Методические рекомендации по проведению исследования
уровня самостоятельности у обучающихся с ОВЗ
после обучения в столярной мастерской
Макухо-Макушенко Дмитрий Анатольевич
Педагоги и психологи давно задумывались над установлением уровней самостоятельности. Но вместе с тем, выявились и трудности такой диагностики. Учебные достижения ученика (умения) большинство исследователей считают основным показателем самостоятельности. Выделяют три уровня самостоятельности: копирующий, воспроизводящий и творческий в зависимости от того, как ученик умеет пользоваться полученными знаниями. Но таким подходом нельзя ограничиваться, необходимо иметь в виду разные стороны, если ориентироваться на более отдаленные результаты обучения и развивать самостоятельность как качество деятельности и личности.По мнению С. Л. Мирского в результате проведения подготовительных занятий, обучающиеся должны знать и четко представлять, что им необходимо сделать в процессе практической работы, и каким образом она будет совершаться. Кроме того, на подготовительных этапах работы надо заинтересовать обучающихся выполнением данной работы, а также провести двигательные тренировочные упражнения. Таким образом, на подготовительных занятиях решаются следующие основные задачи:
- формирование знаний и представлений об эталоне изделия;
- составления плана работы;
- повторение трудовых действий, необходимых для предстоящей работы;
- формирование у обучающихся положительного отношения к трудовому заданию.
При построении порядка исследования творческих способностей, обучающихся с нарушением интеллекта мы учитывали методику проведения, предложенную авторами Е.А. Стребелевой., Г. А. Мишиной, Ю. А. Разенковой, А. Н. Орловой, Н. Д. Шматко Стребелевой Е.А., А.Л. Игнатьевой, которые вывели параметры оценки и условия выполнения заданий, первым из которых должно быть «согласие ребёнка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения»].
Обязательным условием проверки является способ выполнения обучающимся задания:
- выполнение задания в, совместных со взрослым, действиях, (после диагностического обучения);
- самостоятельные действия выполнения задания после обучения;
- самостоятельные действия.
При выполнении обучения учитывались методические условия:
- показ не более трёх раз;
- цель и оценка успешности действий ребёнка звучали в словесных указаниях взрослого;
- отслеживание взрослым перехода от несоответствующих заданию действий - к точным по заданию и проявлений скрытых возможностей ребёнка, в обратном случае, это может быть связно со «снижение интеллекта, с нарушением эмоционально-волевой сферы».
Методики, разработанные авторами Е.А. Стребелевой, Г. А. Мишиной, Ю. А. Разенковой, А. Н. Орловой, Н. Д. Шматко, А.Л. Игнатьевой ориентированы на определение ключевых параметров развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта: принятие задания, способ выполнения задания, обучаемость, отношению к результату своей деятельности.
Для анализа работ обучающихся, полученных в ходе начального этапа исследования, использовалась система критериев оценки готовых изделий, согласно определенным трем уровням подготовленности детей ("низкий", "средний" и "высокий"), которая создает возможность объективно проанализировать влияние процесса изготовления мягкой игрушки детьми старшего школьного возраста на развитие творческих способностей и сравнить результаты начального и конечного этапов исследования.
Методика «Петушок - пазл»
- «Карточный план работы изготовления изделия».
Оборудование: последовательность работы в картинках «Петушок»
Ход исследования: взрослый предлагает обучающемуся составить карточный план работы по созданию изделия из фанеры.
Обучение: если обучающийся не начинает действовать, то взрослый сам начинает создавать карточный план. Затем предлагает обучающемуся выполнить задание самостоятельно.
Результат обследования в баллах:
1 балл — ребенок действует неадекватно (даже после обучения разбрасывает карточки, зажимает их в руке и т. д.).
2 балла — ребенок принимает задание; но требуется помощь взрослого; к конечному результату своих действий безразличен.
3 балла — ребенок сразу принимает задание, понимает его, складывает хаотично, после обучения задание выполняет безошибочно; адекватно оценивает результат.
4 балла — ребенок сразу самостоятельно составляет карточный план; заинтересован в конечном результате.
- «Разметка»
Оборудование: карандаш, шаблоны изделия, копировальная бумага, кнопки.
Ход исследования: взрослый предлагает обучающемуся выполнить разметку детали пазла изделия, располагая ее по волокну фанеры.
Обучение: если обучающийся не начинает действовать, то взрослый сам начинает создавать картиночный план. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Результат обследования в баллах:
1 балл — обучающийся действует неадекватно (даже после обучения разбрасывает предметы, зажимает их в руке и т. д.).
2 балла — обучающийся принимает задание; но требуется помощь взрослого; к конечному результату своих действий безразличен.
3 балла — обучающийся сразу принимает задание, понимает его, после обучения задание выполняет безошибочно; адекватно оценивает результат.
4 балла — обучающийся сразу самостоятельно выполняет разметку изделия; заинтересован в конечном результате.
- «Пиление»
Оборудование: фанера с разметкой, лобзик.
