Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендации по проведению исследования
уровня самостоятельности у обучающихся с ОВЗ
после обучения в столярной мастерской

Макухо-Макушенко Дмитрий Анатольевич
Педагоги и психологи давно задумывались над установлением уровней самостоятельности. Но вместе с тем, выявились и трудности такой диагностики. Учебные достижения ученика (умения) большинство исследователей считают основным показателем самостоятельности. Выделяют три уровня самостоятельности: копирующий, воспроизводящий и творческий в зависимости от того, как ученик умеет пользоваться полученными знаниями. Но таким подходом нельзя ограничиваться, необходимо иметь в виду разные стороны, если ориентироваться на более отдаленные результаты обучения и развивать самостоятельность как качество деятельности и личности.
По мнению С. Л. Мирского в результате проведения подготовительных занятий, обучающиеся должны знать и четко представлять, что им необходимо сделать в процессе практической работы, и каким образом она будет совершаться. Кроме того, на подготовительных этапах работы надо заинтересовать обучающихся выполнением данной работы, а также провести двигательные тренировочные упражнения. Таким образом, на подготовительных занятиях решаются следующие основные задачи:
  • формирование знаний и представлений об эталоне изделия;
  • составления плана работы;
  • повторение трудовых действий, необходимых для предстоящей работы;
  • формирование у обучающихся положительного отношения к трудовому заданию.
Исследования учёных так же показали, что «слово взрослого может играть в организации деятельности умственно отсталого обучающегося существенную роль. Оно может привлечь внимание ребёнка, направить его на деятельность, поставить перед ним посильную задачу. Нужно помнить, что не следует пользоваться изолированной словесной инструкцией, её необходимо сочетать с показом, образцом, совместными действиями взрослого и ребёнка».
При построении порядка исследования творческих способностей, обучающихся с нарушением интеллекта мы учитывали методику проведения, предложенную авторами Е.А. Стребелевой., Г. А. Мишиной, Ю. А. Разенковой, А. Н. Орловой, Н. Д. Шматко Стребелевой Е.А., А.Л. Игнатьевой, которые вывели параметры оценки и условия выполнения заданий, первым из которых должно быть «согласие ребёнка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения»]. 
Обязательным условием проверки является способ выполнения обучающимся задания:
  • выполнение задания в, совместных со взрослым, действиях, (после диагностического обучения);
  • самостоятельные действия выполнения задания после обучения;
  • самостоятельные действия.
Диагностическое обучение организуется в рамках тех заданий, которые учитывают актуальное развитие конкретно взятого обучающегося и, исходя из этого, подбирается способ помощи: совместные действия; действия по подражанию; действия по подражанию с применением указательного жеста; действия с показом по словесной инструкции.
При выполнении обучения учитывались методические условия:
  • показ не более трёх раз;
  • цель и оценка успешности действий ребёнка звучали в словесных указаниях взрослого;
  • отслеживание взрослым перехода от несоответствующих заданию действий - к точным по заданию и проявлений скрытых возможностей ребёнка, в обратном случае, это может быть связно со «снижение интеллекта, с нарушением эмоционально-волевой сферы».
Наблюдение за реакцией ребёнка на оценку взрослого, подсказывало нам о нарушении интеллекта, так как равнодушное отношение к результату своей деятельности присуще детям с таким отклонением, в отличие от детей в норме, которые проявляют интерес к своим достижениям.
Методики, разработанные авторами Е.А. Стребелевой, Г. А. Мишиной, Ю. А. Разенковой, А. Н. Орловой, Н. Д. Шматко, А.Л. Игнатьевой ориентированы на определение ключевых параметров развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта: принятие задания, способ выполнения задания, обучаемость, отношению к результату своей деятельности.
