Внимание как регулирующая функция
интеллектуальной деятельности
Пучкова Марина Игоревна
В тесной связи с вниманием находится проблема произвольности, так как она является одним из основных показателей готовности ребенка к школе.Функция произвольности является базовой для осуществления любого вида деятельности, включая и познавательную, так как обеспечивает регуляцию всех психических процессов (восприятия, памяти, мышления), также поведения, она же является необходимой основой для формирования и развития внимания.
У. Джеймс отмечал, что для произвольного волевого акта не требуется ничего, кроме внимания, сопряженного с усилием. «В случаях наиболее «произвольного» волнения главнейший подвиг воли заключается, в том чтобы направить сознание на непривлекательный объект и сосредоточить на нем все внимание».
А. Ф. Лазурский говорил о том, что если человек утомлен или окружающие условия не благоприятствуют сосредоточению, то для его достижения необходимо прикладывать волевое усилие. Данное усилие является характерным элементом активного внимания. Активное внимание всегда является апперцептивным, т.е. сознательным. В процессе активного внимания наличествуют руководящие представления. Особенно данный момент выступает в выжидательном внимании.
В тесной связи с проблемой внимания встает проблема воли, так как в основе внимания лежат волевые процессы, когда необходимо удерживать концентрацию внимания, когда деятельность становиться уже не интересной, именно в этот момент вступает в силу воля.
Произвольное управление действиям, соблюдение правил, возможны когда ребенку ясны цели и он знает, что ему требуется выполнить небольшое количество заданий. Длительное напряжение произвольного внимания приводит к утомлению.
Регуляторная функция психики изучается в отечественной и зарубежной психологии в различных аспектах (нейропсихологическом, психофизиологическом, психологическом). Важнейшая цель психологического аспекта – изучение психологических механизмов саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
Большой вклад в разработку психологических механизмов саморегуляции внесли такие советские психологи как; А. А. Смиронов (Развитие логической памяти, 1976; Естественнонаучные основы психологии, 1978), А. В. Запорожец (1960), П. Я. Гальперин (1959,1974), Н. С. Лейтес (1971, 1972), Б. Ф. Ломов (1975), Д. Б. Эльконин (1961) О. А. Конопкин (1977) и многие другие. По мнению С. Л. Рубинштейна, в составе любой способности имеют место два основных компонента: операционный, посредством которого осуществляется деятельность, и регуляторный. Регуляторный компонент включает в себя психические процессы и функции, которые ответственны за качество процессов регулирования операций. Именно в этих процессах, как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, заключается «ядро» умственных способностей.
Некоторые зарубежные исследователи выделяют регулирующую функцию в структуре интеллекта в форме внимания, внимательности (уровень интеллекта считают производным от уровня внимания) Так, А. Бине, Т. Симон (1916) и другие вводят внимание в структуру интеллектуальных операций. А. Бине определяет интеллект как способность приспособления средств к цели, а внимательность считал важнейшей характеристикой умственной деятельности способных детей. Он писал: «Одной из первых характеристик, отличающих развитый интеллект от отсталого, является способность направлять процесс мышления».
О регулирующей и контролирующей функции внимания писали многие отечественные психологи (Н. Ф. Добрынин, И. В. Страхов, П. Я. Гальперин, С. Л. Кабылицкая и другие). При этом исследователи не включают регулирующую функцию внимания в структуру общих способностей, а ставят в зависимость от целей и задач личности, мотивации деятельности, морально-волевых качеств, общественной и личной значимости деятельности. В свою очередь П. Я. Гальперин выделяет во внимании собственное психологическое содержание -контроль за деятельностью. В совместной работе с С. Л. Кабыльницкой он пишет: «Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. Не только по происхождению, но и по действительному, скрытому от всякого наблюдения содержанию, по своему механизму и объективно выполняемой работе внимание остается предметным действием-действия контроля».
