Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Работа с мини-текстами на уроках развития речи. Обучение учащихся устной и письменной речи.

Шиманская Елена Михайловна , учитель русского языка и литературы,

ГБСКОУ школы (VIIвида) №609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

       Речь  наших  детей  часто  бедна  просто  потому,  что  они не  стремятся  говорить  более  ярко,  выразительно  и разнообразно.

        Не секрет,  что  многие из нас  не  обладают  хорошо  поставленным  голосом,  не  умеют  ясно и  грамматически  правильно  говорить,  излагать  собственные  мысли  в  свободной  творческой  интерпретации  в  устной  и  письменной  форме,  выражать  свои  эмоции  разнообразными  интонационными  средствами,  не  соблюдают  речевую  культуру  и не  развивают  умение  общаться.   Грустно, что у абсолютного  большинства  людей,  выражаясь  словами  К.И.Чуковского,  « …мысли  выскакивают  растрепанными  и  полуодетыми, словно  спросонья».

       Сегодня  как  никогда  для  педагога  особенно  важно  пробудить  интерес  к  звучащему  слову,  научить  детей  почувствовать  его  истинный  вкус  и  назначение.  Несомненно,  процесс  этот  длительный  и  кропотливый,  требующий  определенной  организации,  системы,  методической  смекалки и  выдумки,  практического  опыта.

        На  уроках  русского  языка и не  только  надо  научить  ребят  пользоваться  родным  русским  словом,  понять  и  почувствовать  его,  стремиться  развивать  свою  речь,  совершенствовать  свое  речевое  творчество.  Речевая компетенция, т.е. знание принципов отбора языковых средств для порождения высказывания, повышается в связи с необходимостью создавать связные тексты.

       Одной  из  важных  задач – это  работа не  только  над  обогащением  словаря  учащихся,  но  и  над  увеличением  подвижности  того  запаса  слов,  которым  владеет  ученик  в  данный  момент,  связывать  воедино  грамматический  и  речевой  аспекты  обучения,  стремиться  к  реализации  коммуникативного  подхода.

Поэтому   я  считаю  целью  моей  работы – развитие  письменной  речи  учащихся  и  формирование их  лингвистической  компетенции.

Главное  внимание  на  своих  уроках  уделяю  тексту, поэтому я  стараюсь  подбирать  задания на  основе  текста. В своей работе использую тексты малой формы, у которых основная задача – это обучение, в то время как с текстами большого объема связаны в основном задачи контроля. Преимущество малых текстов состоит в том, что они могут быть использованы оперативно и в соответствии с грамматическими темами, сочетая в себе задачи обучения и контроля.

Текст может стать и отдельным , но постоянным фрагментом урока и соединить в уроке две его стороны: рациональную и эмоциональную.

Перед  собой  я  поставила  следующие  задачи:

      1).  Изучить  и  проанализировать  литературу и  практический  опыт  по  данной  проблеме.

     2).  Развивать  интерес  к  своему  предмету.

     3).  Активизировать  самостоятельную  познавательную  деятельность  ученика,  совершенствовать  речевое  творчество  учащихся.

    4).  Формировать у  учеников  навыки как устной, так и письменной  речи,  ориентируясь  при  этом  на  реальные  задачи,  которые  предстоит  решать  ученикам  в  жизни.

    5).  Обучать  детей  умению  правильно  воспринимать  чужой  текст  и  создавать  свой.

    В  связи  с  этим  я  считаю,  что  развитие  речи -  это  урок  творчества.  На  таком  уроке  должна  проявиться  индивидуальность  каждого  ученика,  должны  развиваться  его творческие  способности,  любознательность.

   Речь – это сложнейшая  человеческая  деятельность,  причем  творческая  деятельность,  включающая  в  себя  умение  наблюдать,  мыслить,  фантазировать,  а  также  слушать  и  слышать.Прежде  выучивается  говорить тот,  кому  есть  что  сказать,  поэтому  необходимо учить  детей  не  техническому  оформлению  высказываний,  а речевому  мышлению,  речевому  творчеству,  а  также  восприятию  чужой  речи.   Развитие  речи  учащихся  на  уроках  русского  языка  предполагает  совершенствование  всех  видов  речевой  деятельности (говорения,  аудирования, чтения, письма)  и  осуществляется  в  трёх  направлениях,  составляющих  единое  целое.

    Первое направление в развитии  речи  учащихся -  овладение  нормами  русского  литературного  произношения,  образования  форм  слов,  построения  словосочетаний  и  предложений,  употребление  слов  в  соответствии с их лексическим значением и  стилевой  принадлежностью.