Для анализа работ обучающихся, полученных в ходе начального этапа исследования, использовалась система критериев оценки готовых изделий, согласно определенным трем уровням подготовленности детей ("низкий", "средний" и "высокий"), которая создает возможность объективно проанализировать влияние процесса изготовления мягкой игрушки детьми старшего школьного возраста на развитие творческих способностей и сравнить результаты начального и конечного этапов исследования.
Методика «Петушок - пазл»
  1. «Карточный план работы изготовления изделия».
Цель исследования: выявление способности умения составлять план последовательности выполнения работы в картинках.
Оборудование: последовательность работы в картинках «Петушок»
Ход исследования: взрослый предлагает обучающемуся составить карточный план работы по созданию изделия из фанеры.
Обучение: если обучающийся не начинает действовать, то взрос­лый сам начинает создавать карточный план. Затем предлагает обучающемуся выполнить задание самостоятельно.
Результат обследования в баллах:
1 балл — ребенок действует неадекватно (даже после обучения разбрасывает карточки, зажимает их в ру­ке и т. д.).
2 балла — ребенок принимает задание; но требуется помощь взрослого; к конечному результату своих действий безразличен.
3 балла — ребенок сразу принимает задание, пони­мает его, складывает хаотично, после обучения задание выполняет без­ошибочно; адекватно оценивает ре­зультат.
4 балла — ребенок сразу самостоятельно составляет карточный план; заинтересован в конечном результате.
  1.  «Разметка»
Цель исследования: выявление способности умения выполнять разметку изделия.
Оборудование: карандаш, шаблоны изделия, копировальная бумага, кнопки.
Ход исследования: взрослый предлагает обучающемуся выполнить разметку детали пазла изделия, располагая ее по волокну фанеры.
Обучение: если обучающийся не начинает действовать, то взрос­лый сам начинает создавать картиночный план. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Результат обследования в баллах:
1 балл — обучающийся действует неадекватно (даже после обучения разбрасывает предметы, зажимает их в ру­ке и т. д.).
2 балла — обучающийся принимает задание; но требуется помощь взрослого; к конечному результату своих действий безразличен.
3 балла — обучающийся сразу принимает задание, пони­мает его, после обучения задание выполняет без­ошибочно; адекватно оценивает ре­зультат.
4 балла — обучающийся сразу самостоятельно выполняет разметку изделия; заинтересован в конечном результате.
  1. «Пиление»
Цель исследования: выявление способности умения выполнять выпиливание детали изделия, правильно выполняя технологию пиления.
Оборудование: фанера с разметкой, лобзик.
Ход исследования: выпиливание детали изделия: правой рукой удерживать ручку лобзика, левой рукой прижать заготовку к выпиловочному столику; при пилении лобзиком пилка должна двигаться только вверх и вниз; пилить мелено, чтобы не допустить перегрева пилки; чтобы изменить направление пиления (на повороте) осторожно и медленно поворачивать фанеру, но не лобзик
Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может справиться с заданием, взрослый показывает поэтапно его выполнение. Если и по­сле этого обучающийся не справляется с заданием, педагог показывает каждый этап, ребёнок повторяет. Затем обучающийся должен выполнить задание самостоятельно.
Результат обследования в баллах:
1 балл — обучающийся после обучения действует неадек­ватно (не пытается выполнить задание).
2 балла — выполняет задание при помощи взрослого; к конечному результату безразли­чен; самостоятельно выполнить задание не может.
3 балла — обучающийся сразу понимает задание, но выполняет задание при помощи взрослого; после обучения выполняет задание самостоятельно; понимает, что ко­нечный результат положительный.
4. балла — обучающийся понимает задание; выполняет задание самостоятельно; заинтересован в ко­нечном результате [там же c.26, 30].
4. «Зачистка»
Цель исследования: выявление способности умения использовать инструмент надфиль и шкурку для зачистки детали изделия.
Оборудование: надфиль, наждачная бумага №10, №12.
Ход исследования: зачистка детали изделия: обработать надфилем закругленные внутренние места; зачистить шкуркой поверхность и торцевые края пазла.
