Педагогическое сопровождение воспитанников
в условиях инклюзивного образования
Казакова Елена Леонидовна
Трудовая подготовка обучающихся с отклонениями в развитии имеет более важное значение, чем для нормально развивающихся молодых людей, которое определяет их дальнейшее трудоустройство. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями здоровья самостоятельно осмысливать, принимать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т. е. меньше чем в норме, сформированной с различных сторон познавательной деятельности. Так в процессе трудового обучения расширяются и конкретизируются представления учащихся о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.Труд служит средством физического воспитания обучающихся с ментальными нарушениями. Труд на свежем воздухе благоприятно воздействует на развитие зрительнодвигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованость. Достижения трудовых целей, их результаты доставляют радость учащимся, вызывают эмоциональный отклик. Трудовое воспитание является важнейшим средством всестороннего развития личности обучающегося. Труд должен доставлять удовлетворение и радость, а все это возможно при условии, что он посилен обучающимся с нарушениями в развитии, осмыслен им, как приносящий пользу другим людям. Разумно ограниченный труд укрепляет физические состояние, здоровье учащихся, а также оказывает существенное влияние их на умственное развитие. Он способствует формированию таких качеств, как наблюдательность, сообразительность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.
Но при этом их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать учащимся разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему педагоги должны стремиться не только прививать учащимся трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него, желание повторить успех, который стимулирует потребность в труде.
Труд по озеленению – это работа в парках, на участках, работа по уходу за растениями в помещении, выращивание рассады. Трудовые обязанности учащимся с ограниченными возможностями в развитии распределяются с учетом их желаний и имеющегося опыта. Для них подобраны педагогически целесобразные виды труда с учетом возраста.
Работа по озеленению с учащимися мною проводится по 3 направлениям:
- Работа непосредственно в оранжерее: учащиеся реабилитационного центра здесь знакомятся с растениями закрытого грунта, комнатными растениями и методами работы с этими растениями.
- Работа на приусадебных участках: учащиеся участвуют в благоустройстве территории (сажают кустарники и деревья, проводят формовочную стрижку кустарников, сгребают скошенную траву, укладывая ее в компост, проводят ручную очистку бровки газона, разбивают новые бордюры и клумбы с цветами, выращенными своими руками), создавая уют и красоту вокруг.
- Работа в холлах и помещениях групп предусматривает работу непосредственно в зданиях детского дома и реабилитационного центра. В процессе проводимой работы по озеленению игровых помещений, холлов, мастерских и групп у ущащихся происходит формирование эстетического вкуса. Воспитание трудолюбия, создание психологической и практической готовности к труду являются главными задачами трудового воспитания учащихся с отклонениями в развитии. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности учащихся, развивать интерес к разным формам труда, помощи друг другу и старшим. При создании реабилитационного центра в детском доме-интернате № 1 было принято решение постройки оранжереи, где на сегодняшний день проходят обучение проживающие в реабилитационном центре. Работы по оформлению и благоустройству оранжереи начались с нуля, завозилась земля, постепенно приобретались растения, работа проводилась совместно как педагога, так и учащихся. Они с удовольствием брались за любые дела, выполняя поручения педагога, так велико было их желание поскорей начать занятия с растениями и познать новые открытия в озеленении.
Основными методами трудовой деятельности для учащихся с отклонениями в развитии является поэтапный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, совместные действия по образцу, по словесной инструкции. Подбор методов в обучении трудовым действиям проводится с учётом глубины нарушения интеллекта, состояния их моторики, восприятия, внимания.
Задачей педагога является заинтересовать обучающихся будущей работой в оранжерее, помочь им по возможности осознать её значимость. С этой целью проводятся экскурсии всех учащихся в оранжерею, на участки детского дома, по улицам города, организуются экскурсии в парки Петродворца с целью наблюдения за работой озеленителей, а также результатом их труда.
Учащихся, которые проявляют интерес к работе озеленителей, включают в список бригады, проходящих обучение в оранжерее. В летнее время учащиеся привлекаются к общественно полезному труду: уборка скошенной травы, прополка и полив клумб. Для посещения занятий в оранжерее выделяется рабочая одежда, место её хранения, проводятся беседа о правилах ухода за рабочей одеждой и обувью. Учащиеся посещают занятия согласно расписанию, а затем навыки и умения, полученные в результате обучения в оранжерее, обязательно находят своё применение в жизни. В каждой группе создан зелёный уголок, где обучающиеся с удовольствием ухаживают за растениями. Красота, созданная руками обучающихсяпод руководством педагога на участках детского дома и реабилитационного центра, не может оставить равнодушным никого. Не маловажным элементом в процессе обучения является совместная работа педагога и воспитателя, где педагогом проговариваются темы проводимых занятий для закрепления их на группах воспитателями. Этим закреплением является чтение произведений В. Маяковского «Кем быть?», беседы на темы: «Труд в жизни человека», «Времена года», «Профессия», «Я украшаю мир». Принимая участие в ежегодно проводимом в нашем учереждении празднике труда, учащиеся могут показать навыки и умения, приобретённые на занятиях педагогов дополнительного образования. Все эти мероприятия дают понимание социальной значимости труда в жизни человека, помогают воспитывать положительное отношение к труду и мотивируют к участию в трудовой деятельности.
Ознакомление учащихся с трудом взрослых, воспитание и уважение к нему и его результатам, стремление подражать и достигать таких же результатов и знаний в работе с растениями является немаловажным направлением в процессе обучения. Так, на протяжении всей работы педагогом в этих целях проводятся различные экскурсии в питомники и агрофирмы по выращиванию различных растений, где учащиеся знакомятся с трудом взрослых рабочих зелёного хозяйства. В процессе всей работы по обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья, педагог должени активировать внимание на результат труда, его значимости для людей. На таких занятиях учащиеся приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей жизни. Так, с этой целью дирекцией детского дома-интерната №1 было принято решение: на базе реабилиционного центра провести профессиональное обучение по программе«Рабочий зелёного хозяйства», в результате чего 10 учащихся получили дипломы с присвоением этой профессии и в дальнейшем были трудоустроенны. Сегодня они самостоятельно планируют, создают, выращивают посадочный материал для робаток и клумб детского дома, которые радуют глаз, поднимают хорошее настроение, как учащимся, так и педагогам, воспитателям и всем работникам нашего учреждения.
Учащиеся слышат положительные отзывы о своей работе, что вызывает чувство гордости за успех, ведёт к повышению их самооценки.
Молодые люди с минтальными нарушениями понимают, что от них зависит жизнь растений, поэтому стремятся совершенствовать свои умения, ответственно относиться к порученному делу.
На сегодняшний день ещё есть нерешённые задачи, но результат работы уже хорошо виден и учащиеся верят в себя, свою востребованность.
Те молодые люди с ментальными нарушениями, которые выпустились из Детского дома и ведут самостоятельный образ жизни, помнят и поддерживают связь со своими педагогами, давшими им начальное профессиональное образование. Они в процессе общения просят совета, рассказывают о своих жизненных ситуациях. Связь между педагогами и бывшими учащимися не прервана, и наши двери и душа для них всегда открыты.