   Второе  направление – обогащение  словарного  запаса  и  грамматического  строя  речи.

   Третье  направление -   формирование умений  и  навыков  связного изложения  мыслей.  Развитие  связной речи  предполагает  работу  над  содержанием,  построением  и  языковым  оформлением  высказывания,  которая  осуществляется  при  выполнении  специальных  упражнений   и  при  подготовке  к изложению и сочинению.  Она  включает  формирование  и  совершенствование  умений  анализировать  тему,  уточнять  её  границы,  определять  основную  мысль,  составлять  план  в  соответствии с ним  систематизировать  материал,  правильно  отбирать  языковые  средства.

Работа  по  развитию  речи  включает  в  себя и   формирование  навыков  выразительного  чтения.  Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи детей приводят к нарушению осознанности чтения. И из класса в класс нужно проводить работу с учащимися именно на понимание текста, а не гнаться за его беглостью. Бедность словаря, неточное понимание многих слов, неумение вникать в  суть образных выражений, непонимание словосочетаний, употребленных в переносном значении, еще больше затрудняет усвоение читаемого и  поэтому данная проблема требует постоянного внимания со стороны учителя.

Используемая  в  настоящее  время  методика  направлена  на  ознакомление  учеников  с  разнообразными  средствами речи (типами, стилями речи, и пр.),  но  не  на  практическое  овладение  ими:

немотивированность детей,  небольшое  количество  учебных  часов,  отводимых  на  развитие речи,  недостаточный  тренинг  умений  и  навыков  приводят к  тому,  что  учащиеся  обычно  знают  о  возможностях речи,  но  не  умеют  ими  пользоваться. Формирование навыков  устной и письменной  речи  ведется  на  уроке;  после  уроков (внеклассная работа)  и  в ходе индивидуальной  коррекционной  работы  с учащихся.

Для увеличения потенциала развития языковой личности, для формирования коммуникативно-речевых умений, для того, чтобы уроки русского языка не были стандартными и скучными, чтобы дети получали не только знания , но и удовольствие , я использую различные виды работ с текстами малой формы, доступными для детей с ограниченными возможностями.

1. Творческие  работы (сочинения) на  основе личных  впечатлений:

   -   музыкальные ( восприятие музыки)

   -   читательские;

   -   жизненные;

   -   фантазийные

Например: « Я вошел в осенний лес и начал присматриваться (прислушиваться, почувствовал)…»

Это по-настоящему сложное развивающее упражнение. Дети делятся на три группы,  и больше всего вопросов возникает у третьей. Тогда уточняем для них задание: « Какие запахи вы можете ощутить, тепло или холод, может быть прикосновение или легкий ветерок, что-то еще?» Каждый ребенок отправляется в собственный лес и их нужно настроить на то, что , если они будут внимательны, то вернуться с новыми ощущениями.

В ходе этого задания я сознательно ограничиваю другие каналы восприятия и расширяю один из них.  И понятно,  насколько сложно кинестету ( кто чувствует больше) описать визуальные впечатления( кто больше видит), а аудиалу (кто слышит) кинестетические. Используя наши сенсоры (уши, глаза, нос,осязание и т.д. мы познаем мир вокруг себя. Но абсолютно каждый ребенок обрабатывает информацию и передает то , что испытывает  своим уникальным способом. Важно, что ребенок использует только один канал и сочинения получаются иногда просто непредсказуемыми для меня, учителя. Такими работами можно развивать у ребенка все три канала восприятия, помочь ему и научить его не только видеть, но и слышать , чувствовать этот мир.

Я сорвал цветок – и он завял.

 Я поймал жука – и он умер

 У меня в ладони.

 И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

М.М.Пришвин

2  Спонтанные ( без заготовки и подготовки высказывания учащихся) и подготовленные высказывания школьников.

Этот вид работы мало используется учителями, но мне она очень нравится и помогает иногда понять желания, проблемы ребенка. Спонтанная речь, своеобразная, индивидуальная, доступная школьникам, потому что она естественная, ведь они говорят на родном языке, свободная, ведь они рассказывают о том, что их интересует, о чем хочется говорить. Однако, далеко не все дети владеют культурой общения и не всегда свободны в речевой практике, так как запас слов ограничен, речь многих хаотична, бедна, мыслей много, а выразить словами очень трудно, поэтому в ход идет и мимика , и жесты! Поэтому говорить нужно обучать. Связные высказывания можно стимулировать разными способами: и актуализация реальных событий или переживаний, содержательно-эмоциональный текст, классические миниатюры Пришвина, рассказы Паустовского, в старшей школе высказывания Лихачева. Это и рассказы о природе, о дружбе, о любви, о преданности и др. Первичный текст , предоставленный учителем может служить отправным моментом к высказываниям детей.

