Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока русского языка в 1 дополнительном классе
для обучающихся с ОВЗ (вариант 8.3)

Звук и буква -у-

Сметанина Юлия Николаевна
Цель урока: создать условия для организации деятельности обучающихся по закреплению знаний о звуке [у] и его графическом символе – букве У.
Задачи:
  • Обучающая – закрепить умение правильно произносить гласный звук [у] с различной длительностью и силой; продолжить работу по формированию умения определять наличие/отсутствие звука в слове (базовый уровень), определять место звука в слове - начало, середина, конец слова (повышенный уровень); закрепить умение узнавать, показывать, называть и писать печатную букву У (мелом, мокрой кисточкой на доске, по клеткам, опорным точкам на листе бумаги); закрепить умение различать печатные буквы А, У (базовый уровень), продолжить работу по дифференциации различных визуальных образов букв А, У, И (повышенный уровень); продолжить работу по формированию умения составлять и произносить фразу из 2 слов – существительное и глагол (базовый уровень); закреплять навык чтения слов 1,2,3 классов слоговой структуры (повышенный уровень).
  • Развивающая – развивать визуальное восприятие, произвольное внимание, долговременную память обучающихся; формировать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации и обобщения; обогащать словарный запас обучающихся лингвистическими понятиями (звук, буква, гласный звук, слово).
  • Воспитательная – продолжить работу по повышению мотивации к учебной деятельности; формировать базовые учебные действия - умение сидеть за партой в правильной учебной позе; умение фокусировать взгляд на учителе; умение слушать учителя и действовать по его словесной инструкции; формировать умение взаимодействовать и выполнять задание в микрогруппе (3 человека).
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Форма работы обучающихся: индивидуальная работа с тьютором; фронтальная работа с учителем, работа в микрогруппе (3 человека) с учителем.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением и обучением в школе; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней; самостоятельность в выполнении учебных заданий; умение взаимодействовать и выполнять задания по инструкции педагога в микрогруппе.
 
 
Метапредметные результаты:
  • Регулятивные: ориентироваться в простран­стве класса; работать с учебными прина­длежностями и организовывать свое рабочее место; принимать цели и произ­вольно включаться в деятель­ность, следовать предложен­ному плану.
  • Познавательные: выделять существенные, общие и отличительные свойства графических символов - букв; делать простейшие обобще­ния, сравнивать, классифици­ровать на наглядном материале; наблюдать; работать с ин­фо­рмацией (понимать текст, ус­т­ное вы­сказывание, изображение, эле­ме­н­тар­ное схематическое изо­бра­же­ние).
  • Коммуникативные: умение вступать в контакт и ра­бо­тать в микрогруппе (3 обучающихся); сотрудничать со взрослым; использовать принятые ри­ту­алы социального вза­и­модей­ствия с учителем, тьютором.
Оборудование: карточка правильной артикуляции звука [у]; карточки «Где слышим звук [у]?»; карточки для пропевания звука [у] с различной силой и длительностью; красный квадрат (обозначение гласного звука); набор карточек на определение места звука в слове; набор карточек «Да» - «Нет»; предметные картинки слов со звуками [а], [у]; карточка правильного написания печатной буквы У; буквенное лото (буквы А, У, И с различным визуальным изображением); ламинированные печатные буквы У (для обмазывания пластилином или выкладывания шариками); набор букв А, У, О, И;  тарелочки для раскладывания букв; листы с заданиями на дописывание буквы У в слове, чтение слова и нахождения нужного изображения; листы с графическим заданием на прописывание буквы У индивидуальные папки для заданий; визуальное расписание урока; карточки  различных видов подкрепления; индивидуальные таймеры; жетоны; карточка урока «Русский язык», карточка «Перемена»; карточки на чтение  и подбор нужной картинки слов 1,2,3 классов слоговой структуры (для дополнительного задания повышенного уровня); карточки на составление простого предложения  - существительное и глагол (для дополнительного задания базового уровня); мелодия «Попевки» Т.Н.Новиковой-Иванцовой.
 
