Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Коррекционно-педагогическая организация наблюдений
в природе как средство развития целостности
и детальности восприятия старших
дошкольников с нарушением зрения

Лойко Полина Александровна 

В общей и специальной литературе наблюдение определяется как целенаправленное и планомерное, разное по длительности восприятие предметов или явлений окружающей действительности. При этом восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения.
Так же рядом авторов  (С.Л. Рубенштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев) наблюдение определяется как познавательная деятельность, а именно деятельность, в которой восприятие, мышление  и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы.
Наблюдение как познавательная деятельность развивается длительно в процессе воспитания и обучения ребёнка и формируется уже в дошкольном возрасте. По мере развития наблюдения меняется соотношение включённых в деятельность наблюдения сенсорных процессов. На ранних стадиях развития в деятельность наблюдения ведущую роль имеют сенсорные процессы – различные виды восприятия. Врезультате происходит накопление представлений (образов памяти).
Восприятие – очень сложный, многоуровневый, системный психический процесс отражения предметов и явлений окружающего мира в совокупности всех различных свойств и качеств, при непосредственном воздействии их на органы чувств. Результатом восприятия всегда является образ, как результат работы нескольких анализаторов. 
В зависимости от условий жизни и характера деятельности один из анализаторов становится доминирующим, исходя из этого формируется тип восприятия. В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения настолько сильно, что даже такие серьезные нарушения зрительных функций у слабовидящих и частичнозрячих, не влияют на изменение ведущего типа восприятия.
Отечественными психологами (Запорожец А.В., Венгер Л.А., Люблинская А.А., Мухина В.С.) доказано, что важнейшим фактором развития восприятия выступает познавательная активность и становление у ребёнка познавательной деятельности. Именно в этих условиях восприятие в своём развитии приобретает характер познавательного процесса.
Зрительная депривация приводит к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов, широте круга отображаемых предметов и явлений, но не могут изменить сущности процесса возникновения образа.
Восприятие как познавательный процесс имеет ряд свойств, которые обеспечивают познавательную деятельность. К таким свойствам относятся целостность и детальность. 
Целостность – это восприятие объекта как единого целого, в совокупности всех его свойств.
Детальность проявляется в умении использовать знания общих свойств объектов в процессе восприятия одного из них. 
Данные свойства восприятия связаны не только с мышлением, но и памятью, влияют на формирование целостных и точных представлений и способствуют успешности обучения.
Развиваясь в соответствии с общими закономерностями, зрительное восприятие у детей с нарушением зрения в сравнении с нормально видящими отличается определенными особенностями, являющимся следствием формирования его в условиях зрительной депривация. 
Это своеобразие проявляется в сниженной активности восприятия, неполноте и неточности отражения, ограниченной избирательности восприятия, слабой апперцепции, затруднениях в осмыслении и обобщении воспринимаемого.
У детей с нарушенным зрением изменение механизмов целостности и детальности определяет фрагментарность восприятия, неполное и неточное отражение окружающей действительности. В дальнейшим это отражается на представлениях, т.к того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении (Литвак А. Г.).
Своеобразие развития данных свойств восприятия у детей с нарушенным зрением приводит к нарушению формирования образа и, как следствие к снижению темпа работа, возникновению трудностей в обучении.
Тифлопедагоги и тифлопсихологи убедительно доказывают, что целенаправленное развитие восприятия выступает одной из основных особых образовательных потребностей, как дошкольников, так и школьников со зрительной депривацией.
Наблюдения относятся к средствам развитияцелостности и детальности восприятия и являются одной из проблем возрастной педагогики и психологии.
Наиболее востребованы наблюдения в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно в этот период совершенствуется вся мыслительная деятельность, связанная с восприятием. Но несмотря на это, дошкольники не могут самостоятельно вести наблюдения, поэтому необходимо проводить целенаправленную работу в этом направлении.
У детей с нарушением зрения недостаточно развиты целостность и детальность восприятия как познавательного процесса. В тоже время, в старшем дошкольном возрасте у детей актуализируется  познавательная деятельность на основе имеющихся представлений посредством и с опорой на восприятие, возрастной уровень развития которого позволяет ребенку в процессе отражения знакомого объекта наряду с общими признаками выделять его особенности , что обеспечивается целостностью и детальностью восприятия. Таким образом, возникает противоречие между ролью этих свойств восприятия в отражения действительности и возможными трудностями их развития при нарушении зрения. Разрешение этого противоречия, очевидно, может лежать в плоскости коррекционно-педагогической направленности организации наблюдений объектов природыстаршими дошкольниками с нарушением зрения.
 
Список литературы:
1. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребенка / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. – М.:Школа – Пресс, 2001.
2. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность // Вопросы психологии. – 1967. – № 1. – С. 11–26.
3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»