Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование музыкотерапии в коррекции
моторной и эмоциональной сферы у детей с ДЦП

Сальникова Нина Алексеевна
Пояснительная записка 
Проблема коррекции моторной и эмоционально-волевой сферы при ДЦП в настоящее время является одной из наиболее актуальных, поскольку увеличивается % детей, страдающих этим недугом. Различные ее аспекты исследовались в работах: Ипполитовой М.В, Леонтьева А.Н., Мастюковой Е.М., Журба Л.Т, ГавриловойТ.К., Рогачевой Е.И., Рубинштейна Л.С. и др.авторов.
Однако, в недостаточной мере освещается в научной литературе вопрос о системе восстановительных мероприятий в специальных образовательных и реабилитационных учреждениях, во многом определяющих успешность коррекции моторных и эмоционально-волевых функций у детей, страдающих Д.Ц.П. В настоящее время делаются попытки создания программ для детей данной категории с учетом их особенностей, в том числе и в нашем центре. В такие программы среди основных, возможно включение таких разделов как музыкотерапия, ритмопластика, музыкально-ритмические занятия. Сложность использования данного направления деятельности состоит еще главным образом в том, что не хватает материальной базы для реализации поставленных задач. Для полноценных занятий музыкотерапией необходимо значительное количество музыкальных инструментов, дающих ребенку право выбора извлечения того или иного звука, подходящего ему в данный момент. Помимо этого немаловажным фактором успешности использования музыкотерапии является создание специализированного кабинета, что пока находится только в перспективе. Поэтому в своей работе приходится использовать имеющиеся детские погремушки и бубны.
Предварительный анализ психолого-педагогической литературы, позволил сделать следующие выводы:
  • ДЦП представляет собой системное нарушение не только моторной сферы, но и психического развития в целом. Данное заболевание проявляется в синдроме речевых нарушений; нарушении пространственных представлений; нарушении формирования схемы тела, стереогнозиса; эмоциональных нарушениях (повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлении страхов).
  • Вышеперечисленные отклонения приводят к невозможности формирования предпосылок всех видов деятельности, что может без соответствующей помощи со стороны специалистов привести к “выпадению” ребенка страдающего Д.Ц.П. из общественной жизни. Следовательно, необходимо решить наиболее актуальную в данном случае задачу по коррекции моторной сферы у детей с Ц.П. и тем самым повысить возможность выполнения данными детьми целенаправленных действий. В психолого-педагогической литературе есть предположение, что одним из уровней регулирования движений является уровень ощущений, восприятия, в том числе и слухового. Это подтверждает возможность использования в коррекции моторной и эмоционально-волевой сферы музыкотерапии на занятиях с детьми.
  • Мне представляется целесообразным, из 5-ти выделенных в настоящее время форм Ц.П отметить две наиболее плодотворные с точки зрения коррекции моторной сферы – спастическую диплегию и атонически-астатическую форму, так как при них позотонические рефлексы выражены не значительно и следовательно, возможна зрительно-двигательная координация рук и ног, развитие манипулятивной деятельности и основных видов движений. Данные выводы были положены в основу методики диагностики. Наиболее яркими особенностями, выявленными в ходе диагностики являются следующие:
уровень развития и степень поражения моторной и эмоционально-волевой сферы у обследованных детей различны. В связи с этим испытуемых целесообразно было разделить на III уровня сформированности моторной и эмоционально-волевой  сферы:
К I уровню были отнесены дети, которые имеют незначительные нарушения в общей и мелкой моторике. В основном - это дети со спастической диплегией. Они способны самостоятельно передвигаться, используя руки в качестве поддержки. Движения у этой группы детей достаточно четкие и координированные, однако, имеется нарушение навыка ходьбы по прямой линии. Эмоционально-волевая сфера нарушена незначительно.
Ко II уровню сформированности моторной и эмоционально-волевой сферы были отнесены дети, имеющие незначительные нарушения в мелкой моторике в виде слабой дискоординации, и значительные нарушения в общей моторике. В основном – это дети со спастической диплегией и несколько с атонически- астатической формой. Они могут самостоятельно передвигаться со вспомогательными средствами, их движения не достаточно четкие и координированные, значительно нарушен навык ходьбы. У этих детей имеются незначительные нарушения эмоционально-волевой сферы в виде кратковременных перепадов настроения, нежелания выполнять то или иное задание.
К III уровню сформированности моторной сферы были отнесены дети, имеющие грубые нарушения в мелкой и общей моторике. Данные нарушения имеют место при атонически-астатической форме ЦП. Моторную сферу детей данного уровня можно охарактеризовать следующими качественными показателями: движения рук либо не сформированы, либо находятся на очень низком уровне развития, что препятствует их использованию в качестве поддержки при передвижении. Значительно нарушен навык ходьбы, что связано с пониженным тонусом в мышцах нижних конечностей. Эмоционально волевая сфера нарушена достаточно серьезно (перепады настроения, отказ от выполнения заданий и т.п.)
