Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках
Бурдаш Алексей Петрович
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из приоритетов образования. Технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя, те из них, кто умело использует новейшие технологии. Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию обучающихся к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.В нормативном документе (ФГОС) определены требования к педагогам, а, именно, «владеть ИКТ- компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы".
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной целью, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Из вышесказанного следует, что ИКТ - это качество действий педагога, обеспечивающих:
- эффективный поиск и структурирование информации;
- адаптацию информации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;
- ведение документации на электронных носителях;
- использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, а также при взаимодействии с родителями и социумом;
- активное самообразование через систему информационных технологий (участие в вебинарах, дистанционное обучение и др.);
- Из этого следует вывод, что области применения ИКТ педагогами являются:
- документооборот (ведение документации на электронных носителях);
- методическая работа, включая повышение квалификации педагога и самообразование;
- воспитательно-образовательный процесс;
- взаимодействие с родителями.
Компьютер и интернет-ресурсы на уроках технологии могут быть использованы на таких типах и этапах урока:
- наглядное объяснение материала;
- выборочное использование дополнительного материала;
- использование диагностических материалов,
- самостоятельная работа с самопроверкой;
- на этапе закрепления и контроля знаний;
- использование игровых и занимательных программ;
- организация проектной деятельности учащихся;
- организация работы в группах, внеклассной работы и работы с родителями;
- использование систем контроля и мониторинга качества знаний.
Активное пользование сети Интернет дает возможность принимать участие школьников в заочных конкурсах, олимпиадах различного уровня по различным направлениям развития.[1]
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь школы.
В настоящее время у многих родителей нет достаточного количества времени для общения с педагогами, поэтому официальный сайт школы становится всё более актуальным. Его создание позволяет родителям быть в курсе успеваемости обучающегося, контролировать домашнее задание. Школьники могут общаться с одноклассниками и учителями.
Современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей – от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.
Использование ИКТ в школе вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности школьника, взаимодействии с родителями обучающихся, организации деятельности учителя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.
Нельзя забывать, что при использовании ИКТ в санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), вступивших в силу с 1 сентября 2011 года о непрерывной длительности работы на компьютере в минутах, о просмотре статических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения, о просмотре телепередач, о просмотре динамических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения, о работе с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой и т.д.
[1] Нагайченко Н.Н. Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке. Интернет-конференция. [Электронный ресурс // URL: http://www.zavuch.ru/news/announces/882/