Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Педагогический проект

Современному образованию-современный педагог

Севрюкова Инна Олеговна
Введение
На современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам.
В новом профессиональном стандарте педагога сформулированы требования к современному учителю: это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует действия учащихся, консультирует и корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Каким мы видим педагога?
Профессия педагога по определению психологов относится по классификации к типу « человек-человек». Это значит, что в деятельности учителя принципиальным является умение влиять на другого человека. Влияние на другого с целью становления и развития его личности – цель деятельности педагога.
И достижению этой цели способствует сформированная речевая культура современного педагога.
Актуальность проекта. Речь педагога обеспечивает выполнение задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Преподаватель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Поэтому речь педагога — это важный элемент его педагогического мастерства. К сожалению, в речи современного педагога много штампов, речь недостаточно образна и выразительна (в смысловом аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Таким образом, необходимо усилить внимание к проблеме сформированности речевой культуры современного педагога.
Необходимость исследования проблемы формирования речевой культуры педагога обусловловлено противоречиями:
- между высоким уровнем требований к речевой культуре педагога в современных условиях и недостаточным вниманием к проблеме ее формирования в процессе педагогической деятельности,
- между необходимостью овладения высоким уровнем речевой культуры педагогами и недостаточной разработанностью теоретико-прикладных основ этого процесса.
Объект проекта: речевая культура педагога.
Предмет проекта: педагогические условия повышения уровня речевой культуры педагога.
Цель проекта: повышение уровня речевой культуры современного педагога.
Задачи проекта:
1. Уточнить содержание понятия «речевая культура педагога» и определить его структуру.
2. Определить критерии уровня сформированности речевой культуры педагога и соотнести их с реальной речью педагога на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 44 имени Михаила Яковлевича Вознесенского» г. Кемерово.
3. Выявить типичные ошибки, присущие речи педагога.
4. Разработать программу повышения уровня речевой культуры педагогов.
I . Понятие и структура речевой культуры современного педагога.
Важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности является общение. Речевое общение – одно из основных средств воспитания и развития школьников. Много мудрых советов относительно речевого общения педагога дал выдающийся педагог-новатор В.А.Сухомлинский. Речевую культуру учителя он называл «зеркалом его духовной культуры» и требовал от учителя мастерского владения словом: «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным».
В основе учения о культуре речи лежат работы Г.О. Винокура, А.В. Пешковского, Л.Э. Розенталя, В.И. Чернышева, Л.В. Щербы.
Г.О. Винокур предложил идею разграничения 2-х аспектов культуры речи. «Понятие культуры речи, - пишет он, - можно толковать в двояком смысле, в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду только правильную речь или также речь, но искусную. Искусная речь предполагает умение говорить не только правильно, но в принципе и мастерски, как пишут и говорят мастера художественной речи» [1, с. 19].
Д.Э. Розенталь утверждает, что культурной мы должны считать речь, которая отличается национальной самобытностью, смысловой точностью, богатством и разнообразием словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, художественной изобразительностью [8, с. 82].
А.Н. Ксенофонтова под культурой речи понимает «процесс сознательного отбора и использование тех языковых средств, которые помогают осуществлять речевое воздействие, позволяющее с максимальной эффективностью обеспечить решение конкретных педагогических задач в реальной ситуации учебного процесса» [5, с. 8].
Таким образом, понятие «культура речи» - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднительное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.
Речевая культура педагога в целом должна соответствовать, прежде всего, общепринятым нормам литературного языка, требованиям, предъявляемым к языку в данном коллективе в определенный исторический период. Мы разделяем точку зрения А.А. Мурашова, который отмечает, что норма речи индифферентна к ситуационному контексту: меняется строй, темп речи, характер словоупотребления, однако нормативный строй языка остается без изменений, а речевая ошибка остается таковой даже в том случае, когда именно она приводит к взаимопониманию и взаимной симпатии собеседников.
Пониманию сущности речевой культуры способствует определение ее структуры.
В процессе исследования перед нами стояла задача определения критериев уровня сформированности профессионально-речевой культуры педагога. В научной литературе выделяются следующие требования к обоснованию критериев:
- критерии должны способствовать выявлению взаимосвязи между компонентами исследуемого явления;
- критерии раскрываются совокупностью показателей, по которым определяется степень выраженности данного критерия;
- критерии отражают динамику исследуемого качества по времени.
