Пальчиковая гимнастика на уроках письма
для детей с интеллектуальными нарушениями
Ростовцева Екатерина Викторовна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
Учить ребенка с умеренной умственной отсталостью правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в раннем детстве.учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.
Дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.
Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.
По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.
Чем ярче выражен интеллектуальный дефект, тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере.
Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.
Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе, существует прямая связь.
Неготовность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к школе, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма.
Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы обучающиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Поэтому, в подготовительный и основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — занятия с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыкам письма является пальчиковая гимнастика.
Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления.
Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.
При проведения пальчиковой гимнастики можно использовать следующие методы:
- массаж рук;
- упражнения с мячами небольшого размера;
- игры с пальчиками.
Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Начинать массаж необходимо самому взрослому: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Только изучив упражнения-движения совместно, можно переходить на самомассаж.
Упражнения с детьми необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.
Самомассаж проводится на уроках в виде небольших комплексов, включавших 5 — 6 упражнений. Начиная и заканчивая расслаблением кистей рук, поглаживанием.
На основе рекомендаций А.А.Бирюкова специалистами были разработаны три комплекса упражнений самомассажа:
- самомассаж тыльной стороны кистей рук,
- самомассаж ладоней,
- самомассаж пальцев рук.
Известно, что онтогенетически развитие руки ребенка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая предметы, манипулируя ими, ребенок при помощи руки приобретает свои первые опыты в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается во все усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом, что важно для овладения навыками письма.
Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.
Кроме того, действия с предметами осознаются и принимаются детьми, благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им.
В связи с этим у детей повышается мотивация к таким знаниям, начинает появляться осмысленность при выполнении заданий. Иными словами, упражнения с предметами приобретают для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости.
Развитие тонкой моторики кистей рук у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с помощью «пальчиковых игр» широко распространен в логопедической практике.
Сначала обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. «Игры с пальчиками» активно используются на уроках при подготовке руки к письму и при проведении физминуток, т.к. при письме пальчики устают, а веселые и разнообразные упражнения дают им необходимый отдых.
Делая вывод, можно сказать, что пальчиковой гимнастикой каждый ребенок должен заниматься по 7-10 минут в день. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В работе использовать основной принцип дидактики – от простого к сложному. Потешки, прибаутки, народные песенки понятны даже самым маленьким, поэтому именно с них начинаем пальчиковые игры (это так называемые жестовые, подражательные игры). Эти игры вызывают положительную эмоциональную реакцию (улыбку, смех), улучшают память, способствуют быстрому запоминанию текста, совершенствуют понимание речи.
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б.
- Гаврилина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов.
- Галкина, Г. Т. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики рук у детей.
- Дудьев, В. П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе.
- Киселева И.А. Психофизиология моторно-двигательного акт.