Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Специфика работы педагога-хореографа с детьми
с интеллектуальной недостаточностью

Кордикова Дарья Павловна
Проблема развития и умственного воспитания была и остается одной из самых значимых в детской психологии и педагогике. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Основная задача школы, в которой обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью научить детей читать, считать и писать, и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При таких школах имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Наряду с этим, встает вопрос о социальной адаптации воспитанников – включение первичных коммуникативных навыков и выстраивание отношений с социальным миром.
Среди задач, стоящих перед хореографом, работающим c детьми с интеллектуальной недостаточностью, можно выделить следующие:
  • поиск способов интеллектуального развития воспитанников и расширения их кругозора посредством движения;
  • расширение двигательного репертуара, направленного на развитие у детей навыков коммуникации, и активизация их творческого потенциала;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта и способов адаптации в жизни. 
При решении этих задач в работе с таким контингентом воспитанников хореограф встречается со следующими трудностями:
  • низким уровнем познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия и др.);
  • отсутствием телесной связанности и двигательной ригидностью;
Таким образом, перед преподавателями курса хореографии в таких учреждениях стоит главная цель – не просто познакомить воспитанников с искусством движения, но и найти способы адаптации в социуме и развития навыков общения.
Конечно, симптомы, сопровождающие умственную отсталость, вызывают трудности в работе хореографа и требуют от него сочетания базовых методов работы с приемами танцевально-двигательной терапии.
Основными проблемами, с которыми приходится в первую очередь сталкиваться хореографу– это нарушение восприятия и проблемы с памятью.  Дети 9 – 12 лет имеют сложности в различении правой и левой сторон, сильно затруднено или отсутствует чувствование своего тела и его частей, осложнено понимание основных задач, выполнения которых от них требуют.
Практика работы в «Школе – интернате №1» г. Астрахани для детей с ОВЗ показывает, что для воспитанников сложно запомнить даже простую танцевальную комбинацию из 2-3движений, исполненную в короткий промежуток времени неоднократно, а самостоятельное ее воспроизведение на начальных этапах обучения хореографии практически невозможно. Способов решения таких проблем у хореографа не много, так как его время общения с детьми ограничено временем занятия, поэтому на начальном этапе больше внимания стоит уделять не постановке танцев, а общению с детьми. Хореографу следует быть готовым к тому, что на протяжении всего занятия ребенок сможет усвоить лишь несколько шагов с простой сменой направлений (например, 4 вперед, затем 4 назад и опять повторение).Но каждое движение,  показываемое педагогом на собственном примере и совместное повторение его, открывает возможность для здоровья и развития воспитанника через живой телесный и эмоциональный контакт с наставником.
Эмоциональный настрой педагога-хореографа, его уверенность, терпеливость и увлеченность очень важны, как для поддержания самого хореографического процесса, так и для развития эмоционального интеллекта у воспитанников [1].  Уже с начала преподавания хореограф должен быть готов к повторениям и объяснениями того, что и как следует исполнять. И тогда результат может проявиться уже спустя полгода – дети начнут быстрее понимать, что от них требуется, не будут бояться ошибиться – начнется формирование базового уровня доверия воспитанников и хореографа, может повышаться способность к адаптации во взаимодействии с другими людьми. У детей появится заинтересованность в занятиях. Благодаря искреннему интересу в занятиях решаются проблемы с памятью: дети начинают самостоятельно, каждый день повторять выученные движения  с целью их запоминания. Самое главное, что дети повторяют это не по принуждению или указанию педагога, а по собственной увлеченности.
Проблему неспособности отличить правую руку от левой решить сложнее всего, она может остаться навсегда или решиться спустя несколько лет лишь у единиц, так что следует просто учитывать эту особенность при сочинении танцев. Но, если решение этой проблемы принципиально, можно использовать браслеты, или повязки на одну руку, с помощью которых дети будут буквально ощущать, где у них правая или левая рука. Однако у этого способа есть небольшой минус – внимание детей часто фокусируется  именно на эти браслеты и требуется чуть дольше времени, чтобы вернуть их к основной задаче танцевального движения.
Недоразвитие речи и познавательных интересов, нарушение внимания и эмоционально - волевой сферы – все это в большей степени осложняет процесс обучения хореографии воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Перед хореографом стоит важная задача – помочь ребятам, не смотря на ограничения, найти пути для адаптации в жизни, построения коммуникаций друг с другом и с другими людьми. И здесь, движение и танец, становятся важными помощниками для ребят, их мостиком для общения и радости в жизни.