Кроме того, анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные подходы к определению критериев профессиональной готовности педагогов.
Так Гарибова Л.В., Деркач Т.В., Плотникова Г.Г., Соловьева М.В. и другие ученые выделяют три компонента речевой культуры:
когнитивный, предполагающий наличие теоретических знаний, практических речевых умений и риторических навыков, необходимых для осуществления речевой деятельности;
деятельностный, как комплексное применение социальных, коммуникативных, речеведческих и профессиональных знаний, понятий, умений, обеспечивающих качество информационного обмена и эффективность коммуникации в профессиональной деятельности;
этический, как владение нормами и правилами речевого поведения в процессе общения, владение системой речевых формул общения, умение использовать правила языкового поведения в конкретных ситуациях общения.
Мотивационный компонент включают в структуру речевой культуры Бочкарева А.Н., Евтюгина А.А., Лазуткина Л.Н., Лосева Н.А. и другие, подразумевая под ним осознанное отношение специалиста к профессионально-речевой культуре и ее роли в профессиональной деятельности, устойчивую мотивацию к ее развитию и совершенствованию.
Ступина Е.А. в структуру речевой культуры помимо когнитивного компонента включает коммуникативный (умение планировать речевые высказывания), эмоционально-творческий (умение составлять устные и письменные высказывания), компетентностный (умение осуществлять контроль над речью).
Таким образом, мы определили следующие критерии сформированности профессионально-речевой культуры педагогов: когнитивный, деятельностный, рефлексивный, каждому из которых соответствуют определённые показатели (Приложение 1).
Одной из задач проекта было соотнести критерии уровня сформированности профессионально-речевой культуры с реальной речью педагога на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 44 имени Михаила Яковлевича Вознесенского» г. Кемерово. Для решения этой задачи был отобран диагностический инструментарий, соответствующий содержанию и структуре профессионально-речевой культуры педагога, критериям и показателям сформированности её структурных компонентов. В качестве диагностического инструментария использовалась методическая программа оценки коммуникативных способностей учителя, разработанная Л.М. Митиной (Приложение 2).
Исследовательская работа проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 44 имени Михаила Яковлевича Вознесенского» г. Кемерово. В исследовании приняли участие 29 педагогов школы (3 учителя русского языка и литературы, 2 учителя математики, 4 учителя английского языка, 1 учитель химии, 1 учитель географии, 2 учителя истории и обществознания, 1 учитель биологии, 1 учитель информатики, 2 учителя технологии, 3 учителя физической культуры, 9 учителей начальных классов).
Исследование речевых способностей педагогов, проводимое нами в МБОУ «СОШ № 44» , показало, что в целом учителя понимают важность профессионально-речевой культуры, но сами недостаточно ориентированы в данном вопросе. Результаты исследования выявили основные проблемы педагогов, связанные с речью:
неумение четко объяснять упражнение (задание) – 20%
неумение четко объяснить правило – 19, 4%
отсутствие навыка публичного выступления – 71, 8%
плохая дикция – 37, 1%
неумение применять оптимальный вариант громкости голоса – 73, 4%
недостаточный словарный запас – 53, 2%
трудности в моделировании высказывания – 51, 9%
Результаты исследования представлены в таблице (Приложение 3).
II. Программа повышения уровня речевой культуры педагога.
Характеристика программы
Идея разработки специальных корпоративных занятий, призванных системно и целенаправленно повышать уровень речевой культуры учителей, появилась в результате выявления речевого неблагополучия учителей-предметников. Серьезные трудности у педагогов наблюдаются уже на низшей ступени овладения литературным языком, то есть на уровне правильности речи. Речевые огрехи педагогов – явление не столь редкое и не столь безобидное, как кажется на первый взгляд, поскольку, произносительные, грамматические и стилистические погрешности в языке учителей школ воспринимаются как норма и автоматически переносятся в речевые навыки обучающихся.
Занятия по культуре речи учителя, рассчитанные на 8 часов учебного времени, являются составной частью внутрикорпоративного повышения квалификации учителей-предметников школы.