Помимо нарушения двигательной сферы, у детей данных категорий отмечается нарушение стройности речи, как следствие нарушение речевого дыхания и артикуляционного уклада. Следовательно, одним из направлений коррекции должно выступать нормализация дыхания.
Важность дыхания для регулировки психоэмоционального состояния трудно переоценить. Дыхание регулируется нервной системой и, при определенной цикличности вдохов и выдохов, может ею управлять. По мнению физиологов, вдох связан с возбуждением нервной системы, выдох - с ее торможением, поэтому если удлинить вдох и укоротить выдох, произойдет мобилизация функций нервной системы. Если же вдох укоротить, а выдох удлинить, можно добиться успокаивающего эффекта. 
Схема мобилизующего дыхания выглядит следующим образом:
2(2)+2; 4(2)+4; 4(2)+5; 4(2)+6; 4(2)+7; 4(2)+8; 8(2)+5; 9(4)+5; 10(5)+5. 
Первая цифра в формулах указывает на продолжительность вдоха в секундах. В скобках указана продолжительность дыхательной паузы. Со знаком 'плюс' - продолжительность выдоха. 
Как видно из формул, в процессе упражнений продолжительность вдоха и паузы возрастает в 5 раз, в то время как длительность выдоха - всего в 2,5 раза. Всего несколько минут мобилизующего дыхания во время утренней зарядки помогут настроиться на работу. 
С помощью дыхания можно также быстро добиться успокоения нервной системы, расслабить мышцы. Для этого применяется успокаивающее дыхание. 
Оно заключается в относительном укорочении вдоха, удлинении выдоха и паузы после него. Практически выдох удлиняется до тех пор, пока он не станет вдвое длиннее вдоха, а затем удлиняется продолжительность паузы. Она обычно составляет половину вдоха. 
Схему успокаивающего дыхания можно представить так:
2+2(2); 4+4(2); 4+6(2); 4+7(2); 4+8(2);4+9(2); 5+9(2); 5+10(2); 6+10(2); 6+10(3); 7+10(3);8+10(3); 9+10(4); 10+10(5). 
В этих формулах первая цифра означает продолжительность вдоха, вторая - продолжительность выдоха, третья - задержку дыхания после выдоха.
Дыхание поможет быстро регулировать эмоциональное состояние при стрессе. 
Для этого рекомендуется использовать ритмическое полное дыхание. Лучше всего его сочетать с ритмичной неторопливой ходьбой, которая и задает дыхательный ритм. 
В начале придерживайтесь ритма два шага вдох, два шага выдох. Затем увеличивайте продолжительность выдоха: два шага вдох, три шага выдох. 
Восстановление естественного типа дыхания
Для восстановления естественного типа дыхания необходимо помнить, что диафрагма - самая сильная мышца для вдоха, а брюшной пресс (живот) - для выдоха. Если эти мышцы функционируют правильно, то при вдохе живот немного выпячивается, диафрагма уплотняется и нажимает на внутренности, таким образом массируя их. А при выдохе живот уменьшается (сокращаются мышцы брюшного пресса, и диафрагма принимает куполообразное положение). 
Диафрагмальное дыхание лучше всего проводить лежа на спине, согнув колени, однако этому виду дыхания необходимо научиться и в положении сидя и лёжа. 
         Формирование осознанного дыхания.
Необходимо посадить ребенка в удобное ему положение, чтобы он мог расслабиться и держать, по-возможности, спину прямо. Делать неглубокий вдох, выдох, затем второй глубже, выдох, и третий - полной грудью, после чего выдыхать медленно, чтобы выдох по времени был равен трем вдохам. 
Грудное дыхание
Посадить ребенка в удобное положение, чтобы он мог расслабиться и держать спину прямо.  Дышать в удобном ритме, не глубоко и не часто. Перевести внимание на центр груди, представить, что вдыхаете через это место. Упражнение делайте 1-3 минуты
Изучение возможностей различных музыкальных инструментов на человеческий организм показало, что звуки флейты обладают самым расслабляющим действием, игра на кларнете — изменения в кровообращении, а на скрипке и фортепиано — успокаивает возбужденные нервы
Для лечения детских болезней мы используем классические произведения Чайковского, Дебюсси, Оффенбаха и Моцарта. Так, музыка Моцарта при ее ежедневном прослушивании в течение 15 минут способствует улучшению настроения детей 
Психическая направленность человека определяет предпочтение музыки определенного характера. Интровертам — тяготеющим к уединению — ближе всего музыка композиторов романтического направления — Шопен, Чайковский, Шуберт, Скрябин. Экстравертам людям энергичным — по душе музыка Листа, Прокофьева, Вагнера. Активным детям полезно подольше слушать спокойную музыку, вялым — ритмичную. Малышу, который плохо спит, можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом.