В практике работы с такими детьми можно использовать также активизацию наглядно-действенного мышления, что дает возможность добиться соединенности с задуманным двигательным образом перед разучиванием хореографии. К примеру, ставя танец «Оловянные солдатики» стоит прочитать детям сказку Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», обсудить с ними прочитанное, показать картинки, посмотреть мультфильм, предложить детям повторить движения солдатика, и только после этого начать работу над танцем. Так дети не только поймут, какой образ они должны воплотить, но и научатся выражать свои мысли с помощью слов и движений, их внимание будет сосредоточено на соединении с тем образом, который они смогли увидеть. Конечно, сложно ожидать в силу особенности развития воспитанников, что после прочитанной сказки или просмотренного мультфильма дети начнут самостоятельно фантазировать, пересказывать содержание, повторять движения персонажей. Регулярность подобной работы, повторение движений, звуков, действий, способствуют постепенному раскрытию детей, появлению чувства безопасности, что отражается не только на их двигательных способностях, но и на успешности разучивания хореографии.
Работа над правильным проявлением эмоций в танце так же сложна, и требует длительных усилий и от хореографа и, особенно, от ребенка, которому даже в бытовых ситуациях сложно контролировать свои эмоции. После того, как у ребенка сформировался образ персонажа в танце, следует подробно объяснить ему, какие эмоции испытывает персонаж и почему. Нельзя ограничиваться объяснением: «Персонаж улыбается, потому что ему весело», - следует более развернуто объяснить ребенку причину радости персонажа, благодаря чему или кому ему стало весело и как это правильно выразить. Чем подробнее будет ваш рассказ, тем более точно ребёнок воплотит эмоции на сцене. При этом, не стоит забывать о проблемах с памятью, и не ограничиваться подобными рассказами один раз. Конечно, смотреть мультфильм, и слушать одну и ту же сказку на каждом занятии не следует, но можно смотреть и читать отрывки из произведений, которые событийно и эмоционально подходят к истории, рассказанной в вашем танце. Необходимо задавать детям вопросы о персонажах, которые они воплощают. Спустя некоторое время, в ходе регулярной работы с детьми, они смогут не только точно пересказать и показать действия и эмоции своего персонажа, но и добавить что - то свое. Не следует категорично отказываться от подобных предложений, даже если они будут в корне не верны, лучше подробно обсудить со всеми учащимися эту идею, спросить, что они думают о ней, и какбы поступили они сами, какие бы эмоции испытывали при этом. С помощью таких занятий дети, не обладающие критическим мышлением, учатся сравнивать себя с персонажами сказок, развивают свою фантазию, что помогает развивать творческое мышление. 
Важной частью проведения уроков хореографии для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью становится организация времени и пространства занятий, исходя из базового принципа танцевально-двигательной терапии – принципа безопасности. И здесь важно придерживаться следующей схемы структуры урока: 1. Организационный этап (педагог настраивает детей на начало урока, проводит вводный рассказ о теме урока, его цели и задачи).  2. Этап сообщения новых знаний (подробный рассказ о теме танца, обсуждение вопросов, подготавливающих детей к работе с двигательными образами) 3. Практический этап (работа над эмоциями, подходящими к теме танца, прослушивание музыки, разучивание или повторение движений). 4. Заключительная часть (упражнения на восстановление дыхания, поведение итогов встречи, прощание). Такая структура становится, в данном случае, тем контекстом безопасности, который необходим для восприятия нового, возможности быть во взаимоотношениях с другими и эмоционально себя проявлять [2]. Но часто следование структуре для хореографа осложняется в силу особенностей развития воспитанников – каждая встреча сама по себе становиться уникальной и призванной решать актуальные в данный момент задачи.
Посредством танцевальных движений и эмоционального общения воспитанников и педагога компенсируются трудности и задержка в развитии интеллектуального уровня ребёнка путем активизации невербальной коммуникации (уровень тела и движения), что расширяет способы построения контакта с миром и адаптации в нем[3].
 
Список литературы:
1. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: осуществление в танце жизни // Психология телесности между душой и телом; под ред. Зинченко В.П., Т.С. Леви. – Москва: АСТ МОСКВА, 2005. – С. 520–544. 
2. Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия / И.Г. Палых. – Москва: Эксмо, 2005. – 812 с.
3. Спивак А.М. Танцевально-двигательная терапия: практика / А.М. Спивак // ТДТ: научно-практический журнал. – Москва, Кафедра ТДТ ИППиП, 2011. С. 49. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»