Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Дидактические упражнения с предложениями

Божедомова Наталия Юрьевна,
учитель ГБОУ школы № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Приобретение навыков чтения – это продолжающийся процесс для детей до того момента, пока они не станут взрослыми. В раннем возрасте дети сначала учатся  произносить определенные звуки, затем они становятся более приспособленными к чтению более серьезной литературы и, по мере того, как увеличивается их словарный запас, школьники способны понимать грамматику и значение написанных слов.
Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Процесс школьного обучения предполагает самостоятельную работу учащихся, прежде всего, работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.
  С младшими школьниками необходимо проводить дополнительные занятия для формирования навыка осознанного чтения.
Ниже представлен комплекс упражнений, помогающих формировать этот навык. Предложенные упражнения направлены не только на отработку техники чтения на уровне предложения, но и  на формирование навыка осмысленного чтения, развития мышления и речевой системы в целом.
  1. «Записочки»
Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное.
Что понадобится: небольшой "сюрприз" (это может быть новая игрушка, книжка или журнал, карандаши или краски, шоколадка, билет в театр или что-то другое, что Вам захочется подарить ребенку), бумага для записочек, конверты, фломастер.
Ход:  напишите в первой записке: "Посмотри под книгой". Эту записку не прячьте, ее нужно будет первой вручить ребенку в самом начале. В записке, которую впоследствии спрячете под книгу, напишите: "Посмотри под подушкой". В записке, которую будете прятать под подушкой, напишите: "Загляни в холодильник" и т. д. Первый раз сделайте 3-4 записки. В последней записке надо написать, где находится сам сюрприз. Перед началом игры разложите записки в конверты, а конверты в запланированные для них места. Скажите ребенку, что приготовили для него сюрприз, только спрятали его, и предлагаете поиграть - найти сюрприз по подсказкам. Или расскажите, что ребенку пришло письмо от любимого героя из сказки, но прочитать письмо должен он сам, т. к. на конверте написано его имя. Сколько радости будет у вашего ребенка, когда он найдет сюрприз! И главное - удовольствие он получит не только от самого сюрприза, но и от процесса его поиска.
Через некоторое время записки могут стать немного длиннее, например: "Проверь почтовый ящик", "Подойди к двери", "Встань к ней спиной", "Сделай 5 шагов прямо". Можете использовать инструкции, состоящие из нескольких последовательных команд, например: "Присядь и посмотри вправо", а затем еще и более сложные по содержанию команд, например: "Посмотри в верхнем ящике комода", "Вытащи записку из левого кармана куртки". Количество записок-команд, которые необходимо выполнить для нахождения сюрприза, также можно постепенно увеличивать.
  1. «Продолжи предложение»
Цель: учиться читать простые предложения, пополнять словарный запас, развивать речь.
Что понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Ход: на карточках из бумаги или картона напишите несколько предложений, близких по форме, но отличающихся по смыслу. Последние слова в предложениях не пишите, оставьте для них место. Например:
КОРОВА ЖУЁТ ___________.
СОБАКА ГРЫЗЁТ ___________.
НАСТЯ ЕСТ __________.
Последние слова предложений напишите на отдельных карточках таким же цветом и шрифтом, что и предложения (СЕНО, КОСТЬ, КАШУ). Предложите ребенку внимательно прочитать предложения и добавить (разложить) в них подходящие по смыслу слова. При выполнении задания могут получиться "забавные" предложения, порадуйтесь вместе с ребенком!
Для выполнения упражнения  можете использовать ниже приведенные предложения и им подобные.
СОБАКА СПИТ В ________.
САША ЛЁГ В _________.
ПАЛЬТО ВИСИТ В _________.
(БУДКЕ, КРОВАТЬ, ШКАФУ)
 
ПРОДАВЕЦ РАБОТАЕТ В ________.
УЧИТЕЛЬ УЧИТ В _________.
ВРАЧ ВЕДЁТ ПРИЕМ В __________.
(МАГАЗИНЕ, ШКОЛЕ, БОЛЬНИЦЕ)
 
СНЕГ ИДЁТ _________.
КУПАТЬСЯ МОЖНО __________.
ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ __________.
ПОЧКИ РАСПУСКАЮТСЯ __________.
(ЗИМОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ)
 
