Особенности обучения и воспитания детей
с гиперактивностью (СДВГ) дошкольного возраста
Дмитриева Анастасия Сергеевна
Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению такого ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д.Диагноз может ставить только врач (невролог или психиатр) после 5 лет!
Педагогам и родителям следует знать особенности воспитания и обучения детей с таким диагнозом. Иначе, неверно трактуя поведение ребенка, могут совершать ошибки, которые будут только усугубляют ситуацию.
- В первую очередь, следует убрать раздражители, создать ребенку спокойную среду – комнату лучше оформить в пастельных тонах, оставить минимальное количество игрушек в поле зрения. В группе детского сада также следует учитывать эти моменты, организовать уголок уединения. Активные игры и праздники проводить в первой половине дня.
- Строгие правила в группе и дома (по возможности для всей семьи). Ребенку будет гораздо комфортнее в строго определенном режиме (следует составить расписание/график дел, с указанием времени, и повесить на видном месте). О значимых событиях, поездках, походах к врачам и т.д. ребенку лучше сообщать заранее.
- Активные занятия нужно чередовать со спокойными, стараясь избегать переутомления ребенка. А также, приучать ребенка всегда доводить игру до конца! Но следует учитывать, что ему это дается с огромным трудом. Поэтому, желательно, завершать деятельность на позитивной ноте, успехе ребенка, когда чувствуете, что он устал.
- Не требовать от ребенка высоких оценок и результатов. Выбирать для досуга занятия, в которых ребенок более успешен!
- Не сравнивать достижения ребенка с другими детьми. Важнее отмечать, что у самого ребенка получилось лучше, чем в прошлый раз.
- Гиперактивные дети очень уязвимы и эмоциональны, по этой причине, наказания неэффективны, они только подкрепят негативное поведение. Ребенок, стараясь защититься от наказаний, становится агрессивным, импульсивным. Лучше выработайте свою систему поощрений (например, ребенок получает баллы/наклейки за помощь в быту, а за определенное количество собранных баллов получает награду).
Как успокоить ребенка?
Дети с СДВГ легко возбуждаются и тяжело успокаиваются. Они могут подолгу истерить, кричать, ломать вещи, бегать и прыгать. В такой ситуации важно не ждать, пока ребенок «выплеснет эмоции», а сразу же его успокоить:
- Тихим голосом и доброжелательным тоном спросите, что случилось и почему он так себя ведет?
- Найдите решение проблемы, если ребенок поделился тем, что его беспокоит. Переключите внимание на что-то увлекательное, но расслабляющее. Например, предложить игрушку антистресс, любимую игру, умыться и др..
- Попросите выпить стакан воды во время истерики. Когда человек пьет, он автоматически успокаивается.
- Обнимите ребенка и уделите ему внимание. Спросите, чем бы он хотел заняться вместе с вами?
В какой-то степени непослушание, упрямство и бьющая через край энергия являются абсолютно нормальными и естественными для детей. Нужно отличать активного ребенка от гиперактивного. Без медицинского обследования не обойтись. Только после постановки диагноза можно будет помочь малышу.