Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Богданов Игорь Иванович

«Методика обучения предмету ОБЖ  школьников с задержкой психического развития»

 

Коррекционно-развивающее обучение в условиях специальных (коррекционных) общеобразовательных школах является педагогической системой, реализующей принципы единства, диагностики и коррекции недостатков развития, развитие общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию обучения детей с трудностями обучения.

Коррекционная направленность обеспечивается системой и методами изучения учебного материала, учитывающими особенности развития детей.

Главная роль в процессе воспитания и обучения детей принадлежит учителю. Деятельность учителя может быть успешной только в том случае, если он способен понимать внутренний мир другого человека, отождествлять себя с учеником, эмоционально сопереживать ему, владея системой знаний, о механизмах и путях коррекции нарушений при отклонениях интеллектуального развития, а также методами психолого-педагогической коррекции в учебно-воспитательном процессе. Ключевой задачей является формирование знаний о способах защиты, умений и навыков самоспасения при возникновении опасности. В связи с этим можно отметить значительное отличие предмета ОБЖ от других школьных дисциплин, а следовательно необходимость определенных отличий в структуре курса, организации изучения материала.

 

Наиболее эффективные методы и приемы обучения:

 

Урок – лекция

К такому типу урока приходится прибегать тогда, когда у учащихся отсутствуют учебники и тема дается из недоступных для них источников. От этого метода лучше отказаться, поскольку результаты такого урока трудно оценить с точки зрения его восприятия.

 

Метод наглядности

Теоретическая часть урока, предлагаемая учителем в различных формах с использованием наглядных пособий, таблиц, графиков и других дидактических материалов. Традиционный метод подачи нового материала, используется не более половины времени урока.

 

Беседа

Учитель вызывает учащихся на обсуждение какой-либо проблемы. Этот метод делает урок доверительным, развивает мышление и речь учащихся, позволяет выявить интересы и уровень их знаний.

 

Решение проблемных задач

До подачи нового материала перед учащимися ставится проблема, ученики пытаются ее решить самостоятельно, имея только собственный опыт и некоторые знания, приобретенные ранее. Этот метод позволяет заинтересовать ребят, выявить уровень их подготовки, проанализировать готовность учащихся к восприятию нового материала, облегчает задачу знакомства учеников с новым материалом. Важно описать вступление к постановке проблемы, из которого запланированная проблема и вытекает.

 

Дискуссия по теме

Учащиеся вступают в спор, имея собственный опыт и знания. Указанный метод позволяет выявить уровень знаний учащихся, развивает мышление, ученики охотно идут на спор с учителем, учатся отстаивать свою точку зрения. Чтобы спор начался, Нужно:

1.обозначить предмет спора.

2.естественным путем втянуть учащегося в спор.

 

Работа в сравнительных таблицах

Анализ предлагаемого материала в форме сравнения, исследования, обобщения. Этот метод дает наглядную характеристику различных понятий и позволяет оценить уровень знаний, подготовки, мышления каждого ученика.

 

Аналитическая работа с тестом

Учащимся предлагается статья из газеты или журнала о различных происшествиях. Учащиеся оценивают ситуацию, дают характеристики, определяют масштаб, последствия. Этот способ позволяет определить готовность ученика к оценки обстановки. Ученик в процессе анализа конкретного происшествия учится оценивать ошибки людей, думать о том, что следовало бы сделать, чтобы не произошло такой ситуации, как можно было избежать последствий той или иной ситуации.

 

Деловые игры

Учащимися в театрализованной форме разыгрывается предлагаемая ситуация. Данный метод делает урок живым, интересным, вносит формы экспромта и позволяет закрепить знания во время подачи материала самим учащимся. Учащимся дается задание для деловой игры.

 

Практическая работа

При этом методе применяются теоретические знания на практике, что позволяет учащимся приобрести и закрепить определенные навыки. Особенно интересно отрабатываются практические вопросы при изучении тем медицинской подготовки.

 

Урок с элементами игры.

Такой метод позволяет внести живость в урок, заинтересовать учащегося конечным результатом, вызвать дух соревнования.

 

Урок с элементами викторины.

Этот метод позволяет заинтересовать учащихся конечным результатом, выявить уровень их знаний по пройденному и дополнительному материалу, оценить самостоятельную подготовку учеников, сделать сравнительный анализ по различным группам учащихся.

 

         В качестве основным методов обучения используются рассказ, беседа, практические занятия в форме сюжетных игр, ситуационный способ обучения, ролевые игры.

         Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным. Однако они не умеют внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя. Самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему задач, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов, удерживать в памяти определенное количество условий в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Эти дети обычно имеют бедный запас общих знаний. Для них характерна задержка развития в целом. Поэтому необходимо проводить также коррекционно-развивающую работу по формированию интереса к познанию окружающего мира, развитию аналитических способностей умственных операций отвлечения, обобщения.

         Фронтальное коррекционно-развивающее обучение, осуществляемое учителями на уроках, позволяет обеспечить уровень усвоения учебного материала, знаний и умений, соответствующий требованиям образовательного стандарта.

         Определены следующие методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения учащимися знаний:

- усиление роли практической направленности изучаемого материала;

- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

- опора на жизненный опыт ребенка;    

- опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;

- введении в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование значимых для школы функций, необходимых при решении учебных задач.

         Существенной чертой коррекционно-развивающего педагогического процесса является индивидуальная, групповая коррекционная работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Подобные занятия могут иметь общеразвивающие цели: повышение уровня общего, сенсорного и интеллектуального развития, развитие памяти и внимания, коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. Кроме того, занятия могут иметь характер предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.

         В последнее время обсуждение проблем общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы приобрело достаточно широкий характер.

         Недостаточное внимание педагогических коллективов к проблемам каждого конкретного ученика, непонимание причин этих проблем способствуют тому, что все эти дети, если им не будут обеспечены адекватные их образовательным потребностям педагогические условия, могут оказаться в «группах риска» среди трудных подростков – неуспевающих в общеобразовательной школе (60-70%) составляют дети с задержкой психического развития. В работе педагога с такими детьми самое важное: построение доверительных отношений, составление индивидуальных карт способностей, недостатков и черт характера и подбор по этим картам индивидуальных развивающих заданий. Учащиеся  в коррекционных школах составляют группу повышенного риска жизнедеятельности – им особенно важно в процессе обучения привить умения и потребности, обеспечивающие возможности сохранить свое здоровье, не попасть в точку невозврата в критической ситуации, не создать проблем для своих близких и других людей. Таким детям труднее социализироваться и адаптироваться к современным условиям жизни  с ее чрезмерно высоким для них темпом развития событий и реализации жизненных планов, обеспечения насущных потребностей. Поэтому предмет ОБЖ для них играет особое значение, а преподавать его надо  в алгоритме, отличающемся от алгоритма урока для здоровых  детей.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»