Развитие коммуникативных навыков и способностей у детей с ОВЗ
Приймачук Никита АндреевичФормирование навыков общения у младших школьников является одной из актуальных задач современной школы, так как степень их сформированности влияет и на результативность обучения детей, и на процесс их социализации, развития личности в целом. Общественные отношения определяют запрос на развитие таких качеств личности, как коммуникабельность, способность к сотрудничеству с другими людьми. Согласно ФГОС нормативным требованием к деятельности современного педагога становится способность формировать и совершенствовать навыки общения младших школьников со сверстниками как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Особым этапом становления ребёнка как члена общества является младший школьный возраст. Ведущей в этот возрастной период у школьников становится учебная деятельность, которая является не просто деятельность по усвоению знаний, умений и навыков. На основе познавательной предметной деятельности у младших школьников формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения.
Межличностное общение в группе сверстников является ценным, привлекательным для младшего школьника, и от того, каким образом оно протекает, зависит направление дальнейшего развития его личности. Однако не всегда учебная деятельность обеспечивает успешное развитие навыков общения детей. В некоторых случаях она является необходимым, но недостаточным условиям для успешного развития навыков общения.
При недостаточном внимании педагога к проблемам общения учащихся нередки случаи негативных проявлений общения в группе - агрессии при взаимодействии, изолированности отдельных учащихся и пр. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается на всех сферах жизни младшего школьника: от поведения до успеваемости, толкает порой на различные противоправные поступки. В случаях неблагоприятного социального положения школьника в группе сверстников требуется вмешательство других школьных специалистов - социального педагога, психолога.
Контакты со сверстниками приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.
В нашем классе были проведены беседы и классные часы, но которых мы обсуждали, как правильно общаться в коллективе, что такое коллектив, кто такие друзья.
Также в своей работе мы применяем совместную деятельность детей, например, на уроках труда дети могут изготовить одну поделку (проект),на уроках физической культуры они сами придумывают игру, в которую все хотят играть, учатся проигрывать и побеждать, поддаваться, помогать друг другу, поддаваться. Во время совместных занятий ученики учатся правильному общению.
Также в нашем классе отмечаются дни рождения детей, ученики поздравляют друг друга, ведь класс – это маленькая семья, а тем более в условиях школы-интерната.
Хочу предложить несколько 5-ти минутных игр для детей, которые можно проводить в начале учебного дня или на перемене, или как физкультминутку. Эти игры способствуют развитию и обогащению активного словаря ребенка, развивают навыки вербального и невербального общения, развивают внимание, интерес к партнеру по общению, развивают умение входить в контакт, вести диалог.
“Кто говорит?”
Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.Дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.
“Угадай, кто это”
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.
“Пожелание”
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.
“Комплименты”
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
“Разговор по телефону”
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
“О чём спросить при встрече”
Цель: учить детей вступать в контакт.
Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.
“Прощай”
Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.
Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.
“Зоопарк”
Цель: развивать невербальные способы общения.
Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
“Сделай подарок”
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
“День наступает, всё оживает…”
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.
“Здороваемся без слов”
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.
“Робот”
Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.
“Эхо”
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определёенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.