Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Сенсорные "миры" как метод коррекционно-развивающей работы

Создание сенсорной коробки «огород»
как метод изучения темы «Овощи»

Щербакова Екатерина Алексеевна
Актуальность: Нехватка сенсорных ощущений одна из ключевых проблем детей в наше время.  Для полноценного развития нашему мозгу нужно изучить большое количество различных материалов, нужны разные текстуры, разный опыт. Сейчас ребенок ограничен в познании, ограничен в получении собственного опыта, ВВИДУ безопасносности, гигиены и многих других факторов . Из этого и следует, что нам нужны искусственные условия для реализации всех потребностей сенсомоторной сферы.   Кроме того, они нужны нам в контексте. Что бы дети не просто подержали камушек в кругу, а ввели этот камень в игру, в деятельность.
  Как мы можем решить эту проблему в рамках занятия в детском саду? Предлагаю одно из решений, которое я использую в своей работе, это   сенсорные коробки как метод коррекционно-развивающей работы.
Цели: 
Развитие сенсорного восприятия окружающего мира посредством взаимодействия с разными материалами на заданную тему.
Задачи:
  1. Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов;
  2. Изучение лексических тем «Овощи» , «огород».
  3. Развитие таких психические процессов, как воображение, внимание, память, мышление;
  4. Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи;
  5. Формирования познавательной мотивации.
Принципы:
  • В основе любого процесса всегда заложена активность;
  • Использование природных материалов и предметов разных текстур;
  • Соблюдать вариативность; на примере коробки «огород» мы можем провести занятие на соотнесение, классификацию на цвет и форму, можем проиграть ролевые сюжеты 
  • Приближение к реальной жизни.
Содержательная часть:
Материалы для изготовления сенсорной коробки: пластиковый контейнер, кинетический песок, чечевица, фетр, овощи из полимерной глины, камни, деревянные спилы, тыквенные семечки, игровые атрибуты (ведерко, корзинки, лопата, грабли).

 Чем так же можно наполнить сенсорную коробку:
  • фасоль, горох, чечевица;
  • крупа (манка, овсянка, пшено, рис, гречка, пшеница, кускус) – обычная или окрашенная с помощью красителей;
  • кукурузные хлопья;
  • макароны (паутинка, ракушки, трубочки, спиральки, бантики, звездочки);
  • вареные спагетти;
  • мука, картофельный или кукурузный крахмал;
  • орехи, семечки;
  • какао, кофе;
  • желе;крупная и мелкая соль;
  • шишки, желуди, каштаны;
  • земля, песок, кинетический (живой) песок;
  • галька, камни;
  • гидрогелевые шарики, или аквагрунт;
  • ракушки;
  • мох, листья, трава, цветы, засушенные ягоды, солома;
  • снег (зимой), 
  • лед (в любое время года из морозильной камеры);
  • кусочки нарезанной бумаги, бумажные салфетки (целые, порванные на кусочки, скомканные в виде шариков);
  • вата, ватные диски, ватные шарики;
  • лоскутки ткани;
  • пряжа, нитки;
  • кусочки поролона;
  • помпоны;
  • пуговицы;
  • канцелярские скрепки;
  • древесные опилки, скорлупки от орехов;
  • блестки;
  • вода;
  • мыльный раствор;
  • пена для бритья.
Инструменты для работы: 
  • лопаточка, совок, грабли;
  • лейка, ведерко;
  • сито, воронка;
  • груша для воды, лейка;
  • ложки разных размеров и видов (для мороженого, для салата), половник, шумовка;
  • щипцы, пинцет;
  • "Архимедов винт";
  • пластиковые стаканчики;
  • формочки для печенья, формы для льда, форма для кексов, различные силиконовые формочки.
Время работы: ориентируемся на ребенка, стараемся дать столько времени сколько нужно.
Описание работы: ребенку предлагается высадить огород, ознакомится с процессом посадки растений и овощей. Предлагается брать разные семена, втыкать их в песок. Даем ребенку расставить овощи по разным грядкам или спрятать их в песке. Грядки можно разделить для овощей разных цветов, форм или величины. Так же из овощей на грядках можно выложить числовые ряды. Используя овощи можно пограть с ребенком в 3-й или 4-й лишний, изучить классификации. 
     После рассадки, предлагаем ребенку поиграть в сюжетно-ролевые игры с игровыми атрибутами и образными игрушками. Можно проиграть сказки. Например, "Репку" или "Зайкин огород". 
     Так же ребенку даем собрать урожай, классифицируя овощи по разным признакам: цвет, форма, величина, вкус. 
Важно помнить, когда ребенок работает с коробкой, мы даем ему полную свободу действий и творчества, это работа не статичная, а динамичная. Ребенок должен потрогать как можно больше материалов и взять их во взаимодействие. 
Правила работы с сенсорными коробками:
  1. Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка
  2. Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
  3. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
  4. При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
  5. До и после окончания работы- помыть руки с мылом!  
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»