Конспект урока русского языка в 1 дополнительном классе
для обучающихся с ОВЗ (вариант 8.3)
для обучающихся с ОВЗ (вариант 8.3)
Звук и буква -у-
Сметанина Юлия Николаевна
Цель урока: создать условия для организации деятельности обучающихся по закреплению знаний о звуке [у] и его графическом символе – букве У.Задачи:
- Обучающая – закрепить умение правильно произносить гласный звук [у] с различной длительностью и силой; продолжить работу по формированию умения определять наличие/отсутствие звука в слове (базовый уровень), определять место звука в слове - начало, середина, конец слова (повышенный уровень); закрепить умение узнавать, показывать, называть и писать печатную букву У (мелом, мокрой кисточкой на доске, по клеткам, опорным точкам на листе бумаги); закрепить умение различать печатные буквы А, У (базовый уровень), продолжить работу по дифференциации различных визуальных образов букв А, У, И (повышенный уровень); продолжить работу по формированию умения составлять и произносить фразу из 2 слов – существительное и глагол (базовый уровень); закреплять навык чтения слов 1,2,3 классов слоговой структуры (повышенный уровень).
- Развивающая – развивать визуальное восприятие, произвольное внимание, долговременную память обучающихся; формировать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации и обобщения; обогащать словарный запас обучающихся лингвистическими понятиями (звук, буква, гласный звук, слово).
- Воспитательная – продолжить работу по повышению мотивации к учебной деятельности; формировать базовые учебные действия - умение сидеть за партой в правильной учебной позе; умение фокусировать взгляд на учителе; умение слушать учителя и действовать по его словесной инструкции; формировать умение взаимодействовать и выполнять задание в микрогруппе (3 человека).
Форма работы обучающихся: индивидуальная работа с тьютором; фронтальная работа с учителем, работа в микрогруппе (3 человека) с учителем.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением и обучением в школе; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней; самостоятельность в выполнении учебных заданий; умение взаимодействовать и выполнять задания по инструкции педагога в микрогруппе.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные: ориентироваться в пространстве класса; работать с учебными принадлежностями и организовывать свое рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану.
- Познавательные: выделять существенные, общие и отличительные свойства графических символов - букв; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; наблюдать; работать с информацией (понимать текст, устное высказывание, изображение, элементарное схематическое изображение).
- Коммуникативные: умение вступать в контакт и работать в микрогруппе (3 обучающихся); сотрудничать со взрослым; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем, тьютором.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. 1. Организация начала урока 2. Сообщение темы урока |
- (звенит в звонок) В классе прозвенел звонок, начинается урок. Ребята, садимся в круг. - Посмотрите на карточку (демонстрирует карточку урока). Какой сейчас урок? - Сегодня на уроке будем петь звук [у], вспомним, как пишется буква У. Выполним несколько заданий со звуком и буквой У. - А сейчас садимся за парты, открываем папку с первым заданием. |
- садятся в круг на стулья перед доской. - урок «Русский язык» - Садятся за свои парты, выбирают стимулы, отрывают папки с заданием под №1 (в папках лежит карточка «Выполнять задание вместе»). |
II. Основной этап 1. Актуализация знаний обучающихся о звуке [у]. 2. Пропевание звука [у] под музыку 3.Пропевание звука с различной длительностью и силой. 4. Закрепление знаний о звуке [у] как гласном звуке. 5. Формирование умения определять наличие/отсутствие заданного звука в слове, осуществлять элементарный звуковой анализ. 6. Закрепление графического образа буквы У 7. Обобщение навыка узнавания букв У, А, И в разных графических образах (задание для обучающихся в микрогруппе) 8. Повторение графического образа буквы У 9. Написание элементов и целой буквы У на листах в клетку 10. Дополнительное задание (в случае, если останется время урока)* * Либо выдается дополнительное задание, либо повторяется предыдущее задание, вызвавшее наибольшие трудности. |
