Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие коммуникативных умений у детей с аутизмом

Вайман Дарья Вячеславовна,
учитель ГБОУ школа №502
Кировского района санкт-Петербурга.
  Аутизм у детей может проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития.  Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности.
Первые признаки нарушения контакта могут проявляться уже на первом году жизни: в виде отсутствия зрительного контакта, мимических движений. Коррекцию речевых расстройств у детей следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог). Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.
Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев придется в зависимости от ситуации и желаний ребенка. Поведение ребенка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности. Все, что происходит на занятии, сопровождается эмоциональным комментарием – проговариванием всех действий и ситуаций.
Надо быть готовыми к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом «аутизм» может быть совершенно разной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, другой может ответить резко отрицательно. Мало того, один и тот же ребенок в одинаковой ситуации в разное время может повести себя по-разному. Это потребует от педагога (психолога) индивидуального подхода к ребенку и мобильности – не бойтесь пробовать: если ребенок принял предложенную ситуацию, постарайтесь развить ее, если же возникла реакция отторжения, тут же «дайте задний ход».
Задача специалиста на начальном этапе обучения – установление эмоционального контакта с ребенком, предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений; выявление скрытого напряжения, а также подавленных негативных эмоций и предоставление ребенку адекватного способа избавления от них; выявление скрытых страхов и формирование путей их преодоления. При этом предпочтительнее начинать занятия с ребенком именно с такой психологической работы, а непосредственно к обучению переходить только после того, как произойдет улучшение общего психологического фона его развития.
Основные этапы работы:
1. Первичный контакт.
Адаптационный период работы с ребенком чаще всего растягивается на несколько месяцев. Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом.
2. Первичные учебные навыки. Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы. На первых порах ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание. Часто на занятии ребенку необходимо присутствие мамы. Чтобы помощь была эффективна, мама должна овладеть приемами взаимодействия с малышом. За столом он может сидеть на коленях у мамы, что дает ощущение безопасности. А правильно организованное рабочее место вырабатывает необходимые учебные стереотипы. На этом этапе дается минимальное количество речевых инструкций.
3. Работа над указательным жестом и жестами «да», «нет»
Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми.
На занятиях педагог регулярно задает ученику вопросы: «Ты разложил картинки?» «Ты убрал картинки?», побуждая его утвердительно кивнуть головой.
 4. Обучение чтению
Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:
– аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение.
В первую очередь формируется звуко-буквенный анализ начала слова. Становление этого навыка требует большого количества упражнений.
– послоговое чтение.
Чтение слоговых таблиц.
– глобальное чтение.
Суть глобального чтения состоит в том, что ребенок может научиться узнавать слово целиком, не вычленяя отдельных букв. Необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить читать ребека, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Для того, чтобы занятия с аутичным ребенком были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребенка. Организация занятий предполагает создание специальных условий и пространства для обучения и игр.

Литература:
1. Горячева Т. Г., Никитина Ю.В. Расстройство аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторнойкоррекции. - Москва: Генезис, 2019.
2. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - Москва: Теревинф, 2019.
3. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - Москва: Теревинф, 2019.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»