Богданов Игорь Иванович
«Методика обучения предмету ОБЖ школьников с задержкой психического развития»
Коррекционно-развивающее обучение в условиях специальных (коррекционных) общеобразовательных школах является педагогической системой, реализующей принципы единства, диагностики и коррекции недостатков развития, развитие общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию обучения детей с трудностями обучения.
Коррекционная направленность обеспечивается системой и методами изучения учебного материала, учитывающими особенности развития детей.
Главная роль в процессе воспитания и обучения детей принадлежит учителю. Деятельность учителя может быть успешной только в том случае, если он способен понимать внутренний мир другого человека, отождествлять себя с учеником, эмоционально сопереживать ему, владея системой знаний, о механизмах и путях коррекции нарушений при отклонениях интеллектуального развития, а также методами психолого-педагогической коррекции в учебно-воспитательном процессе. Ключевой задачей является формирование знаний о способах защиты, умений и навыков самоспасения при возникновении опасности. В связи с этим можно отметить значительное отличие предмета ОБЖ от других школьных дисциплин, а следовательно необходимость определенных отличий в структуре курса, организации изучения материала.
Наиболее эффективные методы и приемы обучения:
Урок – лекция
К такому типу урока приходится прибегать тогда, когда у учащихся отсутствуют учебники и тема дается из недоступных для них источников. От этого метода лучше отказаться, поскольку результаты такого урока трудно оценить с точки зрения его восприятия.
Метод наглядности
Теоретическая часть урока, предлагаемая учителем в различных формах с использованием наглядных пособий, таблиц, графиков и других дидактических материалов. Традиционный метод подачи нового материала, используется не более половины времени урока.
Беседа
Учитель вызывает учащихся на обсуждение какой-либо проблемы. Этот метод делает урок доверительным, развивает мышление и речь учащихся, позволяет выявить интересы и уровень их знаний.
Решение проблемных задач
До подачи нового материала перед учащимися ставится проблема, ученики пытаются ее решить самостоятельно, имея только собственный опыт и некоторые знания, приобретенные ранее. Этот метод позволяет заинтересовать ребят, выявить уровень их подготовки, проанализировать готовность учащихся к восприятию нового материала, облегчает задачу знакомства учеников с новым материалом. Важно описать вступление к постановке проблемы, из которого запланированная проблема и вытекает.
Дискуссия по теме
Учащиеся вступают в спор, имея собственный опыт и знания. Указанный метод позволяет выявить уровень знаний учащихся, развивает мышление, ученики охотно идут на спор с учителем, учатся отстаивать свою точку зрения. Чтобы спор начался, Нужно:
1.обозначить предмет спора.
2.естественным путем втянуть учащегося в спор.
Работа в сравнительных таблицах
Анализ предлагаемого материала в форме сравнения, исследования, обобщения. Этот метод дает наглядную характеристику различных понятий и позволяет оценить уровень знаний, подготовки, мышления каждого ученика.
Аналитическая работа с тестом
Учащимся предлагается статья из газеты или журнала о различных происшествиях. Учащиеся оценивают ситуацию, дают характеристики, определяют масштаб, последствия. Этот способ позволяет определить готовность ученика к оценки обстановки. Ученик в процессе анализа конкретного происшествия учится оценивать ошибки людей, думать о том, что следовало бы сделать, чтобы не произошло такой ситуации, как можно было избежать последствий той или иной ситуации.
Деловые игры
Учащимися в театрализованной форме разыгрывается предлагаемая ситуация. Данный метод делает урок живым, интересным, вносит формы экспромта и позволяет закрепить знания во время подачи материала самим учащимся. Учащимся дается задание для деловой игры.
Практическая работа
При этом методе применяются теоретические знания на практике, что позволяет учащимся приобрести и закрепить определенные навыки. Особенно интересно отрабатываются практические вопросы при изучении тем медицинской подготовки.
Урок с элементами игры.
Такой метод позволяет внести живость в урок, заинтересовать учащегося конечным результатом, вызвать дух соревнования.
Урок с элементами викторины.
Этот метод позволяет заинтересовать учащихся конечным результатом, выявить уровень их знаний по пройденному и дополнительному материалу, оценить самостоятельную подготовку учеников, сделать сравнительный анализ по различным группам учащихся.
В качестве основным методов обучения используются рассказ, беседа, практические занятия в форме сюжетных игр, ситуационный способ обучения, ролевые игры.
Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным. Однако они не умеют внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя. Самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему задач, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов, удерживать в памяти определенное количество условий в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Эти дети обычно имеют бедный запас общих знаний. Для них характерна задержка развития в целом. Поэтому необходимо проводить также коррекционно-развивающую работу по формированию интереса к познанию окружающего мира, развитию аналитических способностей умственных операций отвлечения, обобщения.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение, осуществляемое учителями на уроках, позволяет обеспечить уровень усвоения учебного материала, знаний и умений, соответствующий требованиям образовательного стандарта.
Определены следующие методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения учащимися знаний:
- усиление роли практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
- опора на жизненный опыт ребенка;
- опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
- введении в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование значимых для школы функций, необходимых при решении учебных задач.
Существенной чертой коррекционно-развивающего педагогического процесса является индивидуальная, групповая коррекционная работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Подобные занятия могут иметь общеразвивающие цели: повышение уровня общего, сенсорного и интеллектуального развития, развитие памяти и внимания, коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. Кроме того, занятия могут иметь характер предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.
В последнее время обсуждение проблем общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы приобрело достаточно широкий характер.
Недостаточное внимание педагогических коллективов к проблемам каждого конкретного ученика, непонимание причин этих проблем способствуют тому, что все эти дети, если им не будут обеспечены адекватные их образовательным потребностям педагогические условия, могут оказаться в «группах риска» среди трудных подростков – неуспевающих в общеобразовательной школе (60-70%) составляют дети с задержкой психического развития. В работе педагога с такими детьми самое важное: построение доверительных отношений, составление индивидуальных карт способностей, недостатков и черт характера и подбор по этим картам индивидуальных развивающих заданий. Учащиеся в коррекционных школах составляют группу повышенного риска жизнедеятельности – им особенно важно в процессе обучения привить умения и потребности, обеспечивающие возможности сохранить свое здоровье, не попасть в точку невозврата в критической ситуации, не создать проблем для своих близких и других людей. Таким детям труднее социализироваться и адаптироваться к современным условиям жизни с ее чрезмерно высоким для них темпом развития событий и реализации жизненных планов, обеспечения насущных потребностей. Поэтому предмет ОБЖ для них играет особое значение, а преподавать его надо в алгоритме, отличающемся от алгоритма урока для здоровых детей.