Таким образом, главное направление музыкальной психотерапии - учить детей тому, что каждое переживание, любое движение может быть выражено непосредственно в звуках вокальной импровизации, которая отражает отношение к различным событиям жизни. Творческая деятельность в любом деле по своей природе интегрирована, так как она есть выражение всего жизненного опыта человека и его природных способностей и возможностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. И именно это помогает ребенку быть здоровым и счастливым.
     Каков же эффект воздействия музыки? Вибрации той или иной композиции должны совпасть с вибрациями человека или больных органов. Есть мелодии, оказывающие благотворное воздействие на всех людей без исключения. Секрет этих мелодий в гармонично подобранной тональности и ритме, который совпадает с высшими духовными вибрациями и таким образом настраивает человека на хорошее расположение духа, избавляет от депрессий. В древние времена целители и шаманы могли определить какого, ритма или тона не хватает человеку, поэтому лечение словами, музыкой и голосовым пением было очень эффективным. В настоящее время большинство из этих знаний утеряно и человечество пытается заново «изобретать велосипед».
     Важно помнить и о правилах применения музыкотерапии:
      - лучше всего лечебные сеансы проводить ранним утром или поздно ночью;
      - человек не должен испытывать чувство голода;
      - сеансы не должны превышать 30 минут.
      - количество занятий не ограничено. 
     Особенным терапевтическим воздействием обладает фортепианная музыка. Она несет в себе энергию металла, а энергия металла подавляет энергию болезни, поэтому в любом помещении благоприятно периодически прослушивать фортепианную музыку. Композиторы, произведения которых рекомендуются для музыкотерапии, - Я.Сибелиус, Р.Шуман, С.Рахманинов, Д.Шостакович, П. Чайковский, Ф. Шопен. 
     Существует 2 формы музыкальной терапии: активная и пассивная. При активной форме используется игра на музыкальных инструментах, пение, танцы, выражение себя через музыку. Пассивная терапия заключается в прослушивании музыкальных произведений. 
     Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности: Шопен – «Мазурка», Штраус - вальсы.  
     Уменьшение раздражительности, разочарования: Бах – «Кантата №2», Бетховен – «Лунная соната», «Симфония ля-минор». 
     Для общего успокоения, удовлетворения: Брамс – «Колыбельная», Шуберт – «Аве Мария», Шопен – «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси – «Свет луны». 
     Снятие симптомов гипертонии: Бах – «Концерт ре-минор для скрипки», «Кантата №21». 
     Головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, мигрень: Моцарт – «Дон Жуан», Лист – «Венгерская рапсодия», Моцарт – «Симфония №40» 
     Для поднятия жизненного тонуса, улучшение самочувствия и настроения: Чайковский – «Шестая симфония, 3 часть», Бетховен – «Увертюра Эдмонд», Лист – «Венгерская рапсодия 2».
В ходе проведения занятий с использованием элементов музыкотерапии выяснилось, что дети лучше выполняют задания под музыкальное сопровождение, их движения становятся более четкими и ритмичными. Происходят положительные изменения в эмоционально-волевой сфере. На занятиях дети чувствуют себя более комфортно.  Это подтверждает предположение о взаимосвязи слухового восприятия и организации двигательного акта. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата возможно сочетание активной и пассивной музыкотерапии, в зависимости от тяжести нарушения.
Прежде чем активно применять на практике музыкотерапию, следует определить, какая музыка благотворно будет воздействовать на ребенка. Для этого, после прослушивания музыкального произведения, детям предлагается выполнить тест Люшера, на основе которого и будет выбрана музыка с ее ритмом и мелодией. Это важно, поскольку ребенок может испытывать негативное воздействие от определенного ритма и мелодии. Чем тщательнее будет проделана работа по подбору музыкальных произведений, тем эффективнее будет воздействие на коррекцию эмоционально-волевой и моторной сферы.
Т.о., целью занятий музыкотерапии является коррекция эмоционально-волевой и моторной сферы у детей с нарушением развития различного генеза.
А в качестве задач выступают:
  • Развитие слухового восприятия
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие речевого дыхания
  • Развитие чувства ритма
Примерный план занятия. 
Цели: Коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие слухового восприятия, развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики, развитие речи, развитие чувства ритма.
Используемый материал: Детские музыкальные инструменты, аудиокассета «Навеянное морем» (Ф. Шопен), лист бумаги для рисования, акварельные краски (пальчиковая гуашь), кисточка для рисования (по необходимости).
Ход занятия.
  1. Вводная часть. Дыхательная гимнастика. Музыкально-ритмическая разминка. (повторение ритмического рисунка на барабане, бубне, маракасе; повторение несложных движений под музыкальное сопровождение). Описание картины с изображением моря (какие ощущения вызывает картина)
  2. Основная часть: Пропевание гласных звуков. Прослушивание музыки «Релаксация» (сели поудобнее, закрыли глазки). Беседа о прослушанной музыке. Рисование образа, который представился, когда звучала музыка (можно повторно включить данное музыкальное произведение, как лейтмотив)
  3. Заключительная часть: Обсуждение нарисованного изображения и определение самочувствия ребенка, его настроения после занятия.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»