ЛЕТАЕТ БЫСТРО ________.
ПЛАВАЕТ В МОРЕ ________.
ПРОКОЛОЛА КОЛЕСО ________.
ПО РЕЛЬСАМ ЕДЕТ ________.
(САМОЛЕТ, КОРАБЛЬ, МАШИНА, ПОЕЗД)
  1. «Загадки»
Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать мышление.
Что понадобится: бумага, предметные картинки, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Ход: учиться читать можно и с помощью загадок. Ни одного ребенка не оставит равнодушным загадка.  Попробуйте составить доступные загадки сами.
К выбранным предметным картинкам придумайте загадки, состоящие из нескольких простых предложений. Каждую картинку разрежьте на две части: одну сделайте значительно больше другой, разрезайте по горизонтали или вертикали. На больших частях картинок с обратной стороны напишите предложения-загадки. На меньших частях картинок с обратной стороны напишите слова-отгадки. Предложите ребенку прочитать простые предложения и по описанию догадаться, о чем идет речь. Затем найти подходящее слово, соединить две части. Если отгадка подобрана правильно, то на обратной стороне сложенных частей получится отгадка-картинка.
Желательно каждый раз составлять загадки на какую-либо одну общую лексическую  тему.
На тему "Домашние животные" можно загадать следующие загадки:
Даёт молоко. Её детей зовут козлятами. (КОЗА)
Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (СОБАКА)
Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (КОШКА)
С рогами. Даёт молоко. Не коза. Мычит. (КОРОВА)
Любит капусту и морковку. Похож на зайца. (КРОЛИК) 
Для темы "Транспорт" подготовьте такие загадки:
Пассажирский городской транспорт. Ездит по рельсам. (ТРАМВАЙ)
Используют для перевозки грузов. Умеет сам сваливать груз. (САМОСВАЛ)
Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (ЛОДКА)
Умеет летать. Поднимается вверх вертикально. (ВЕРТОЛЁТ)
Начинается на букву М. Ездит под землёй. (МЕТРО) 
Для темы "Деревья" можете использовать эти загадки:
Всегда зеленая. Не ёлка. (СОСНА)
Осенью на нем не бывает красных листьев. Плоды - жёлуди. (ДУБ)
Носит серёжки. Кора белого цвета. (БЕРЁЗА)
Лиственное дерево. Ягоды красного цвета. (РЯБИНА)
Дерево. Первая буква Т. Последняя буква Ь. (ТОПОЛЬ)
  1. «Догадайся, что дальше?»
Цель: учиться читать предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь, развивать мышление.
 Что понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Ход: напишите или распечатайте на принтере предложения из списка. Предлагайте ребенку читать их по одному и придумывать, что могло быть после описанного события. Хвалите ребенка, если он смог назвать несколько вариантов ответа.
Используйте эти и подобные предложения:
В КОМНАТЕ ПОГАС СВЕТ.
ПЕТЯ РАЗБИЛ ВАЗУ.
НА УЛИЦЕ СТАЛО ТЕПЛО.
ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.
АНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ШЕСТЬ ЛЕТ.
ТОЛЯ ЕЛ МОРОЖЕНОЕ НА УЛИЦЕ.
ВО ДВОРЕ ПОДРАЛИСЬ МАЛЬЧИШКИ.
МЫ КУПИЛИ БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД.
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК С УРОКА.
МАМА ПРИШЛА С РАБОТЫ.
  1. «Снежный ком»
Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать скорость чтения.
Что понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Ход: подготовьте полоски бумаги одинаковой ширины. На каждой напишите слова для составления одного предложения.
Выложите перед ребенком сначала одно слово, дайте прочитать. Например, САДОВНИК. Затем добавьте второе слово, связанное по смыслу с первым. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК. Добавьте третье слово и снова дайте ребенку прочитать. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ. Добавьте новое слово, опять предложите ребенку прочитать предложение. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ. Так добавляйте до 5-7 слов. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ. 
Такое упражнение позволит ребенку преодолеть страх перед чтением длинных предложений, т. к. при постепенном увеличении количества слов в предложении ребенку легче читать и понимать прочитанное.
  1. «Предложение рассыпалось»
Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Что понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Ход: для этого упражнения напишите на карточках несложные предложения, разрежьте каждое предложение на слова. Расскажите ребенку, что предложения рассыпались, их нужно снова составить. Ребенку необходимо прочитать каждое слово и выстроить слова в смысловом порядке.
Выбирайте или придумывайте предложения, состоящие из 3-6 слов. Например:
КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО.
СКОРО НАСТУПИТ ВЕСНА.
НАТАША РИСОВАЛА В АЛЬБОМЕ.
ДЕТИ ПОЗДРАВИЛИ МАМУ ОТКРЫТКОЙ.
ЛЕТОМ МЫ ПОЕДЕМ НА ДАЧУ.
КОРАБЛЬ БЫСТРО ПОДПЛЫВАЛ К БЕРЕГУ.
КАРЛСОН ПРИЛЕТЕЛ К МАЛЫШУ В ГОСТИ.
УЧИТЕЛЬНИЦА ПОХВАЛИЛА УЧЕНИКОВ ЗА ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.
  1. Слово потерялось
Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Что понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, шаблоны с геометрическими фигурами, ножницы.
Ход: напишите на листах бумаги словосочетания, в которые входят предлоги. Предлоги не пишите, оставьте для них место. Например, ЧАЙ _ САХАРОМ, КОШКА _ ДИВАНЕ, КОСТЮМ _ КЛЕТКУ, СОБАКА _ ЗАБОРОМ, ПРИШЛА _ ШКОЛЫ, КНИГА _ ГОРОДЕ. С помощью шаблона нарисуйте разные геометрические фигуры и вырежьте их. Предлоги напишите на фигурах (С, НА, В, ЗА, ИЗ, О). Добавьте в комплект какой-нибудь лишний вариант ответа. Например, ОТ или ПО. Для одной игры достаточно 3-8 сочетаний слов.
Расскажите ребенку, что из словосочетаний "убежали" самые маленькие словечки, их необходимо вернуть на место. Для этого надо внимательно прочитать слова и догадаться, какое словечко в какое место вернуть. Обратите внимание ребенка, что нужно внимательно читать слова, приведите пример неправильного подбора предлога. Например, РЫБКА НА ОЗЕРЕ, СКАЗКА В ГНОМАХ.
Радуйтесь вместе с ребенком правильно выполненным заданиям! Веселитесь, если случайно получаются забавные сочетания слов! 
В заключении необходимо сказать о том, что многие выдающиеся отечественные ученые, педагоги, психологи считают, что чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. "Чтение, - писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н. Ф. Бунаков, – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность".

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»