Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация учебно-тренировочного процесса для детей с ОВЗ

(интеллектуальные нарушения)
Менщикова Юлия Владимировна,
учитель физической культуры ГБОУ
школа № 59 Санкт-Петербурга 
Переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличения гласности.
Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности — проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.
Интеллектуальные нарушения  являются самые распространенные из всех нарушений здоровья человека. В 1994 г. по предложению Всемирной организации здравоохра­нения принята Международная классификация психических и пове­денческих расстройств (МКБ-10), рассматривающая различные про­явления врожденного слабоумия под единым названием «Умственная отсталость».
Адаптивная физическая культура  тесно связана с другими областями науки и стремится интегрировать понятия медицины, образования и т.д.  с целью усовершенствовать развитие и качество жизни человека с  интеллектуальными нарушениям, направлена на социализацию личности человека. Степень адаптации находится в прямой зависимости от клинико-психопатологического состояния детей, поэтому специалисту адаптивной физической культуры для продуктивной педагогической деятельности необходимо знать харак­терные проявления основного дефекта, особенности физического, пси­хического, личностного развития данной категории детей. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями помогают овладеть детям разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. Е.С. Черник (1997) утверждает, что уровень развития физичес­ких качеств находится в прямой зависимости от интеллектуально­го дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной умственной отсталостью — на 27%, с тяжелой — около 40%. 1

 
1 - Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.
Несмотря на то,  что умственная отсталость — явле­ние необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции.
          На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тя­жесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вто­ричные нарушения, особенности психической и эмоционально-воле­вой сферы детей.
1. Нарушения в развитии двигательных способностей:
1) нарушение координационных способностей — точности дви­жений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентиров­ки; точности движений во времени; равновесия;
2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению бы­строй динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к стати­ческим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скорост­но-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%.
Нарушения основных движений:
  • неточность движений в пространстве и времени;
  • грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;.
  • отсутствие ловкости и плавности движений;
  • излишняя скованность и напряженность;
  • ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостат­ках целесообразного построения движений, затруднениях при выпол­нении или изменении движений по словесной инструкции. Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, сте­пень приспособления к физической нагрузке зависят не только от пора­жения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. От­сутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабля­ется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.
Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо- сколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональ­ная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие диспластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых школьников.
Развитие основных физических способ­ностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим законо­мерностям возрастного развития, но у умственно отсталых школьни­ков темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2—3 года. Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации дви­жений.
Воспитательные, образовательные, оздоровительные и задачи физического развития:
  • укрепление здоровья, закаливание организма;
  • обучение основам техники движений, формирование жизнен­но необходимых умений и навыков;
  • развитие физических способностей;
  • формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;
  • воспитание потребности и умения самостоятельно занимать­ся физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
  • воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине, организованности, ответственности за свои
  • согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений;
  • согласованности движений и дыхания;
  • компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;
Специальные задачи:
1) Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.:
  • поступки, ак­тивности и самостоятельности;
  • согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы);
  • согласованности движений и дыхания;
  • компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;
  • формирование движений за счет сохранных функций.
 2) Коррекция и развитие координационных способностей:
- ориентировки в пространстве;
- дифференцировки усилий, времени и пространства;
- расслабления;
- быстроты реагирования на изменяющиеся условия;
- статического и динамического равновесия;
- ритмичности движений;
- точности мелких движений кисти и пальцев.
3) Коррекция и развитие физической подготовленности:
- целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств;
- развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных спо- собностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
4) Коррекция и профилактика соматических нарушений:
- формирование и коррекция осанки;
- профилактика и коррекция плоскостопия;
- коррекция массы тела;
- коррекция речевого дыхания;
- укрепление   сердечно-сосудистой   и  дыхательной  систем.
5) Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:
- развитие  зрительно-предметного,  зрительно-пространственного и слухового восприятия;
- дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие зрительного и слухового внимания;
дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;
- развитие воображения;
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
6) Развитие познавательной деятельности:
  • формирование представлений об элементарных движениях, частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об упражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий;
  • расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью  физических  упражнений (формирование пространственных представлений, речевой и ком- муникативной деятельности, знакомство с животным миром и т.п.).
7) Воспитание личности умственно отсталого ребенка.
              Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.
Программный материал по физической культуре включает следующие разделы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание. Каждый их этих разделов включает многочисленные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения.
Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в следующие группы:
1.Упражнения, связанные с перемещением тела в  пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.
2.Общеразвивающие упражнения:
а) без предметов;
б) с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.);
в) на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах).
3.Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
4.Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления.
5.Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.
6.Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.
7.Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
8.Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.
9.Упражнения с речитативами, стихами,  загадками,  счетом  и т. п., активизирующие познавательную деятельность.
10.Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.
11.Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.
12.Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.
К   естественно-средовым   факторам   относится   использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья,  профилактики простудных  заболеваний,  закаливания  организма. Для детей с умственной отсталостью —  это купание,  плавание,  ходьба босиком по массажной дорожке, траве,  песку,  прогулки  на лыжах, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках. Рядом авторов установлено, что для детей-инвалидов с детства плавание с первых месяцев жизни оказывает не только благотворное влияние на все функции организма ребенка, но  является  эффективным средством коррекции двигательных и психических нарушений.
Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и  личной  гигиены режим дня,  соотношение  бодрствования и сна, учебы и отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для умственно отсталых детей важны не только знания о влиянии естественных сил природы и гигиенических факторов, но и приучение их ко всем видам закаливания, режиму двигательной активности и личной  гигиене, превращая их в привычку. Даже детям, имеющим грубые нарушения моторики в виде параличей и парезов, а также часто болеющих пневмонией, ангиной, бронхитом, необходимо закаливание, сначала местное — обтирание рук, ног, а затем общее — обливание теплой водой с постепенным снижением температуры. Педагогам, воспитателям, медицинским работникам, проводящим закаливание, следует внимательно наблюдать за реакцией детей на эти процедуры — поведением, сном, аппетитом.
Общие методы:
- методы формирования знаний;
-методы обучения двигательным действиям;
-методы развития физических способностей;
-методы воспитания личности;
-методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;
-методы регулирования психического состояния детей.
В основе их лежат закономерности обучения, возрастного развития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.
        Ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической  подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.
Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:
1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;
2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
3) максимально активизировать познавательную деятельность;
  1. ориентироваться на сохранные функции, сенситивные  периоды развития и потенциальные возможности ребенка;
  2. при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
  3. упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.
Вывод: главная задача  преподавателя по адаптивной физической культуре - вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде.
Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.
 
Список литературы:
" Частные методики адаптивной физической культуры": Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»