- Первое задание выполняем вместе. Посмотрите на картинку. Что это? - Самолет летит: «Уууууууу» - Посмотрите на картинку. Кто это? - Волк воет: «Уууууууу». - Посмотрите на картину. Кто это? - Слон трубит: «Ууууууу». - Часто мы слышим звук [у]. Чтобы правильно спеть звук [у], нужно вдохнуть и сложить губы «трубочкой» (демонстрирует картинку правильного артикуляционного уклада звука) - Делаем также. Поем вместе под музыку (включает мелодию «Попевки») - Хорошо. А теперь поем по одному. - Отлично, закончили. А сейчас произносим звук [у] сначала очень тихо, потом громче, еще громче и очень громко (демонстрирует карточку артикуляционного уклада с разной степенью громкости звука) -. Посмотрите на картинку. Это звуковая дорожка. Будем долго петь звук [у], пока пальцы «бегут» по дорожке - Хорошо, закончили. Все вы очень долго пели звук [у], значит он – гласный. Как обозначаем гласный звук? (демонстрирует красный квадрат) - Правильно. Мы спели звук [у], вспомнили, что это гласный звук. Выполнили первое задание. Садимся за парты, продолжаем урок. (выполняют задание с тьютором под контролем учителя) 1. Повышенный уровень: - (обучающимся по очереди предлагаются карточки с предметными картинка, в названиях которых звук [у] стоит в начале, середине или конце слова) Что это? Назови. - Ууулитка, [у] в начале слова, отметь звук [у] на схеме (аналогично работа ведется по другим карточкам). 2. Базовый уровень: - Хлопни, когда услышишь [у] (если обучающийся затрудняется выделить звук на слух, то предоставляется визуальная подсказка; задание предлагается выполнить 3 раза, сначала выбор из звуков а-у, затем из звуков а-у-о, затем из звуков а-у-о-и). - Мы говорили (показывает на рот) и слушали (показывает на ухо) звук [у]. А пишем мы буквы. Вспомним, как пишется буква У (вешает на доску картинку с правильным написанием печатной буквы У): наклонная короткая линия и наклонная длинная линия. - Соедините точки и напишите букву У на доске (для каждого обучающегося рисует букву У по точкам) - Отлично! А теперь обведем букву У мокрой кисточкой. - Хорошо! Вспомнили, как пишется буква У. Выполнили 3 задание (обучающиеся базового уровня возвращаются за парты для индивидуальной работы, обучающиеся повышенного уровня остаются для работы в микрогруппе). - (показывает тарелочку с наклеенной на нее буквой У) Назови букву. Правильно, ты собираешь карточки с буквой У (аналогично другим обучающимся вдаются тарелочки с буквами А, И). - (показывает карточку буквы У) Назови букву. - У кого буква У? Возьми букву. Сначала учитель обращается с просьбой назвать букву к обучающемуся, который собирает данную букву, затем задание усложняется. - Назови букву (обращается к обучающемуся, который собирает другую букву). - У кого буква А? - Возьми карточку (обращается к первому отвечающему), передай ее… (ученику, который собирает данную букву). - Отлично! Справились с заданием. Садимся за парты, продолжаем урок. (выполняют задание с тьютором под контролем учителя) 1. Повышенный уровень: - Напиши букву У по точкам, прочитай слово, подбери карточку. 2. Базовый уровень: - (предлагается рассмотреть заламинированную большую букву У) Назови букву, обведи пальцем букву, построй букву из мягких липких шариков - (демонстрирует тарелочку с нарисованной буквой У) Назови букву. Положи на тарелку только букву У. (выполняют задание с тьютором под контролем учителя) - Обведи линию, обведи по точкам, напиши сам. 1. Повышенный уровень: - (выдается комплект карточек со словами разной слоговой структуры) Прочитай слово, найди картинку (вариант 2: прочитай слово, исправь ошибку, подбери верную картинку) 2. Базовый уровень: - (выдается карточка со словом-действием и набор небольших карточек со словами, обозначающими предмет) Что это? Назови. Назови 2 слова вместе. |
(садятся на стулья перед доской) - Самолет. - Волк - Слон - поют под музыку звук [у]. - Поют звук по очереди. - произносят по очереди звук [у] от очень тихого звучания к очень громкому. - по одному берут карточку со звуковой дорожкой и поют звук [у], пока пальцы «бегут» по дорожке на карточке. - красным квадратом - садятся за свои парты - выбирают стимулы, открывают папки с заданием под №2. - улитка - ставят красный квадрат (символ гласного звука на схему слова) - хлопают, когда слышат звук [у] - выбирают стимулы, отрывают папки с заданием под №3 (в папках лежит карточка «Выполнять задание вместе»), садятся в круг на стулья перед доской. - по очереди выходят к доске, соединяют точки, пишут букву У, называют ее. - по очереди обводят написанную ими мелом букву мокрой кисточкой, называют букву. - буква У - буква У - у меня (берет карточку с буквой и кладет ее на тарелку). - буква А - у меня (отвечает обучающийся, собирающий букву А) - выбирают стимулы, открывают папки с заданием под №4. - пишут букву У по опорным точкам на карточках, читают получившееся слово, подбирают нужную картинку к данному слову - рассматривают букву У, называют ее, обводят пальцем, выкладывают букву из шариков - буква У. (выбирают из карточек букв А, У, О только карточки с буквой У) - выбирают стимулы, открывают папки с заданием под №5. - пишут сначала элементы буквы У по линиям, по точкам, самостоятельно. Затем пишут целую букву У. - читают слова, подбирают нужную картинку. - Кот. Кот ест. - Слон. Слон ест. - Собака. Собака ест и.т.д |
III. Подведение итогов урока | - (звенит в звонок) ребята, звенит звонок. Берем расписание, садимся в круг. - Сегодня на уроке мы повторяли звук [у], вспоминали, как правильно пишется буква У. Все старались, молодцы! - (показывает карточку урока) Урок прошел. Снимаем карточку урока. Сейчас перемена, отдыхаем (показывает карточку «Перемена»). |
- берут индивидуальное расписание, садятся в круг у доски. - убирают карточку урока из индивидуального расписания. |