Использование логоритмики в работе с детьми в детском саду
Андронова Татьяна Владимировна
Если вы не видите немедленного результата –
хорошего или плохого, - будьте терпеливы и наблюдайте
ДипакЧопра.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическаяхорошего или плохого, - будьте терпеливы и наблюдайте
ДипакЧопра.
способность. Всё в нашем организме подчинено ритму- работает ли сердце,
лёгкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формирова- нием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Система ритмического воспитания получила распространение в начале XX века в Европе и стала известна под названием « метод ритмической гимнастики». Её создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-
1950). Логопедическая ритмика Г.А. Волковой - первое издание в России, посвящённое проблемам логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией. Согласно исследованиям современных учёных, Г.А. Волковой, Н.А. Власовой, В.А Гринер, естественнонаучная основа логопедической ритмики складывается из комплекса биологических, психолого- педагогических и музыкальных дисциплин[1].
Основываясь на данном принципе, я стала внедрять элементы логоритмики и
отметила, что детям очень нравится данный вид работы. Эффективность исправ-
ления недостатков речи, зависит от правильной постановки всего учебно- воспитательного процесса и от применения специфических приёмов обучения.
Опыт моей деятельности действительно подтвердил учения о том, что все окружающее нас пространство живёт по законам ритма :смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму.[2] Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с младшего возраста рекомендуется заниматься чувством ритма в доступной для дошкольников в форме- логоритмических упражнениях и играх.
Реализуя данный принцип, я убедилась, что логоритмические упражнения дают
неограниченную возможность отработки и закрепления речевых навыков и коммуникативных способностей детей, воспитания положительной мотивации к занятиям, раскрытию ребёнка как личности. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой речи, мотивацию к выпол -нению коррекционных упражнений. Так, логоритмические упражнения воздействуют на речевые и неречевые процессы:
*развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие внимания.
*развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.
В списке моего инструментария, обычно стоят следующие упражнения:
*двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса;
*упражнения, воспитывающие чувство ритма, дифференцированность движений;
*упражнения на развитие внимания.
В копилку своих приемов я могу отнести:
*показ движений, сопряжёно-отражённое и совместное выполнение движений;
*словесная инструкция с конкретным показом речедвигательного движения под музыку.
Основным видом деятельности являются коммуникативные игры. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей при отборе состава участников.
Дети с удовольствием включаются в пальчиковые, речевые, музыкально - двигательные и коммуникативные игры. Каждое занятие служит ступенькой для
последующего. Тем самым соблюдается последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
В результате занятий по логоритмике можно достичь следующих результатов:
1.Исправление и смягчение дефектов речи детей.
2.Улучшение двигательных способностей детей (появляется чёткость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность).
3.Усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность детей.
4.Появление потребности в красивом выразительном движении.
Подводя итоги по реализации логоритмических упражнений, хочется еще раз подчеркнуть, что главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Поэтому до начала занятий обязательно нужно «растопить лед», наладить доброжелательное, внимательное общение с детьми и не ждать скороспелых результатов.
Литература:
- Коррекционная педагогика. Научно - методический журнал.№2 (60), 2014.
- Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
4.Коррекционно - развивающее образование. Научно - методический журнал.
№4 (26),2013
5.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников
А.Л. Сиротюк. М.:ТЦС фера, 2001.80 с.