3.  Мини-изложения.

Для детей с общим недоразвитием речи это очень удобный , не обременяющий их глобальностью и насыщенностью вид работы. Они любят тексты малой формы, так как в них можно углубиться и сосредоточиться на главном.  В основном мини-изложения используются для отработки умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, составлять план, находить ключевые слова, редактировать текст. Тексты должны быть легкими на слух, предложения  - ясными и четкими, и , конечно, должны быть познавательными, воспитывающими, чтобы дети не только излагали текст, но и чувствовали свою причастность к нему. Все тексты я сама редактирую изначально, много сочиняю сама, насыщаю текст орфограммами, которые в данный момент мы изучаем или теми, которые требуют коррекции.

Примеры текстов изложений-миниатюр

В Михайловском парке.

В Михайловском парке все сохранено, так как было при жизни Пушкина. И в этом неповторимость заповедного места.  В центре усадьбы растут густые кусты шиповника, жасмина, дикого винограда. За ними хорошо ухаживают и они всегда в своей полной красе. И  почти в каждом из них летом живут и гнездятся птицы.

Пушкин, живя в Михайловском уединённо, не мог не видеть и не слышать того, что видим и слышим мы. Он слышал, как поет горлица, дрозд, скворец, ласточка.

Пушкин любил птиц. Целыми днями он пропадал в тенистом лесу. Слушал пение птиц и наблюдал за их жизнью.

Древние славянские города

Славяне строили города в основном на высоких берегах рек. Вокруг городов строили крепостные стены из дерева. В стенах прорубали отверстия.  При нападении врага через них можно было стрелять из лука, метать камни или лить горячую воду. Вдоль стен ставили несколько сторожевых башен, чтобы издалека замечать приближавшихся врагов. За городскими стенами укрывались от неприятеля не только горожане, но и жители окрестных посёлков.

Жителями городов были князья, дружинники, знатные люди, купцы и ремесленники. В городах устраивали торги. На городских торгах можно было купить или обменять любой товар. В городах собиралось вече, управлял жизнью города князь.

Уроки этики.

Люди ухудшают себе жизнь плохими поступками. Нельзя совершать поступки, которые причиняют боль окружающим тебя людям. Человека возвышает чистота души и разума. Плохие поступки говорят о порочности души и грязи в уме. Бойтесь творить зло. Оно разрушает ваши человеческие чувства.

Нельзя требовать уважения от того, кого сам не уважаешь. Нельзя надеяться на любовь, если сам никого не любишь. Никогда не вырастут крылья у того, кто выдёргивает перья из чужих крыльев. Болен тот, кто порождает боль. Твори добро, и люди будут добры к тебе.

Как жили наши предки.

В далёкие времена жили люди в деревянных избах. Пол в избе настилали из досок. Крышу покрывали соломой. Внутри избы ставили печь из глины. Освещали дом лучинами или свечами. Посуда в те времена была самая разнообразная: ковши, горшки, тарелки, миски, чаши. Делали посуду из дерева или глины.

В больших сундуках и коробах хранилась одежда хозяев дома. Одевались простые люди в короткие рубахи и порты. Порты заправляли в кожаные сапоги.

Ели люди простую пищу: каши, рыбу, ржаной и пшеничный хлеб. Летом питались овощами. По праздникам пекли пироги с ягодами и грибами.

 

Мини-изложениеможет быть использовано в качестве импульса для создания учащимися их собственного текста и представлять собой начало будущего сочинения.

Например можно придумать любое начало, а ученик продолжает текст( не более 5-6 предложений, но над ними приходиться работать ему  весь урок).

 Стояли осенние дни, хмурые, тоскливые и вдруг улыбнулась погодка…..

