговор через стекло», Методика Гилфорда и Салливана (субтесты 1, 2, 4) – для детей младшего школьного возраста, адаптированный вариант методики Гилфорда и Салливана – для детей дошкольного возраста.
На третьем этапе была проведена обработка, интерпретация и обобщение полученных данных.
Магистерская диссертация состоит из 87 страниц, двух приложений, список литературы состоит из 56 источников, из которых 3 на иностранном языке и пять диаграмм.
Основное содержание работы
В первой главе «Теоретический анализ проблемы общения в психологических исследованиях» рассматривались следующие пункты:
«Общение как предмет психологического исследования» в этом пункте мы рассмотрели  «общение» как довольно сложный и многогранный процесс, что его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты. В наиболее общем виде средства общения разделяются на две большие группы — вербальные и невербальные.
Во втором пункте «Невербальная коммуникация как средство общения» мы рассмотрели один из видов общения. Невербальная коммуникация является важнейшим средством общения наряду со звуковой речью.
В третьем пункте «Развитие общения в процессе онтогенеза» мы рассмотрели общение с рождения до конца младшего школьного возраста. Общение - это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую информацию для индивидуального развития. Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка.
В четвертом пункте «Особенности невербальной коммуникации детей с интеллектуальной недостаточностью». Дети с интеллектуальной недостаточностью с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи. Дети, отстающие в интеллектуальном развитии, используют меньшее количество невербальных актов в свободной деятельности, их невербальный репертуар отличается меньшим разнообразием, чем у детей с нормальным интеллектуальным развитием.
         Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей распознавания и применения невербальных средств общения детьми с интеллектуальной недостаточностью» были прописаны следующие пункты:
«Методика констатирующего эксперимента» в этом пункте  была разработана методика констатирующего эксперимента, направленная на изучение особенностей распознавания и применения невербальных средств общения детьми дошкольного и младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
         Во втором пункте «Сравнительный анализ особенностей распознавания и применения невербальных средств общения детьми с интеллектуальной недостаточностью» были проанализированы по исследованию применения и распознаванию невербальных средств общения.
         В третьей главе «Методические рекомендации по оптимизации невербальных средств общения у детей с интеллектуальной недостаточностью» были рассмотрены следующие пункты:
«Основные направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации невербальных средств общения детей с интеллектуальной недостаточностью» в это пункте нами были определены направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации невербальных средств общения у детей с интеллектуальной недостаточностью:
1) формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии;
2) формирование способов выражения эмоциональных состояний, взаимоотношений.
         Во втором пункте «Содержание коррекционно-развивающей работы по оптимизации невербальных средств общения детей с интеллектуальной недостаточностью» в соответствии с целью коррекционно-развивающей работы и выделенных направлений были определены эффективные методы и разработаны примерные конспекты занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Заключение.
Настоящее исследование посвящено изучению понимания и применения НСО детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме общения детей с интеллектуальной недостаточностью, показал, что детям с интеллектуальной недостаточностью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, эмоциональный контакт со взрослым, потребность общения с ним у ребенка в раннем возрасте с ним не возникает. Трудности понимания обращенной речи и ситуативный характер речи затрудняет общение ребенка с взрослыми и сверстниками.
В ситуациях межличностного взаимодействия неречевые коммуникативные навыки детей с интеллектуальной недостаточностью играют важную роль в преодолении затруднений в общении. Невербальная коммуникация у лиц с интеллектуальной недостаточностью становится компенсаторной возможностью для развития контактов с окружающими людьми. Эта возможность мало используется в существующих сегодня коррекционных программах, направленных на социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью. Роль невербальной коммуникации в развитии общения очевидна, но для оказания эффективной помощи требуется детальное изучение специфики освоения невербальных средств общения детьми с интеллектуальной недостаточностью.
         Дети старшего дошкольного возраста плохо распознают эмоциональное состояние других людей, и поэтому у них возникают  проблемы с пониманием. Дети младшего школьного возраста лучше понимают эмоциональное состояние, и используют гораздо больше видов невербальных средств общения. Большинство детей не правильно воспринимают некоторые ситуации из-за жизненного опыта, также как некоторые дети мало используют невербальные средства общения из-за того что являются «изгоями» в классе или из-за неблагоприятной обстановки в семье. Дети старшего дошкольного возраста с большим трудом используют невербальные средства общения, когда показывают какую-либо ситуацию. В большинстве случаев им помогает педагог.
Нами были определены направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации невербальных средств общения у детей с интеллектуальной недостаточностью:
1) формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии;
2) формирование способов выражения эмоциональных состояний, взаимоотношений.
В соответствии с целью коррекционно-развивающей работы и выделенных направлений были определены эффективные методы и разработаны примерные конспекты занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Разработанная программа нуждается в апробации с целью подтверждения ее эффективности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»