Сенсорные "миры" как метод коррекционно-развивающей работы
Создание сенсорной коробки «огород»
как метод изучения темы «Овощи»
Щербакова Екатерина Алексеевна
Актуальность: Нехватка сенсорных ощущений одна из ключевых проблем детей в наше время. Для полноценного развития нашему мозгу нужно изучить большое количество различных материалов, нужны разные текстуры, разный опыт. Сейчас ребенок ограничен в познании, ограничен в получении собственного опыта, ВВИДУ безопасносности, гигиены и многих других факторов . Из этого и следует, что нам нужны искусственные условия для реализации всех потребностей сенсомоторной сферы. Кроме того, они нужны нам в контексте. Что бы дети не просто подержали камушек в кругу, а ввели этот камень в игру, в деятельность.Как мы можем решить эту проблему в рамках занятия в детском саду? Предлагаю одно из решений, которое я использую в своей работе, это сенсорные коробки как метод коррекционно-развивающей работы.
Цели:
Развитие сенсорного восприятия окружающего мира посредством взаимодействия с разными материалами на заданную тему.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов;
- Изучение лексических тем «Овощи» , «огород».
- Развитие таких психические процессов, как воображение, внимание, память, мышление;
- Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи;
- Формирования познавательной мотивации.
- В основе любого процесса всегда заложена активность;
- Использование природных материалов и предметов разных текстур;
- Соблюдать вариативность; на примере коробки «огород» мы можем провести занятие на соотнесение, классификацию на цвет и форму, можем проиграть ролевые сюжеты
- Приближение к реальной жизни.
Материалы для изготовления сенсорной коробки: пластиковый контейнер, кинетический песок, чечевица, фетр, овощи из полимерной глины, камни, деревянные спилы, тыквенные семечки, игровые атрибуты (ведерко, корзинки, лопата, грабли).
Чем так же можно наполнить сенсорную коробку:
- фасоль, горох, чечевица;
- крупа (манка, овсянка, пшено, рис, гречка, пшеница, кускус) – обычная или окрашенная с помощью красителей;
- кукурузные хлопья;
- макароны (паутинка, ракушки, трубочки, спиральки, бантики, звездочки);
- вареные спагетти;
- мука, картофельный или кукурузный крахмал;
- орехи, семечки;
- какао, кофе;
- желе;крупная и мелкая соль;
- шишки, желуди, каштаны;
- земля, песок, кинетический (живой) песок;
- галька, камни;
- гидрогелевые шарики, или аквагрунт;
- ракушки;
- мох, листья, трава, цветы, засушенные ягоды, солома;
- снег (зимой),
- лед (в любое время года из морозильной камеры);
- кусочки нарезанной бумаги, бумажные салфетки (целые, порванные на кусочки, скомканные в виде шариков);
- вата, ватные диски, ватные шарики;
- лоскутки ткани;
- пряжа, нитки;
- кусочки поролона;
- помпоны;
- пуговицы;
- канцелярские скрепки;
- древесные опилки, скорлупки от орехов;
- блестки;
- вода;
- мыльный раствор;
- пена для бритья.
- лопаточка, совок, грабли;
- лейка, ведерко;
- сито, воронка;
- груша для воды, лейка;
- ложки разных размеров и видов (для мороженого, для салата), половник, шумовка;
- щипцы, пинцет;
- "Архимедов винт";
- пластиковые стаканчики;
- формочки для печенья, формы для льда, форма для кексов, различные силиконовые формочки.
Описание работы: ребенку предлагается высадить огород, ознакомится с процессом посадки растений и овощей. Предлагается брать разные семена, втыкать их в песок. Даем ребенку расставить овощи по разным грядкам или спрятать их в песке. Грядки можно разделить для овощей разных цветов, форм или величины. Так же из овощей на грядках можно выложить числовые ряды. Используя овощи можно пограть с ребенком в 3-й или 4-й лишний, изучить классификации.
После рассадки, предлагаем ребенку поиграть в сюжетно-ролевые игры с игровыми атрибутами и образными игрушками. Можно проиграть сказки. Например, "Репку" или "Зайкин огород".
Так же ребенку даем собрать урожай, классифицируя овощи по разным признакам: цвет, форма, величина, вкус.
Важно помнить, когда ребенок работает с коробкой, мы даем ему полную свободу действий и творчества, это работа не статичная, а динамичная. Ребенок должен потрогать как можно больше материалов и взять их во взаимодействие.
Правила работы с сенсорными коробками:
- Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка
- Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
- Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
- При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
- До и после окончания работы- помыть руки с мылом!