Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дети с задержкой психического развития

Максимова Ольга Викторовна
Задержка психического развития конституционного происхождения или гармонический инфантилизм - это небольшая задержка темпа психического и физического становления личности, которая проявляется в незрелости эмоционально-волевой области и которая воздействует на личность ребенка совместно с его общественной адаптацией.
Под инфантилизмом имеется в виду частичное замедление скорости формирования эмоционально-волевой области и личности ребенка. Ребенок, страдающий инфантилизмом, отличается большей «детскостью», чем той, что соответствует его возрасту. Впервые черты такого поведения могут проявиться в 4—5-летнем возрасте. До 15-летнего возраста обычно еще заметно отставание в становлении эмоционально-волевой области, после расхождения или выравниваются, или остаются навсегда. Обычно пока ребенок не пошел в школу, инфантилизм не заметен; часто взрослые умиляются непосредственностью и ребячеством своего чада. Школа сразу выделяет этот недостаток в развитии и с каждым днем его нещадно обостряет. Как патологию рассматривать гармоничный инфантилизм нельзя. Это только задержка развития.
Гармонический инфантилизм - это сущность психического инфантилизма, в котором в наиболее чистом виде выступают черты эмоционально-волевой незрелости и который сочетается с инфантильным типом сложения тела. Такая гармоничность психофизического образа, присутствие семейных случаев, непатологичность психических качеств позволяют предположить сугубо врожденно-конституционную причину этого типа инфантилизма. Неглубокие обменно-трофические расстройства, внутриутробные или первых лет жизни нередко могут быть связаны с происхождением гармонического инфантилизма.
1. Характеристика детей с ЗПР конституционного происхождения
Детям с задержкой психического развития конституционного происхождения характерны преобладание эмоциональной мотивировки поведения, повышенное расположение духа, непосредственность и интенсивность эмоций при их несерьезности и нестойкости, быстрая и простая внушаемость. От своих сверстников дети по росту и физическому развитию отстают на 1,5-2 года. У них быстрые порывистые движения, живая и яркая мимика, экспрессивная жестикуляция, недостаточная последовательность действий. Например, ребенок может взять одну машинку, потом вторую и затем растерянно стоять, не зная, с какой из них играть. Такие дети быстро устают, выполняя практические задания, но неутомимы в игре. Такие задания, которые предполагают рисование, математика, письмо, чтение надоедают им особенно быстро, так как требуют удержания сфокусированного внимания довольно долгое время. Если предлагаемые упражнения не нравятся ребенку, он начинает, баловаться, зевать, потягиваться, суетиться, толкать соседа. Но такой ребенок может подолгу заниматься, если заинтересуется, например, конструктором.
Инфантильные дети склонны к повышенному подражанию, слабой способности к умственному напряжению. Они несамостоятельны и не оценивают свое поведение. На занятиях отвлекаются и не выполняют заданное, плачут по пустячным причинам, быстро успокаиваются при переключении на игру или что-то, приносящее удовольствие. Заменяют и вытесняют неприятные для них жизненные ситуации, любят фантазировать. М.С. Певзнер и Т.А. Власова связывают затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у таких детей в младших классах, с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов.
Несовершенство волевого поведения, слабая способность к интеллектуальному напряжению также свойственны инфантильным детям.
Но практически все дети достаточно понимают и регулируют свое поведение в зависимости от необходимости выполнять те или иные работы уже к школе. Если ребенка правильно воспитывали, у него формируется понятие долга, обязательства за порученное ему дело. А ребенок, который страдает инфантилизмом, так же, как и совсем маленький, не понимает - если нужно сделать, то ты должен. Стремление к забаве, играм, получению удовольствий является доминирующим в его сознании. Поэтому бывает весьма трудно заставить ребенка решать однообразные, «нудные» для него примеры или писать палочки. Он вначале воспринимает все это как продолжение игры - сопротивляется, убегает, балуется, хохочет, прячется. Окрики и наказания часто бывают нерезультативными - ребенок может начать плакать и еще больше упрямиться. Родители должны завлекать первоклассника к занятиям в игровой, шутливой манере (лото, хорошо иллюстрированные книги, поощрения, похвала и т.д.), тогда нетрудные в общем-то для него задания он быстро выполнит. Но у ребенка может сформироваться отрицательное отношение к учебной деятельности, неприятие ее, если грубо настаивать, пытаться его переломить. Нередко с первых дней занятий в школе ребенок предпочитает заниматься посторонними делами, потому что воспринимает процесс обучения и указание взрослого «садись за уроки» как неприятную обязанность. Нужно показать ученику, как хорошо самому знать и уметь, как интересно учиться, найти радость и интерес в самом процессе обучения и его результатах. В противном случае установка на обучение как скучное и неприятное дело станет своеобразным отрицательным рефлексом.
