Трудовое воспитание и обучение детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
Бондаренко Татьяна Николаевна
Введение
Трудовое обучение и воспитание детей с нарушением зрения, а также формирование у них сознательного отношения к труду - это актуальная проблема тифлопедагогики. Труд является важной жизненной потребностью человека с нарушенным зрением, он необходим для вступления человека с нарушением зрения в современное общество, в общественные отношения. Овладение навыками труда представляет известные трудности для людей, имеющих нарушение зрения.
Целью моей работы является изучить и обобщить исследования различных авторов по теме трудовое воспитание и обучение детей младшего школьного возраста с нарушением зрения. Исследованиями ведущих тифлопедагогов в области изучения трудовой деятельности выпускников специальных школ установлено, что большая их часть испытывает определенные трудности в самостоятельной жизни.
Одной из этих причин является неэффективность и нарушение стадийности трудового воспитания детей с нарушением зрения. В тифлопедагогической литературе недостаточно раскрыта роль, значимость и особенности младшего школьного периода для воспитания психологической и практической подготовки к труду. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Педагоги должны помогать каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
Особую актуальность приобретает необходимость трудового воспитания, развития положительного отношения к труду как свойства личности и условия предупреждения вторичных отклонений в сензитивный период развития детей с сенсорной ограниченностью. Обучение труду в школе для слабовидящих предусматривает всестороннее развитие и воспитание учащихся, формирование у них умственных и физических способностей, осуществление нравственного и эстетического воспитания в процессе целенаправленной трудовой деятельности. Трудовое обучение имеет огромное значение для развития детей и преодоления отрицательных последствий слабовидения.
Н. Г. Морозова, отмечая негативные последствия нарушения зрения – неполное, отрывочное восприятие, бедность и неточность представлений, и другие, – показала значимость формирования интереса к окружающей действительности, активизации познавательной деятельности.
Положение современной психолого-педагогической науки, рассматривающей отношение к труду как социально обусловленное, эмоционально относительно устойчивое состояние познавательной, эмоциональной и поведенческой готовности личности реагировать на всю совокупность элементов процесса труда, позволяет рассматривать знания младших школьников о труде взрослых и его общественной значимости. Целенаправленное трудовое воспитание и обучение как важные компоненты развития познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения. В связи с этим исследование специфики трудового воспитания и обучения детей с нарушение зрения представляется актуальными.
В.А. Сухомлинский отмечал, что очень важным моментом в системе трудового воспитания является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Предметом нашего исследования является изучение особенностей трудового воспитания и обучения детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Объект исследования нашей курсовой работе является деятельность детей младшего школьного возраста с нарушением зрения в процессе трудового воспитания и обучения.
Наибольшее количество исследований и работ по этой теме проведено у Ермакова В.П. и Земцовой М.И. Это, например, Земцова М.И. Трудовое обучение в школах слепых и слабовидящих и Ермаков В.П. Основы трудового обучения и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих школьников. Таким образом, в России накоплено множество научного материала и практического опыта о роли трудового обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Васильева М.А, Ермаков В.П, Солнцева Л.И, Литвак А.Г, Плаксина Л. И, Земцова М.И.
Глава I. Общие сведения о труде и его значимости для детей младшего школьного возраста
1.1 Труд и всестороннее развитие личности
Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека? На эти вопросы мы постараемся ответить.
Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.
Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений. (6, 70)
Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.
Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива,
Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.
Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием. (17,39)
Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.
Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. Но в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов. (14,45)
В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается высокими ее результатами. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.
Труд играет большое значение в развитии способностей детей с нарушением зрения. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.
Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым. (20,60)
Иващенко Ф.И. отмечал как велика роль труда в развитии мышления. По мере овладения трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические. В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.
Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение ребенка. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка, развитие способностей, чувств и мышления делает личность более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности воспитанника.
1.2 Формирование трудолюбия у учеников младшего школьного возраста
Трудовое воспитание детей составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. Педагог учит школьников выполнять трудовой процесс в определенной последовательности, проявляя при этом свои умения, ловкость, сноровку, деловитость, организованность.
