Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности логопедического обследования
обучающихся с детским церебральным параличом

Слепухина Галина Николаевна
У учащихся с детским церебральным параличом в большинстве случаев одним из симптомов является дизартрия. В основе нарушения речи лежит задержка или искажение развития речедвигательных механизмов.  Клинические проявления детского церебрального паралича разнообразны и двигательные нарушения при ДЦП занимают ведущее место.  Между двигательными и речевыми нарушениями прослеживается очень тесная взаимосвязь, поэтому  при проведении  логопедической диагностики необходимо учитывать  характер двигательных  нарушений.
 Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого  аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования,  в изменениях ритма, темпа речи и интонации.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся в школе-интернате для детей с НОДА, эти нарушения проявляются в разной степени и в различных сочетаниях, в зависимости от тяжести нарушения, от локализации поражения в центральной и периферической нервной системе, от времени возникновения дефекта.
На формирование произносительной стороны речи  при дизартрии оказывают влияния следующие факторы:
- слабая или неправильная подача воздушной струи, что приводит к появлению носового призвука и искажению звукопроизношения;
- нарушения работы мышц небно-глоточного кольца, что влечет назализацию ротовых звуков;
- повышенная саливация, которая может стать причиной хлюпающего произношения;
- наличие параличей, парезов, гиперкинезов, атаксии в артикуляционном аппарате, что влияет на формирование артикуляции, скорость произношения  и слияния звуков;
- нарушения формирования фонематической системы, что ведет к восприятию ребенком своей речи как нормально звучащую;
- искажение формирования артикуляционного праксиса.
Обследуя учащихся  с дизартрией необходимо выявить наличие неврологической симптоматики в оральной области: повышенное слюноотделение; повышенный, переменный или пониженный тонус мышц; наличие синкинезий; наличие гиперкинезов;  наличие атаксии.
По  сформированным  автоматизированным  движениям, таким как произвольная улыбка, складывание губ при поцелуе или выдувании воздуха, произвольное облизывание губ,  можно выявить наличие оральной апраксии.
При обследовании и определении формы дизартрии ориентируемся на форму ДЦП, имеющуюся у ребенка. Чаще всего специалисты встречаются  со смешанной формой дизартрии. Смешанная дизартрия диагностируется в том случае, когда в структуру речевого нарушения обследуемого учащегося  включаются различные синдромы.  При спастическом парезе и атаксии  проявляется  спастико-атактическая дизартрия,  при спастико-паретической дизартрии ведущими синдромами являются спастический парез и гиперкинезы,  при спастико-атактико-гиперкинетической дизартрии имеют место спастический парез, атаксия и гиперкинезы. У детей с ДЦП часто выявляется компонент псевдобульбарной недостаточности  в сочетании с другими компонентами.
Обследование обучающихся основано на системном подходе с учетом общего неврологического состояния ребенка и специфики речевых и неречевых нарушений.
Анализ речевых нарушений начинается с обследования состояния мимической мускулатуры  и артикуляционной моторики в покое. Обследование двигательных функций производится при различных нагрузках и многократном повторении. При этом отмечается качество выполнения движений:  объем, темп, плавность переключения, истощаемость, точность, соразмерность,  произвольность,  состояние мышечного тонуса.
При изучении состояния общих моторных возможностей отмечаются  все двигательные нарушения.
Обследование звукопроизношения осуществляется по общепринятой методике.  При этом отмечаются особенности артикуляции,  четкость движений, входящих в артикуляцию звука, плавность перехода от одного звука к другому в стечении согласных. Важно также обратить внимание на уровень владения слоговой структурой слова.
Обследование фонематического восприятия и звукового анализа является важным этапом диагностического обследования. Детям, неспособным  произносить отдельные звуки,  даются задания, исключающие их проговаривание и рассчитанные на узнавание данных звуков и их выделение в речевом потоке и в словах.
У детей, обучающихся в школе, проверяется умение читать отдельные буквы, слова различной слоговой структуры, тексты с осмыслением прочитанного, с ответами на вопросы.
Уровень развития лексико-грамматической стороны речи обследуется с помощью приемов, разработанных для детей с ОНР.
Проведя обследование,  логопед получает представление о нарушениях артикуляции и звукопроизношения, а также об уровне речевого развития обучающегося. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»