Чтобы сочинение-миниатюра органично вписалось в авторский текст, стало естественным продолжением,  для этого я выбираю именно ясный , солнечный день и создаю в классе соответствующий психологический настрой, что вызывает у детей положительные эмоции. Такое состояние природы и души ребенка нужно уловить, поэтому заранее спланировать невозможно. Все может быть спонтанным и в этом тоже есть приятная внезапность для творческой работы, а не изучением орфографических правил. Как правило, на таких уроках я использую музыку. Невозможно представить себе нашу жизнь без музыки. Музыка развивает эмоциональную сферу, ассоциативно-образное мышление ученика, способность к сопереживанию, дает толчок к работе творческого воображения.  Музыка звучит как эмоциональный фон урока, углубляет первоначальное восприятие учениками художественного текста, облегчает языковую подготовку к сочинениям. Сочинения-миниатюры.

Используя данную  ниже  лексику,  написать миниатюру о дожде  по  вариантам :

         - летний дождь,

         -осенний дождь,

        - весенний дождь.

 

Шумит,  звенит,  шуршит по  листьям, идет,  капает,  моросит,  накрапывает, льет,  льется как из ведра,  хлещет,  стучит,  барабанит,  струится,  стекает, зачастит, хлынет,  зарядит,  сеет  как из сита,  прыгает,  пляшет.

Сочинения-миниатюры могут быть по воспоминаниям, как отклик на событие, как разговор самим с собой, по данному началу, по впечатлениям дня и д.р.

Я применяю в своей практике и написание сочинений-миниатюр  « с натуры», которые очень нравятся детям с 5 по 9 класс.  Можно принести в класс и поставить в вазу красную розу, можно использовать осенние листья, которые дети приносят сами, положить на парту веточку хвои зимой…и начинается творчество, фантазия, поиск сюжета. Каждый ребенок – автор своего текста, и очень важно, как именно ощущает себя ученик. А ощущает он себя творцом, писателем, художником, поэтом, что несомненно повышает самооценку, дает  чувство уверенности. Очень интересно вчитываться в строчки ученических сочинений. За внешней простотой , иногда наивностью скрывается оригинальный взгляд на жизнь, на внешний мир, дети замечают то, чего раньше не видели, не обращали внимания. Ведь по своей природе дети «гораздо больше поэты и художники, чем мы обычно думаем» ( А.И.Герцен).А задача учителя –это чуткость, внимание к работе ребенка, любой работе, какой бы она ни была.

4. Творческие  диктанты  на  основе  картин, которые дети выбирают сами ( у меня есть коллекция открыток с картинами русских художников и каждый ребенок выбирает то, что ему ближе по внутренним ощущениям). Названия картин заклеены,  и ученик сам его придумывает.  В момент написания звучит тихая музыка, в основном релаксационная и в такой творческой обстановке дети неожиданно раскрывают свои способности мыслить , порой неординарно. Как правило все авторские работы детей (а они очень ценят слово «авторские») зачитываются в классе только с разрешения ребенка.

 

Задание:  «Вставь  слово»

 

(Какой?)… в  сентябре  лес – в нем  рядом  весна и осень.  (Какой?)…лист  и  (какая?)… травинка.   (Какие?)…травы  и (какие?)… цветы.  (Какой?) … иней  и  бабочки.  (Какое?) … солнце и (какой?)  ветер.  Увядание  и  расцвет.  Песни  и  тишина.  Грустно  и  радостно!                                                                                                          Н Сладков.

А  жаворонок  все  пел,  поднимаясь  выше  и  выше.  (Какое?) … солнце  осветило его, и теперь  он  уже  казался  с  земли  не (какой?)…   птичкой,  а  (какой?) …звездочкой,  вторым  (каким?) … солнышком,  рожденным  самой  землей.                      По Г.Скребицкому.

 

Подобные  задания  помогают  ребятам  на  примерах  художественных  текстов  подбирать  слова,  а  потом  их  сравнить  с  исходным  текстом.

Ключ.  Текст 1.

Странный  в  сентябре  лес – в  нем  рядом  весна и  осень.  Желтый лист и  зеленая  травинка.  Поблекшие  травы и зацветающие цветы. Сверкающий  иней и бабочки.  Теплое  солнце  и  холодный  ветер.  Увядание  и  расцвет.  Песни и тишина.  Грустно  и  радостно!  (Н.Сладков)

 

Ключ.  Текст 2.

А  жаворонок  все  пел,  поднимаясь  выше  и  выше.  Яркое  солнце  осветило его, и теперь  он  уже  казался  с  земли  не серенькой   птичкой,  а  золотой звездочкой,  вторым  крохотным  солнышком,  рожденным  самой  землей.                      По Г.Скребицкому.

Задание «Продолжи»

 

Внимательно  прочитай  начало  текста. Придумайте и запишите  продолжение в стиле  автора.

