Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Хорева Виктория Викторовна,
Государственное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад №93 компенсирующего вида
Калининского района г.Санкт-Петербурга,
учитель-логопед высшей категории


    Материал представляет собой авторскую методику работы с детьми школьного возраста с ДЦП, а также с детьми, имеющими повышенную активность.

Релаксация как система расслабляющих упражнений

Цель мероприятий:
- Нормализация нарушенного мышечного тонуса (снижения тонуса, уменьшение эластичности мышц)
- Развитие способности произвольной регуляции – напряжение и расслабление мышц по инструкции
- Снятие психического и эмоционального напряжения (после стрессовых ситуаций, для настройки на предстоящую работу)

Большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.
Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для развития двигательной сферы и становления речи. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Важным моментом при выполнении упражнений на расслабление является подключение сенсорных каналов:
- использование специально подобранного музыкального сопровождения – спокойные, тихие, плавные мелодии, звуки природы
- применение цветотерапии – использование зеленого, голубого и синего цвета, оказывающих успокаивающее и расслабляющее действие
- ароматотерапия – запах хвойного леса (если нет противопоказаний)
- мышечная релаксация – комфортная безопасная удобная опора. Можно поместить ребенка в «рефлесозапрещающие» позиции с целью ослабления или гашения патологических тонических рефлексов
- психотерапевтический тренинг для снятия психического и эмоционального напряжения. Возможны различные сценарии для релаксации (дети ложатся, принимают удобную позу, закрывают глаза, делают несколько циклов глубокого дыхания, например, «пляж», «ковер-самолет».
Релаксация может проводиться в начале и в конце любого развивающего занятия с целью «настройки» и с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.
Умение распознавать отдельные группы мышц начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мыщц рук, ног,корпуса, шеи. Детям, не страдающим ДЦП, предлагается сначала ощутить некоторое напряжение этих мышц, затем почувствовать расслабление. Подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным.
Проблемы расслабления мышц превалируют в работе в детьми с ДЦП. Любая работа, особенно, логопедическая, может проводиться только после достижения общей релаксации. Для определения степени общей релаксации предлагается поднять за запястье руку ребенка, лежащего на спине и уронить ее. Рука должна свободно упасть. Покачивание головы из стороны в сторону не должно встречать сопротивление. Лицевые мышцы должны быть расслаблены, что проверяется  потряхиванием подбородка.
Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с
- общего мышечного расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук
- проводится расслабляющий массаж мышц лица (при повышении тонуса в речевых мыщцах)

Сначала обязателен выбор позы. Все движения медленные, плавные, легкие , поглаживающие и скользящие, производится равномерно кончиками пальцев в медленном темпе.
Такой массаж распространяется только на те места, где имеется повышение мышечного тонуса. У данной группы детей при переходе от расслабления к произвольным движениям эффект быстро проходит. Поэтому необходимо вырабатывать контроль за тонусом мышц в произвольных движениях с использованием психологических методов.
Если мышцы расслаблены, эмоциональное возбуждение ослабевает, снижается уровень бодрствования головного мозга и ребенок становится внушаемым. В момент внушения глаза детей закрыты, происходит определенное отключение от действительности, а это значительно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого внушения – помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость  пользоваться мышечной релаксацией.
Методические указания
Процесс обучения релаксации делится на несколько этапов от мышечной релаксации по контрасту к мышечной релаксации по представлению и далее к внушению мышечной и эмоциональной релаксации, введению  формул красивой речи.
Метод релаксации по заключению специалистов, является физиологически безопасным, и не дает негативных последствий.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»