Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация обучения и воспитания детей
с недостатками речи в условиях ДОУ

Семка Галина Юрьевна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 70
Кировского района Санкт-Петербурга
 
Ведущими целями коррекционной работы являются:  
- преодоление нарушений развития детей с недостатками речи, оказание им квалифицированной помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- создание условий для развития ребёнка с недостатками речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
         Основными задачами коррекционной работы учителя-логопеда
способствовать общему развитию дошкольников с недостатками речи, кор­рекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
создать благоприятные условия для развития детей в соот­ветствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
способствовать объединению обучения и воспитания в це­лостный образовательный процесс.
Исходя из ФГОС ДОУ,  в работе учитываются:
  • индивидуальные потребности ребенка с  наруше­ниями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образо­вания (далее — особые образовательные потребности), его инди­видуальные потребности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соот­ветствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • построение образовательной деятельности на основе инди­видуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
  • возможности освоения ребенком с нарушением речи «Про­граммы» на разных этапах ее реализации;
  • специальные условия для получения образования детьми с недостатками речи, в том числе использование специальных методов, ме­тодических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осу­ществление квалифицированной коррекции нарушений их раз­вития.
         Работа учителя-логопеда строится на основе следующих принципов:
  1. принцип  развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  2. принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка , уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
  3. принцип обеспечения  единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  4. комплексно-тематический  принцип построения образовательного процесса;
  5. принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
  6. построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми сотрудничество с семьями воспитанников
При реализации образовательной программы проводится педагогическая диагностика. Цель педагогической диагностики: оценка индивидуального развития детей. Периодичность  педагогической диагностики:  сентябрь, январь, апрель-май.
При обследовании речи воспитанников были использованы методики: Г.Г. Голубевой «Исследование состояние фонетико-фонематических компонентов речи  у детей дошкольного возраста»; исследование слоговой структуры слова (Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.); методика обследования речи детей со стертой дизартрией (Е.Ф.Архипова); методика диагностики лексического развития  В.И. Яшиной; методика Ю.С. Ляховской  «Выявление особенностей понимания и употребления проверяемых слов; методика Т.А. Фотековой; методика изучения лексики у детей со стертой дизартрией (Н.В. Серебрякова); методика исследования навыков словообразования и словоизменения (Р.И. Лалаева); исследование связной речи при проведении «педагогической мастерской» (Н.Н. Яковлева); методика И.Н. Лебедевой «Исследование связной речи»; методика исследования связной речи В.П. Глуховой.
Исходя из результатов обследования детей коррекционно-логопедическое  воздействие  направлено  на  развитие  и  совершенствование  различных  компонентов  языковой  способности  (фонетического, лексико-грамматического, словообразовательного).
Логопед  должен  уделять   большое  внимание  накоплению  и  осознанию  детьми  языковых  явлений, формированию  языковых  обобщений, становлению  “чувства  языка”, что  становится  базой  для  формирования  метаязыковой  деятельности  и  способствует  подготовки  детей  с  ТНР  к  продуктивному  усвоению  школьной  программы.
Процесс  усвоения  языковых  средств  в  условиях  коррекционного  воздействия  ориентирован  на  осмысление  детьми  учебного  материала, закрепление  полученных  знаний  и  умений  в  процессе  тренировочных упражнений,  упрочение  соответствующих  навыков  в  актах  речевой  коммуникации.
Обучение  грамоте  детей  с  ТНР  рассматривается  как  средство  приобретения  первоначальных  школьных  навыков. Одним  из  важнейших  направлений  работы  по  обучению  грамоте  является  изучение  детьми  звукобуквенного  состава  слова. Наряду  с  развитием  звукового  анализа  на  этой  ступени  проводится  работа по  развитию  языкового  анализа  и  синтеза  на  уровне  предложения. Параллельно  с  изучением  звуков  и  букв  предусматривается  знакомство  с  элементарными  правилами  грамматики  и  правописания.
Логопедическая  работа  с  детьми  проводятся  индивидуально  или    подгруппами.  Причём  индивидуальная  работа  носит  опережающий  характер, т.к.  основная  их  цель - подготовить  детей  к  активной  речевой  деятельности  на  подгрупповых  занятиях. На  индивидуальных  занятиях  проводится  работа  по:
- постановке  отсутствующих  звуков, их  различению  на  слух  и  первоначальному  этапу  автоматизации  на  уровне  слогов, слов; -
- автоматизации  и  дифференциации поставленных  звуков  в  составе  слогов, слов, предложений, текстов;
- совершенствование  звуко-слоговой  структуры  слова.
В  зависимости  от  характера  и  выраженности  речевого  дефекта, психологических  и  характерологических  особенностей  детей, количество  их  в  подгруппах  варьируется  от  2  до  6. В  начале  учебного  года  количество  человек  в  подгруппе  может  быть  меньше, чем  к  концу  обучения.
В  процессе  логопедической  работы  в  подгруппах   особое  внимание  уделяется  развитию  у  детей:
  • способности  к  сосредоточению;
  • умения  войти  в  общий  ритм  и  темп  работы  и  удерживанию  его  в  течение  занятия;
  • умения следовать  единому  замыслу  работы  в  процессе  как  индивидуальных, так  и  совместных  усилий;
  • умения  реализации  замысла  работы, доведения  начатой  деятельности  до  предполагаемого  результата;
  • возможности  использования  помощи  партнёра  по  работе.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»