Уровень профессионализма любого современного учителя характеризуется умением эффективно строить коммуникацию, демонстрировать образцы культуры речи, культуры общения и риторического искусства.
Наличие данной программы предполагает совершенствование профессиональной компетентности учителя, системообразующим элементом которой выступает коммуникативная компетенция, базирующаяся на профессиональных коммуникативных знаниях и умениях, владении современными методическими приемами формирования коммуникативной грамотности обучающихся. Это обусловливает актуальность предлагаемой программы. В реализации программы участвуют административные работники школы, учителя русского языка и литературы, а также педагоги-логопеды и педагоги-психологи.
Технологии обучения: мини-лекция, семинар, групповая работа, дискуссия, деловая игра, метафорическая игра, коммуникативные упражнения и вербальные тренажеры, самостоятельная работа.
Категория слушателей: педагогические работники МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Кемерово.
Цель программы:
Совершенствование коммуникативных и профессиональных компетенций педагогов в области оптимизации речевого взаимодействия со всеми субъектами образовательной деятельности.
Задачи программы:
· развить у слушателей способность эффективно использовать русский язык в практической педагогической деятельности;
- сформировать интерес у педагогов школы к профессиональной речевой культуре;
- сформировать ценностное отношение к речи педагога;
· сформировать способность грамотно использовать коммуникативные технологии в образовательной деятельности.
Режим занятий, срок освоения программы: 8 часов, 2 часа в четверть, 1 учебный год.
Планируемые результаты обучения
Планируемые результаты обучения по данной программе соответствуют выполняемым трудовым действиям в соответствии с профессиональным стандартом педагога (Приложение 4).
Знать
Особенности и условия эффективной коммуникации в педагогической деятельности.
Правила целеполагания и особенности стилей публичной коммуникации.
Требования к речевому поведению выступающего в разных типах аудитории (учащиеся, родители, коллеги).
Условия успешной межличностной деловой коммуникации.
Уметь
Выстраивать речевое поведение во время публичного выступления в соответствии с типами аудитории.
Применять знания об эффективной публичной коммуникации в реальной речевой практике: грамотно информировать, составлять и произносить устное высказывание.
Корректировать речевое поведение в зависимости от типа аудитории (коллеги, учащиеся, родители, смешанная аудитория).
Грамотно вести диалог.
Учебный план программы формирования речевой культуры педагога.

Тема
Количество часов
1.
Профессионально-речевая культура педагога, ее компоненты
1
2.
Коммуникативные качества речи
1
3.
Речевой этикет
1
4.
Речевое дыхание. Техника речи
1
5.
Условия эффективного профессионального общения
1
6-7.
Публичная речь. Этапы подготовки выступления. Приемы взаимодействия с обучающимися и родителями.
2
8.
Терминологическая речь учителя-предметника
1
Учебная программа
Профессионально-речевая культура педагога, ее компоненты (1ч.). Культура речи. Характеристики культуры речи. Речевая деятельность учителя, механизмы речи. Общение и коммуникация. Виды и формы общения. Как добиться оптимального общения.
Коммуникативные качества речи (1 ч.). Правильность речи. Богатство речи. Чистота речи. Точность речи. Логичность речи. Выразительность и действенность речи. Уместность речи. Доступность речи. Понятность речи.
Речевой этикет (1ч.). Речевой этикет. Педагогическая этика. Риторический канон. Культура словесной речи.
Речевое дыхание. Техника речи (1ч.). Дыхание. Голос. Дикция. Темп речи.
Условия эффективного профессионального общения (1ч.). Основные проблемы. Методы решения конфликтных ситуаций. Речевая ситуация в педагогическом общении. Коммуникативно-речевая активность учителя. Речевые приёмы, используемые учителем для достижения различных коммуникативных намерений.
Публичная речь. Этапы подготовки выступления. Приемы взаимодействия с обучающимися и родителями (2ч.). Публичная речь и её особенности. Публичное выступление и его анализ. Роды и виды публичных выступлений. Спонтанное выступление. Основы ораторского искусства. Аргументирующая речь. Информирующая речь. Конспект. Аннотация. Реферат. Приёмы подготовки устной речи. Анализ различных ситуаций на родительском собрании. Выбор речевого поведения.