Ход исследования: выпиливание детали изделия: правой рукой удерживать ручку лобзика, левой рукой прижать заготовку к выпиловочному столику; при пилении лобзиком пилка должна двигаться только вверх и вниз; пилить мелено, чтобы не допустить перегрева пилки; чтобы изменить направление пиления (на повороте) осторожно и медленно поворачивать фанеру, но не лобзик
Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может справиться с заданием, взрослый показывает поэтапно его выполнение. Если и после этого обучающийся не справляется с заданием, педагог показывает каждый этап, ребёнок повторяет. Затем обучающийся должен выполнить задание самостоятельно.
Результат обследования в баллах:
1 балл — обучающийся после обучения действует неадекватно (не пытается выполнить задание).
2 балла — выполняет задание при помощи взрослого; к конечному результату безразличен; самостоятельно выполнить задание не может.
3 балла — обучающийся сразу понимает задание, но выполняет задание при помощи взрослого; после обучения выполняет задание самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.
4. балла — обучающийся понимает задание; выполняет задание самостоятельно; заинтересован в конечном результате [там же c.26, 30].
4. «Зачистка»
Цель исследования: выявление способности умения использовать инструмент надфиль и шкурку для зачистки детали изделия.
Оборудование: надфиль, наждачная бумага №10, №12.
Ход исследования: зачистка детали изделия: обработать надфилем закругленные внутренние места; зачистить шкуркой поверхность и торцевые края пазла.
Обучение: помощь педагога в поэтапном выполнении задания. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
Результат обследования в баллах:
1 балл — обучающийся после обучения действует неадекватно (не пытается выполнить задание).
2 балла — выполняет задание при помощи взрослого; к конечному результату безразличен; самостоятельно выполнить задание не может.
3 балла — обучающийся сразу понимает задание, но выполняет задание при помощи взрослого; после обучения выполняет задание самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.
4. балла — обучающийся понимает задание; выполняет задание самостоятельно; заинтересован в конечном результате [там же c.26, 30].
5. Методика «Раскраска»
Цель исследования: выявить способность самостоятельного решения выразительности художественного образа: представление образа, реализации в рисунке, цветового решения, готовым изделием в материале.
Оборудование: краски акриловые, кисточка.
Ход исследования: продумать и раскрасить деталь изделия в соответствии с разметкой целого образа петушка.
Обучение: помощь педагога в поэтапном выполнении задания. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания
Результат обследования в баллах:
1 балл — обучающийся после обучения действует неадекватно (не пытается выполнить задание).
2 балла — выполняет задание при помощи взрослого; к конечному результату безразличен; самостоятельно выполнить задание не может.
3 балла — обучающийся сразу понимает задание, но выполняет задание при помощи взрослого; после обучения выполняет задание самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.
4. балла — обучающийся понимает задание; выполняет задание самостоятельно; заинтересован в конечном результате [там же c.26, 30].
Значение уровней развития:
Низкий уровень (четыре – пять баллов) – проявляется у обучающихся, задания которым не интересны, действия не соответствуют заданию, в совместную деятельность со взрослым не подсоединяется. Результатом диагностирования является глубокое недоразвитие самостоятельных действий.
Уровень ниже среднего (шесть – восемь баллов) – является показателем для обучающихся, которые верно понимают условие задания, принимают совместную с педагогом деятельность, но не могут даже после диагностического обучения правильно выполнить задание. Проявляются нерезультативные действия во время самостоятельной деятельности.
Средний уровень (девять – одиннадцать баллов) - ставится обучающимся, которые показывают заинтересованность к заданию, но выполняют задание только после диагностического обучения.
Уровень выше среднего (двенадцать – четырнадцать баллов) - показатель для обучающимся, проявляющих любопытство к материалу, практическим действиям, заинтересовано взаимодействуют со взрослым. Однако в самостоятельной работе требуется незначительная помощь взрослого.
Высокий уровень (пятнадцать – шестнадцать баллов) выявляется у обучающихся, которые заинтересованно взаимодействует со взрослым, принимая условия задания и самостоятельно его выполняя.
Результаты исследования уровня развития самостоятельности у обучающихся старшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью на начальном этапе отражаются в таблице 1.
Уровень развития самостоятельности
Таблица 1.
№ п/п |
Творческие способности | Дата | |||||
1 | Картиночный план | ||||||
2 | Разметка | ||||||
3 | Пиление | ||||||
4 | Зачистка | ||||||
5 | Раскраска | ||||||
Количество баллов | |||||||
Уровень развития самостоятельности | |||||||
Средний балл развития самостоятельности |
- 10. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1969.
- 11. Калинников Л.В. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. //Дефектология. - 1998. - №3.
- Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. - Москва: Владос, 2008. - 256 с. : ил. ; 21 см. - (Коррекционная педагогика).
- Стребелева Е. А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта: монография / Е. А. Стребелева. - Москва: Инфра-М, 2016. - 207, [3] с.: ил.; 22 см. - (Научная мысль). - Библиогр.: с. 188-199 (197 назв.)
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева.- М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. -180 стр.