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Организационный момент.
1. Организация начала урока
 
 
2. Сообщение темы урока
 
 
- (звенит в звонок) В классе прозвенел звонок, начинается урок. Ребята, садимся в круг.
- Посмотрите на карточку (демонстрирует карточку урока). Какой сейчас урок?
- Сегодня на уроке будем петь звук [у], вспомним, как пишется буква У. Выполним несколько заданий со звуком и буквой У.
- А сейчас садимся за парты, открываем папку с первым заданием.
 
 
- садятся в круг на стулья перед доской.
- урок «Русский язык»
 
 
 
 
- Садятся за свои парты, выбирают стимулы, отрывают папки с заданием под №1 (в папках лежит карточка «Выполнять задание вместе»).
II. Основной этап
 







1. Актуализация знаний обучающихся о звуке [у].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Пропевание звука [у] под музыку
 
 
 
 
3.Пропевание звука с различной длительностью и силой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Закрепление знаний о звуке [у] как гласном звуке.
 
 
 
 
 
 
 
5. Формирование умения определять наличие/отсутствие заданного звука в слове, осуществлять элементарный звуковой анализ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6. Закрепление графического образа буквы У
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7. Обобщение навыка узнавания букв У, А, И в разных графических образах (задание для обучающихся в микрогруппе)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8. Повторение графического образа буквы У
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9. Написание элементов и целой буквы У на листах в клетку
 
 
 
 
 
 
 
10. Дополнительное задание (в случае, если останется время урока)*
* Либо выдается дополнительное задание, либо повторяется предыдущее задание, вызвавшее наибольшие трудности.
 
 
- Первое задание выполняем вместе. Посмотрите на картинку. Что это?
- Самолет летит: «Уууууууу»
- Посмотрите на картинку. Кто это?
- Волк воет: «Уууууууу».
- Посмотрите на картину. Кто это?
- Слон трубит: «Ууууууу».
- Часто мы слышим звук [у]. Чтобы правильно спеть звук [у], нужно вдохнуть и сложить губы «трубочкой» (демонстрирует картинку правильного артикуляционного уклада звука)
- Делаем также. Поем вместе под музыку (включает мелодию «Попевки»)
- Хорошо. А теперь поем по одному.
 
 
- Отлично, закончили. А сейчас произносим звук [у] сначала очень тихо, потом громче, еще громче и очень громко (демонстрирует карточку артикуляционного уклада с разной степенью громкости звука)
-. Посмотрите на картинку. Это звуковая дорожка. Будем долго петь звук [у], пока пальцы «бегут» по дорожке
 
 
- Хорошо, закончили. Все вы очень долго пели звук [у], значит он – гласный. Как обозначаем гласный звук? (демонстрирует красный квадрат)
- Правильно. Мы спели звук [у], вспомнили, что это гласный звук. Выполнили первое задание. Садимся за парты, продолжаем урок.
(выполняют задание с тьютором под контролем учителя)
1. Повышенный уровень:
- (обучающимся по очереди предлагаются карточки с предметными картинка, в названиях которых звук [у] стоит в начале, середине или конце слова) Что это? Назови.
- Ууулитка, [у] в начале слова, отметь звук [у] на схеме (аналогично работа ведется по другим карточкам).
 
2. Базовый уровень:
 - Хлопни, когда услышишь [у] (если обучающийся затрудняется выделить звук на слух, то предоставляется визуальная подсказка; задание предлагается выполнить 3 раза, сначала выбор из звуков а-у, затем из звуков а-у-о, затем из звуков а-у-о-и).
 
 
 
 
 
 
 
- Мы говорили (показывает на рот) и слушали (показывает на ухо) звук [у]. А пишем мы буквы. Вспомним, как пишется буква У (вешает на доску картинку с правильным написанием печатной буквы У): наклонная короткая линия и наклонная длинная линия.
- Соедините точки и напишите букву У на доске (для каждого обучающегося рисует букву У по точкам)
 
- Отлично! А теперь обведем букву У мокрой кисточкой.
 