Терминологическая речь учителя-предметника (1ч.). Термины и профессионализмы в речи учителя.
Организационно-педагогические условия реализации программы
1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы
Список учебной литературы
Основная литература
1. Ипполитова Н.А., Князева, О.Ю., Савова, М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум: учеб. Пособие / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 327 с.
2. Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Тумина Л.Е. и др. Педагогическая риторика: учебное пособие / Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, Л.Е. Тумина / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – ГУП «Великолукская городская типография», 2001. – 388 с.
3. Курносова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Л.А. Курносова // Классный руководитель. – 1999. – №5. 11
4. Лаврентьев В.В. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний / В.В. Лаврентьев // Классный руководитель. – 1999. – №5.
Дополнительная литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи / Л. А. Введенская, Л.Г.Павлова. – 28-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 544 с. – (Высшее образование).
2. Романова И.В. Совершенствование коммуникативно-речевых умений педагога в сфере профессионального общения: дис. … канд. педагог. наук: 13.00.02 / Романова Ирина Владиславовна. – М.: 2009 – 231 с.
3. Усанова О.Г. Коммуникативная компетентность в культуре педагогического общения: Монография / О.Г. Усанова. – Челябинск, 2004. – 139 с.
Интернет-ресурсы
1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех – URL: http://www.gramota.ru/.
2. Русский язык и культура речи – В.О. Алексеева – URL: http://www.pandia.ru/text/77/177/22242.php.
Словари
1. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения. Краткий словарь-справочник. Вербицкая Л.А. и др. (2008, 160 с.).
2. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Даль В.И. (2006, 352с.).
3. Большой Орфографический Словарь Русского Языка. (2004).
4. Большой толковый словарь правильной русской речи. Скворцов Л.И. (2009, 1104 с.).
5. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. Иванова Т.Ф. (2005, 2-е изд., 893 с.).
6. Объяснительный словарь непроверяемых орфограмм русского языка. Шелякин М.А. (2009, 320 с.).
7. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Около 25000 единиц. Резниченко И.Л. (2003, 1182 с.).
8. Прописная или строчная? Словарь-справочник. Розенталь Д.Э. (1987, 3- е изд., 352 с.).
9. Русский орфографический словарь. Отв. ред. Лопатин В.В. (2007, 2-е изд., 960 с.).
10. Русское словесное ударение. Словарь. Зарва М.В. (2001, 600 с.).
11. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Абрамов Н. (1999, 431 с.).
12. Словарь синонимов русского языка. Александрова З.Е. (2001, 11-е изд., 568 с.).
13. Словарь трудностей русского произношения. Каленчук М. Л., Касаткина Р.Ф. (2001, 2-е изд., 468 с.).
14. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. Кожиной М.Н. (2006, 696 с.).
15. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. 13
16. Фразеологический словарь русского языка. Федосов И.В., Лапицкий А.Н. (2003, 608 с.)
2. Материально-технические условия реализации программы
1. Оборудованные аудитории с наглядными средствами обучения, необходимыми для организации и проведения лекционных и семинарских занятий (ноутбук, видеопроектор, мультимедийная доска или экран).
2. Презентации для курса, подобранные видеозаписи с представленными на них различными речевыми ситуациями для анализа
Заключение
В данном проекте нами рассмотрены сущность и структура профессионально-речевой культуры, а также проблема ее формирования в условиях внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов.
Профессионально-речевая культура - комплексное образование, включающее свободное владение монологической и диалогической речью в устной и письменной форме, умение мотивированно использовать языковые средства в профессионально-значимых языковых ситуациях.
Таким образом, полученные результаты позволили сделать следующие выводы:
1. Определение понятия «речевая культура педагога» обусловлено структурой речевой культуры педагога.
2. Разработанная нами Программа повышения уровня речевой культуры педагога может выступать теоретической основой процесса повышения речевой культуры современного педагога в условиях внутрикорпоративного повышения квалификации.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы, но дает основание наметить некоторые дальнейшие перспективы в данном направлении, в частности апробации разработанной Программы повышения уровня речевой культуры педагога.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»