Разработка социальной пробы по адаптации детей
с ограниченными возможностями здоровья в социум
с ограниченными возможностями здоровья в социум
Путь хлеба к нашему столу
Борисова Елена Александровна,
учитель начальных классов школы-интерната № 37
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Пояснительная запискаучитель начальных классов школы-интерната № 37
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Основная задача обучения и воспитания детей с ОВЗ – это социально-бытовая и социально-трудовая адаптация обучающихся с недостатком интеллекта, с последующей интеграцией их в общество. Главная цель социальной адаптации – подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных социально-экономических условиях. Обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельной жизни.
Многочисленные наблюдения показывают, что обучающиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед специальной (коррекционной) школой встаёт ряд требований в подготовке выпускника, который должен не только обладать определенными знаниями и умениями, но и уметь быть конкурентноспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к выбору методов обучения. Одним из самых эффективных методов обучения является метод социальной пробы.
Наиболее активно процесс социализации происходит в рамках проектной деятельности, которая позволяет преодолеть отрыв процесса обучения от жизни, учитывает мотивы и интересы каждого ученика.
Введение в процесс образования на уроках в коррекционной школе метода социальной пробы открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Метод социальной пробы в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности обучающихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность обучающихся – парную, групповую индивидуальную, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
В своей работе над социальной пробой я использую алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Не все обучающиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому я сформировала группу так, чтобы были задействованы обучающиеся с разными уровнями развития. Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяли тему проекта, ставили цели и задачи предстоящей работы, определяли направления работы.
Решение поставленных задач было связано с выбором нужной информации, её обработкой и правильным использованием, дальнейшим анализом полученных результатов.
Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.
Проанализировав основные трудности социальной адаптации детей с недостатками интеллекта, мы разработали пробу «Путь хлеба к нашему столу». Во многих продовольственных магазинах сёл, посёлков, небольших городков обязательно есть отдел «Хлеб». Хлеб является ежедневной неотъемлемой частью рациона человека. Большинство людей не мыслят свою жизнь без этого продукта. На протяжении многих столетий хлеб готовится по одному и тому же рецепту. В его состав входят: мука, вода, поваренная соль, дрожжи. В любом случае главным компонентом в процессе приготовления хлеба является мука, которую получают из зерна. Хлеб и любовь к нему заложена прямо в подсознании. И дети любят хлеб, и взрослые. Социальная проба «Путь хлеба к нашему столу» познакомит детей с процессом выращивания хлеба, сформирует представление о содержании труда людей, которые участвуют в появлении хлеба на наших столах. Занятия помогут воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну богаче. Хлебом и солью встречали и провожали русские люди всякого желанного заезжего гостя и подносили хлеб-соль дорогому, любимому человеку, которому желали доказать почтение и покорность. Мы знаем, что в хлебе заложен труд земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, и мы должны испытывать к нему уважение!
План работы
1.Выбор темы.
Проблема, сформулированная педагогом и детьми:
«Определить, как и откуда хлеб появляется у детей на столах».
2.1. Цель социальной пробы для детей: | 2.2. Цель работы над социальной пробой для педагога: |
Формировать представление детей о долгом пути хлеба от поля до стола, о процессе выращивания хлеба. |
Познакомить детей с процессом выращивания, жатвы, сушки, обмолота зерна. Формировать представление о людях, которые выращивают зерновые культуры, обрабатывают зерно и пекут хлеб. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. |
3.1.Задачи работы над социальной пробой для детей: | 3.2.Задачи работы над социальной пробой для педагога: |
При помощи исследовательской деятельности изучить процесс выращивания и обработки зерна, свойства муки и зерна (цвет, форма, размер, вес, поверхность); процесс самостоятельной выпечки хлеба. Закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. | Подбор материала для изучения появления хлеба на наших столах по средствам наглядной и практической деятельности; чтения художественной литературы; организация наблюдения за ростом ростков зерновых культур. Организация экскурсий на мукомольный и хлебный заводы с целью знакомства с профессиями людей, причастных к процессу изготовления хлеба. Организация экскурсии в музей, с целью знакомства со старинными методами обмолота зерна. Экскурсия в продуктовый магазин с целью знакомства с ассортиментом и ценами, продаваемых хлебобулочных изделий. |
4.Описание продукта, полученного в результате выполнения социальной пробой: | |
Самостоятельная выпечка хлеба. Изготовление альбома «Путь хлеба к нашему столу». Изготовление плаката «Берегите хлеб». Изготовление тактильной книги «Путь хлеба к нашему столу». |
6. Способы выполнения пробы: групповой
7. Участники проекта: обучающиеся 2 класса
8. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения пробы:
1. Художественная литература: рассказ «Лёгкий хлеб».
2. Мнемотаблица «Узнаём, что где и как растёт».
3. Иллюстрации с изображением: поля и сельскохозяйственной техники, хлебобулочных изделий.
4. Коллекция образцов колосьев и зерна пшеницы и ржи.
5. Образцы хлебобулочных изделий.
6. Продукты и оборудование для самостоятельной выпечки хлеба.
7. Компьютерное оборудование для презентации.
9. Планируемое деятельность детей и педагога на различных этапах социальной пробы:
1 Этап – ПОИСКОВЫЙ
Вхождение в проблему.
- Неуважительное отношение к хлебу детей данной категории.
- Как хлеб попадает к нам на стол?
- Что делают в пекарне?
- Из чего пекут хлеб?
- Из чего мука?
- Откуда зерно?
- Как и где выращивают колосья пшеницы?
2 Этап - АНАЛИТИЧЕСКИЙ
2.1. Подбор иллюстративного материала для выставки хлебобулочных изделий.
2.2. Подбор художественной литературы.
2.3. Обращение к родителям о подборе с детьми пословиц, поговорок, иллюстраций о хлебе.
3 Этап - ПРАКТИЧЕСКИЙ
3.1. Организация посева зёрен пшеницы.
3.2. Изготовление дневника наблюдений за прорастанием ростков пшеницы.
3.3. Занятие «Как хлеб растёт».
3.4. Экскурсия на мукомольный завод «Как хлеб попадает на стол».
3.5. Занятие «Путешествие Колоска».
3.6. Экскурсия на хлебозавод.
3.7. Занятие «Берегите хлеб»
3.8. Экскурсия в продовольственный магазин.
4 Этап – КОНТРОЛЬНО-ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
4.1. Самостоятельная выпечка хлеба.
4.2. Изготовление плаката «Берегите хлеб»
4.3. Изготовление тактильной книги «Путь хлеба к нашему столу».
4.4. Изготовление альбома «Путь хлеба к нашему столу».
5 этап – ГРУППОВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