 
- Хорошо! Вспомнили, как пишется буква У. Выполнили 3 задание (обучающиеся базового уровня возвращаются за парты для индивидуальной работы, обучающиеся повышенного уровня остаются для работы в микрогруппе).
- (показывает тарелочку с наклеенной на нее буквой У) Назови букву. Правильно, ты собираешь карточки с буквой У (аналогично другим обучающимся вдаются тарелочки с буквами А, И).
- (показывает карточку буквы У) Назови букву. - У кого буква У? Возьми букву.
Сначала учитель обращается с просьбой назвать букву к обучающемуся, который собирает данную букву, затем задание усложняется.
- Назови букву (обращается к обучающемуся, который собирает другую букву).
- У кого буква А?
- Возьми карточку (обращается к первому отвечающему), передай ее… (ученику, который собирает данную букву).
- Отлично! Справились с заданием. Садимся за парты, продолжаем урок.
 
(выполняют задание с тьютором под контролем учителя)
1. Повышенный уровень:
- Напиши букву У по точкам, прочитай слово, подбери карточку.
 
 
 
 
2. Базовый уровень:
- (предлагается рассмотреть заламинированную большую букву У) Назови букву, обведи пальцем букву, построй букву из мягких липких шариков
- (демонстрирует тарелочку с нарисованной буквой У) Назови букву. Положи на тарелку только букву У.
 
(выполняют задание с тьютором под контролем учителя)
 
- Обведи линию, обведи по точкам, напиши сам.
 
 
 
 
1. Повышенный уровень:
- (выдается комплект карточек со словами разной слоговой структуры) Прочитай слово, найди картинку (вариант 2: прочитай слово, исправь ошибку, подбери верную картинку)
2. Базовый уровень:
- (выдается карточка со словом-действием и набор небольших карточек со словами, обозначающими предмет) Что это? Назови. Назови 2 слова вместе.
(садятся на стулья перед доской)
 
- Самолет.
 
- Волк
 
- Слон
 
 
 
 
 
- поют под музыку звук [у].
- Поют звук по очереди.
 
 
- произносят по очереди звук [у] от очень тихого звучания к очень громкому.
 
- по одному берут карточку со звуковой дорожкой и поют звук [у], пока пальцы «бегут» по дорожке на карточке.
 
 
- красным квадратом
 
- садятся за свои парты
 
 
- выбирают стимулы, открывают папки с заданием под №2.
 
 
 
 
- улитка
- ставят красный квадрат (символ гласного звука на схему слова)
 
- хлопают, когда слышат звук [у]
 
 
 
 
- выбирают стимулы, отрывают папки с заданием под №3 (в папках лежит карточка «Выполнять задание вместе»), садятся в круг на стулья перед доской.
 
 
 
 
 
 
- по очереди выходят к доске, соединяют точки, пишут букву У, называют ее.
- по очереди обводят написанную ими мелом букву мокрой кисточкой, называют букву.
 
 
 
 
 
 
- буква У
 
 
 
 
- буква У
- у меня (берет карточку с буквой и кладет ее на тарелку).
 
- буква А
 
- у меня (отвечает обучающийся, собирающий букву А)
 
- выбирают стимулы, открывают папки с заданием под №4.
 
 
 
- пишут букву У по опорным точкам на карточках, читают получившееся слово, подбирают нужную картинку к данному слову
 
- рассматривают букву У, называют ее, обводят пальцем, выкладывают букву из шариков
- буква У.
(выбирают из карточек букв А, У, О только карточки с буквой У)
- выбирают стимулы, открывают папки с заданием под №5.
- пишут сначала элементы буквы У по линиям, по точкам, самостоятельно. Затем пишут целую букву У.
 
- читают слова, подбирают нужную картинку.
 
 
 
- Кот. Кот ест.
- Слон. Слон ест.
- Собака. Собака ест и.т.д

 
III. Подведение итогов урока - (звенит в звонок) ребята, звенит звонок. Берем расписание, садимся в круг.
 
- Сегодня на уроке мы повторяли звук [у], вспоминали, как правильно пишется буква У. Все старались, молодцы!
 - (показывает карточку урока) Урок прошел. Снимаем карточку урока. Сейчас перемена, отдыхаем (показывает карточку «Перемена»).
- берут индивидуальное расписание, садятся в круг у доски.
 
 
 
- убирают карточку урока из индивидуального расписания.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»