Обучение: помощь педагога в поэтапном выполнении задания. После обучения снова проверяется самостоятельное вы­полнение задания.
Результат обследования в баллах:
1 балл — обучающийся после обучения действует неадек­ватно (не пытается выполнить задание).
2 балла — выполняет задание при помощи взрослого; к конечному результату безразли­чен; самостоятельно выполнить задание не может.
3 балла — обучающийся сразу понимает задание, но выполняет задание при помощи взрослого; после обучения выполняет задание самостоятельно; понимает, что ко­нечный результат положительный.
4. балла — обучающийся понимает задание; выполняет задание самостоятельно; заинтересован в ко­нечном результате [там же c.26, 30].
5. Методика «Раскраска»                                       
Цель исследования: выявить способность самостоятельного решения выразительности художественного образа: представление образа, реализации в рисунке, цветового решения, готовым изделием в материале.
Оборудование: краски акриловые, кисточка.
Ход исследования: продумать и раскрасить деталь изделия в соответствии с разметкой целого образа петушка.
Обучение: помощь педагога в поэтапном выполнении задания. После обучения снова проверяется самостоятельное вы­полнение задания
Результат обследования в баллах:
1 балл — обучающийся после обучения действует неадек­ватно (не пытается выполнить задание).
2 балла — выполняет задание при помощи взрослого; к конечному результату безразли­чен; самостоятельно выполнить задание не может.
3 балла — обучающийся сразу понимает задание, но выполняет задание при помощи взрослого; после обучения выполняет задание самостоятельно; понимает, что ко­нечный результат положительный.
4. балла — обучающийся понимает задание; выполняет задание самостоятельно; заинтересован в ко­нечном результате [там же c.26, 30].
         Значение уровней развития:
         Низкий уровень (четыре – пять баллов) – проявляется у обучающихся, задания которым не интересны, действия не соответствуют заданию, в совместную деятельность со взрослым не подсоединяется. Результатом диагностирования является глубокое недоразвитие самостоятельных действий.
         Уровень ниже среднего (шесть – восемь баллов) – является показателем для обучающихся, которые верно понимают условие задания, принимают совместную с педагогом деятельность, но не могут даже после диагностического обучения правильно выполнить задание. Проявляются нерезультативные действия во время самостоятельной деятельности.
Средний уровень (девять – одиннадцать баллов) -  ставится обучающимся, которые показывают заинтересованность к заданию, но выполняют задание только после диагностического обучения. 
Уровень выше среднего (двенадцать – четырнадцать баллов) - показатель для обучающимся, проявляющих любопытство к материалу, практическим действиям, заинтересовано взаимодействуют со взрослым. Однако в самостоятельной работе требуется незначительная помощь взрослого.
Высокий уровень (пятнадцать – шестнадцать баллов) выявляется у обучающихся, которые заинтересованно взаимодействует со взрослым, принимая условия задания и самостоятельно его выполняя.
Результаты исследования уровня развития самостоятельности у обучающихся старшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью на начальном этапе отражаются в таблице 1.
Уровень развития самостоятельности
Таблица 1.

п/п
Творческие способности Дата  
         
1 Картиночный план            
2 Разметка            
3 Пиление            
4 Зачистка            
5 Раскраска            
Количество баллов          
Уровень развития самостоятельности          
Средний балл развития самостоятельности  
 
Список литературы:
  1. 10. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1969.
  2. 11. Калинников Л.В. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. //Дефектология. - 1998. - №3.
  3. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. - Москва: Владос, 2008. - 256 с. : ил. ; 21 см. - (Коррекционная педагогика).
  4. Стребелева Е. А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта: монография / Е. А. Стребелева. - Москва: Инфра-М, 2016. - 207, [3] с.: ил.; 22 см. - (Научная мысль). - Библиогр.: с. 188-199 (197 назв.)
  5. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева.- М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. -180 стр.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»