1.  Почки  раскрываются,  шоколадные, с  зелеными  хвостиками, и на каждом  зеленом  клювике  висит  большая  прозрачная  капля…

 

 Ключ.  (Возьмешь  одну  почку,  разотрешь  между  пальцами,  и  потом  долго  все  пахнет  тебе  ароматной  смолой  березы,  тополя  или  черемухи.)                                              М.Пришвин..

Задание.  «Редактирование текста».

Выпал  первый  снег.  Лес и теперь  хорош. На  березах  еще  были  желтые  листья.  Ели  и  сосны  были  зеленее,  чем  летом.  Сухая  осенняя  трава  выглядывала  из-под  снега  желтой  щеткой.  Мертвая  тишина  была  кругом.  Была  прозрачная  вода  в  озере.

  Ключ.   (Выпал  первый снег.  Лес и теперь хорош.  На  березах еще  оставались  желтые  листья.  Ели  и  сосны  казались  зеленее,  чем  летом.  Сухая  осенняя  трава  выглядывала  из-под  снега  желтой  щеткой.  Мертвая  тишина  царила  кругом.  Потемнела  прозначная  вода  в  озере.)                                                   По Д.Мамину-Сибиряку.

На  уроках  русского  языка  использую  поэтические диктанты по теме « Времена  года», которые не только развивают речевую культуру и грамотность детей, но и обогащают словарный запас учащихся, расширяют их познание в области литературы, поэзии, оживляют урок, делают его более насыщенным, свободным от условностей.

МИНИАТЮРА 1

Ноч…ю в полях, под напевы м…тели,

Дремл…т, качаясь, бере…ки и ели…

Мес…ц меж туч…к над полем сия…т,

Бледная тень наб…гает и тает…

Мнит(ть)ся  мне ноч…ю: меж белых бере…

Брод…т в туман(нн)ом сиянье Мороз.                                

И.Бунин

1.  Подобрать синонимы к глаголам  мнит(ть)ся, дремл…т

2.  Выразительно прочитайте , выучите и напишите его по памяти.

 

МИНИАТЮРА 2

День  пр…греет – возле дома

Пахн…т поз…нею травой,

Яровой сухой с…ломой

И картофельной ботвой.

И хотя земля устала,

Все ещ… д…бра, тепла:

Лен разостлан(нн)ый отава

У краев пр..подняла.

А.Твардовский

 

1.     О каком времени года пишет поэт? Почему так решили?

2.     Как вы понимаете значение выражения  ЗЕМЛЯ УСТАЛА ?

3.     Выдели глаголы с приставкой ПРИ-, объясни написание и приведи свои примеры на это правило.

4.     Разбери  по составу глагол  ПР…ПОДНЯЛА.

5.     Посмотри в толковом словаре лексическое значение слова ЯРОВАЯ.

6.     Отава – трава, выросшая в тот же год на месте скошенной.

Для  развития  речи  детей  очень  важно,  чтобы  они  постоянно  слышали  образцы правильной красивой речи,  как письменной – это  могут  быть  художественные тексты,  которые  читаются  на уроках, - важно  постоянно  обращать  внимание  на  красоту,  совершенство  языка,  так и устной – это  могут быть  записи  выступлений  артистов, чтение стихов,и  ,конечно же,  речь  самого  учителя  Необходимо  обращать  на  удачные  образцы  речи  самих  детей, поощрять их, хвалить.

Результативность.

Систематическое  использование  этих  методических  приемов  позволяет   развивать  речь  учащихся.  Ребята  не  боятся  высказывать  свое  мнение,  стараются  его  отстаивать,  пытаются  доказать  свою  точку  зрения.  Они  составляют  разнообразные  высказывания с  использованием  различных  языковых  средств.  У них  начинает  развиваться  чувство  языка,  чувство  слова.   Совершенствование  речевых  навыков  способствуют их  успешной  учебе,  выступлениях на  различных  конкурсах  и олимпиадах.

Дети  чувствуют себя при  ответах  в  классе   уверенно.  Они  положительно    воспринимают  предмет «Русский язык» и  с удовольствием  идут  на  эти  уроки, что очень важно для каждого учителя.

А для  меня очень важно сберечь в  своих учениках то, что в них есть особенного, яркого, индивидуального. Я стараюсь так организовать обучение, чтобы дети были уверены в себе, ничего не боялись, ощущали себя личностью.  Ведь  учителю важно  не только слушать, что говорят ученики, но и понимать их чувства, переживания, которые они раскрывают на странице своего сочинения.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»