Дети с инфантильными чертами поведения поддаются влиянию, в школе они во всем подражают более старшим и активным товарищам. Они кривляются, гримасничают, строят рожицы и т. д., находясь под влиянием старших ребят, а также из-за недостаточного самоконтроля. Тем самым они запускают учёбу, так как «выпадают» из учебного процесса, полностью теряют суть заданий. Они недостаточно усердны в занятиях, не выполняют домашние задания, иногда приносят в школу домашние игрушки.
Некоторые дети любят фантазировать и мечтать, вытесняя своими фантазиями и мечтами тягостные ситуации в жизни (необходимость приготовления уроков и т.д.). Так, сидя на уроке или выполняя домашнее задание, мечтают о полете на шаре, пароплане, разыгрывают сценки из сказок. Такое красочное фантазирование нередко отражается в рисунках, схемах, которыми дети занимаются охотно, проявляя творчество. Такие умения можно использовать и в работе над другими предметами.
Что еще характерно инфантильным детям? Быстрая пресыщаемость, легкомыслие, безответственность, беззаботность, необязательность, недостаточно развитое чувство раскаяния, эгоизм и т. д. По этим признакам инфантильного ребенка учитель определит безошибочно. Они совершают поступки по первому желанию, мало задумываясь над их последствиями. Так как они раздражительны, обидчивы, нетерпеливы, им трудно отсрочить получение удовольствия. Для них вся жизнь - игра, и самое тяжелое - необходимость вести себя согласно возрасту. Если у детей имеется биологическая склонность к подобному поведению, то из-за чрезмерной или недостаточной родительской любви, из-за неправильного воспитания она выявляется, усиливается, обостряется, становится карикатурно выраженной.
2. Причины ЗПР конституционного происхождения
Какие причины возникновения ЗПР конституционного происхождения? Наиболее распространенные – тяжелые, сложные роды, частые болезни после рождения, ушибы головы и т.д. Несмотря на то, что они были всегда, еще никогда не было так много инфантильных детей, как в наши дни. Дело, стало быть, в социальных воздействиях, недостатках воспитания, а не только в биологических дисгармониях. В связи с повышением напряженности у наших детей происходит раннее взросление. Поэтому родители стараются возместить недостаток родительской любви единоразовыми и нечастыми, а значит, очень опасными заласкиваниями, подачками, удовольствиями, чтобы скрасить жестокое для многих детство. В результате развитие урывисто, в нем происходит много нелогичных переходов, остаются пробелы, ведущие к инфантилизму. Также к инфантилизму ведут плохие бытовые условия, невнимание взрослых к детям. Дети становятся как бы более зрелыми, но в то же время остаются какими-то наивными, беспомощными – результат несогласованности, противоречия воспитательных воздействий. Первое место среди социальных причин занимает феминизация воспитания. Женщины, какими бы хорошими матерями они ни были, имеют мягкий характер, своеобразную логику, повышенную эмоциональность, поэтому легко портят формирующийся характер. Как следствие, в стране больше инфантильных мальчиков, чем девочек, у которых со временем (у подростков) чаще развиваются неврозы, алкоголизм, наркомания.
Физический инфантилизм может быть вызван инфекционными заболеваниями, отравлениями, неправильным питанием и т.п. Проявляется такой инфантилизм в задержке роста, веса, но впоследствии, как правило, это восполняется.
Психический инфантилизм – это отставание в личностном развитии. Здесь решающую роль в его преодолении играет адекватное педагогическое
воздействие, так как преимущественно он обусловлен недостатками воспитания.
При таком развитии эмоционально-волевая область находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальное устройство эмоционального склада детей, которые младше на 1,5-2 года. Преобладает эмоциональное поведение, повышенное настроение, непосредственность и яркость эмоций при их легковесности и неустойчивости, легкая внушаемость.