При произвольном внимании контролируемое содержание, средства и способы контроля определяются субъектом деятельности в соответствии с объективными требованиями задачи. Сформированное действие контроля носит характер умственного, сокращенного и в какой-то степени автоматизированного действия, осуществляемого посредством внутренних, ранее сформированных процессов и на основе речи. Гипотеза о внимании, как идеальном и сокращенном действии контроля, получила экспериментальную проверку в исследовании С. Л. Кабыльницкой (1970). Была доказана принципиальная возможность целенаправленного педагогического управления формированием действия контроля в учебной деятельности школьников. Предложена определенная технология, которая оправдывает себя в практической работе с детьми.
Исследование М. Н. Аксеновой (М. Н. Аксенова, К. А. Некрасова, 1971) посвящено изучению особенностей свойств устойчивости и интенсивности произвольного внимания, общих возможностей их развития у детей 6-7 лет в условиях традиционного воспитания и обучения в детском саду, и в условиях педагогического эксперимента. Свойства внимания изучались при предъявлении детям малоинтересного задания, содержащего ряд правил, в различных условиях эксперимента на групповых и индивидуальных занятиях, при наличии внешнего контроля ( в присутствии воспитателя) и в его отсутствии. У части 6-7-летних дошкольников обнаружены значительные возможности сосредоточения на малоинтересной деятельности, самоконтроля в различных условиях ее организации. Другая часть дошкольников на общегрупповых занятиях и в деятельности без внешнего контроля работала неровно, постоянно отвлекалась, допускала большое количество разнообразных ошибок, самостоятельно ошибки не исправляла. У этих детей отсутствовала привычка к произвольному сосредоточению на малоинтересной деятельности ни в присутствии, ни в отсутствии взрослого.
Теория П. Я. Гальперина позволяет подойти к вопросу произвольного внимания с несколько иной стороны. В результате этих исследований было установлено, что формирование умственных действий, в конце концов приводит к образованию мысли, мысль же представляет собой двойное образование: мыслимое предметное содержание и собственно мышление о нем, как психическое действие, обращенное на это содержание. Анализ показал, далее, что вторая часть этой диады есть не что иное, как внимание, и что это внутреннее внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия. Но нужно подчеркнуть, что внимание, как отдельный, акт внимания образуется тогда, когда действие контроля становится не только умственным, но и сокращенным. Процесс контроля, выполняемый как внешняя, предметная, материальная деятельность, есть лишь то, что он есть, и отнюдь не является вниманием. Наоборот, он сам требует актов внимания, сложившихся к этому времени. Но когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда — и только тогда — оно становится вниманием, новым конкретным процессом внимания. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль .
Внимание произвольное есть внимание планомерное. Это — контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленного критерия и способа его применения. Наличие такого плана и критерия позволяет вести контроль, а вместе с тем и направлять внимание на то, на что мы хотим его направить, а не на то, что “само бросается в глаза”. Конечно, такое планомерное действие по происхождению и природе является общественным и предполагает участие речи в его организации; оно возможно только у человека. Непроизвольное внимание тоже есть контроль, но контроль, идущий за тем, что в предмете или обстановке «само бросается в глаза».
Таким образом, функция произвольности является базовой для осуществления любого вида продуктивной и учебной деятельности, поскольку обеспечивает регуляцию всех психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и поведенческих реакций, она же является необходимой основой формирования внимания. В этой связи отработка всех перечисленных выше звеньев системы произвольной саморегуляции является залогом успешного овладения учебной деятельностью.
Произвольное внимание является одним из проявления волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде, развитие данного вида внимания связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.
В дошкольном возрасте внимание редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи, т.е. внимание не является произвольным, только в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции.
Литература.
Психология внимания под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. Москва 2005 г.
У. О. Ульянова. Шестилетние дети с ЗПР. Москва 1990 г.
А. Л. Сиротюк. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Москва 2005 г.
А. А. Осипова. Диагностика и коррекция внимания для детей 5-9 лет. Москва 2004 г.