Психологический инфантилизм первого типа (истинный или простой по В.В. Ковалеву) основывается на задержке развития лобных долей головного мозга, которая провоцируется описанными объективными причинами и неправильным воспитанием. В результате формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми у ребенка задерживается. Он не способен верно видеть ситуацию, менять поведение согласно с ее требованиями, а также предполагать развитие событий и, стало быть, возможные угрозы и опасности. Незрелость во втором варианте касается еще и физического развития. Ребенок не только ведет себя подобно младшему по возрасту, но и выглядит, например, в пять лет как трехлетний. Он рождается с небольшими массой тела и ростом, по сравнению с другими детьми. Это «мальчик с пальчик» или «девочка-дюймовочка». Таких детей и называют уменьшительными именами: «лапочка», «зайчик», «рыбка».
3. Воспитание и обучение детей с ЗПР конституционного происхождения
Как исправлять инфантилизм? Нужно формировать внимание, возбуждать интерес. Специально организованный и посильный труд нужно сочетать со особыми физическими упражнениями. Поведение детей должно быть подчинено определенным требованиям. Нужно придерживаться твердо установленного распорядка дня, требования неукоснительного его выполнения.
В идеале для инфантильных детей создается специальная коррекционная подгруппа. Их может образоваться несколько — для первоклассников, второклассников и т. д. Корректировка инфантилизма включает в себя разработку специальной программы, в которую включается совокупность действий, направленных на развитие и укрепление эмоций, воли, сознательной регуляции поведения. Необходимо донести до ученика, что распорядок собственной деятельности нужно строго выполнять, а потом и самому осмысленно регулировать.
Инфантильным детям учитель должен оказывать посильную помощь. Он установит твердый личный план взросления, будет вместе с ребенком преодолевать его трудные ступени.
Профессиональные советы:
• Дети любят видеть рост своих успехов. Поэтому можно сделать результаты в учебе наглядными. Это может быть, например, график, на котором вы вместе со своим учеником будете отмечать его ежедневные достижения. Обязательно должен быть составлен план, где указан конечный результат и время его достижения — неделя, месяц, четверть. Здесь сразу решаются многие задачи: ребенок знает, к чему идет, видит свои успехи.
• Составьте различные по степени трудности задания. Обозначьте их: легкие, средние, трудные. Варианты должны выбрать сами ученики. Но предупредите, что оценки за работу не будет.
• Для того чтобы понять, какую именно работу на уроках предпочитают выполнять дети, составьте разные по видам деятельности варианты заданий: примеры, задачи, загадки, головоломки, ребусы и т.д. Предложите каждому выбрать, что ему больше нравится. Оценки не выставляются.
Бывает так, что мы оказываемся вовлеченными в какое-то дело намного сильнее, чем нам хотелось. Как же это происходит? Эксперименты показывают, нужно побудить человека к маленькой любезности, если мы желаем получить от него существенную помощь. Например, когда школьников просто попросили прийти в школу в 7 часов утра, пришло только 24%. Когда же школьников попросили поливать цветы и они согласились, а потом им сказали, что для этого нужно быть в школе в 7 часов утра, пришли 53%. Безобидная вначале любезность ведет потом к крупной уступке. Учителям нужно хорошо усвоить эту зависимость и постоянно пользоваться ею в коррекционных целях.
Заключение
Воспитание ребёнка с задержкой психического развития — тяжелый труд, однако, дифференцированный подход его значительно облегчает. Осознанно развивая врождённые свойства ребёнка, родители дают ему возможность правильно развиться и реализоваться, помогают справиться с возникающими проблемами и адаптироваться к давлению общества.
Системное мышление помогает полностью увидеть картину психического своего ребёнка и точно определить, что в его развитии является патологией и нуждается в медицинской коррекции, а что является врождённым свойством и нуждается в правильном развитии и реализации. Такой подход помогает не просто корректировать имеющиеся отклонения, но и предупреждать их возникновение.
Потребности сегодняшней жизни диктуют необходимость создания широкой сети образовательных дошкольных учреждений для детей, отстающих в развитии. Дошкольное детство — период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. И в особенности это касается детей с задержкой психического развития.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»