Известно, что в начальной школе труд как самостоятельность деятельность еще не сформировался ни в сознании, ни в поведении школьников. Часто включение их в трудовой процесс не отличается от их поведения в игре. В совместной работе с детьми педагог часто использует игровые приемы, повышающие активность малышей, способствующие подражанию и развитию их интересов к трудовым действиям. Наблюдения показали, что эффективной формой организации трудового обучения младших школьников являются дидактические игры. В ходе таких игр дети в занимательной и эмоциональной форме упражняются в совершении действий, соблюдения их последовательности учатся достигать результата. Одновременно воспитывается у школьников аккуратность, бережливость в обращении с вещами, формируется заботливость, дружелюбие. (8,23)
А.П. Усова считала, что каждый из видов трудовой деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому обязывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов трудовой деятельности, были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях. В то же время А.П. Усова указывала на необходимость введения знаний, получаемых детьми на занятиях в детский обиход, в их игры, труд, общение. Она отмечала, что детей надо уметь вести по пути самостоятельного использования знаний и умений. Труд дает реальный, зримый результат. Под результатом труда младших школьников следует понимать не только материальное его воплощение: посаженное дерево, отремонтированная игрушка, подклеенная книга, но и моральное содержание, ребенок видит, что его действия приятны другому, вызывает в ответ благодарность, доброжелательность. Такое эмоциональное подкрепление, заключенное в результате труда, составляет его главную педагогическую ценность. Он обогащает и обобщает детские впечатления, приобщает ребят к социальной жизни.
Формирование интереса к труду влияет и на развитие положительных взаимоотношений между детьми. Наблюдения показали, что интересная содержательная коллективная работа объединяет школьников общей целью. Они становятся более организованными, дружными, внимательными друг к другу, радуются успехам сверстников, оказывают им по собственной инициативе помощь.
В младшем школьном возрасте привлекательность орудий труда, интерес к жизни, и труду взрослых побуждает ребенка включатся в трудовую деятельность. Наблюдения за трудом детей, их отношением к поручениям, знакомство с играми, в которых отображается труд взрослых, все это позволяет выявить интересы каждого ребенка. Помогает установить, какое дело дети выполняют с большим желанием и удовольствием. С интересом выполняются поручения, которые затрагивают эмоциональную сферу ребенка. Чтобы расположить детей к выполнению трудовых действий, создается доброжелательная обстановка в группе, учитывается эмоциональное состояние ребенка. Поддерживая и развивая интерес к труду, необходимо помнить, что добиваться от детей качественного выполнения работы нужно постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам и умениям. Трудовая деятельность школьников тесно связана с приобретением жизненного опыта, с участием в посильном труде, с наблюдением и пониманием общественных и природных явлений, труда взрослого. (7,62)
В процессе трудовой деятельности дети приобретают опыт, повышается их самостоятельность, появляется уверенность в своих силах. Результаты этой деятельность небезразличны ребенку в том случае, если он знает, что они высоко оцениваются близкими ему людьми, поднимают его во мнении окружающего коллектива. Дети младшего школьного возраста активно овладевают умением трудиться, т.е. осваивают целый ряд действий, которые позволяют осуществлять различные трудовые процессы. Вместе с навыками у учащихся появляется определенная независимость от взрослого, стремление подражать ему, быть на него похожим, желание делать то, что требуется, и этим доставлять окружающим большую радость. (12,42)
При правильном руководстве процессом воспитания у ученика развиваются желания и умения трудиться, изменяется отношение к качеству работы, повышается степень самостоятельности в мотивации ее целей
1.3 Развитие трудовых навыков у детей младшего школьного возраста с нормальным психофизическим развитием
Очень важно с малых лет привить ребенку глубокое уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивою, стремящегося приносить своим трудом пользу людям, работать для блага общества. Трудолюбивая деятельность детей способствует воспитанию у них множества нравственных качеств.
В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, отношении к учению, интересе к знаниям. (13,32)
Развитие интереса к труду - процесс медленный, он требует надлежащего упорства и настойчивости начиная с младшего дошкольного возраста. Дети с нормальным психофизическим развитием по своим возрастным возможностям еще не созрели в достаточной мере для трудовых усилий: не координированы, внимание неустойчивое. Эти трудности необходимо грамотно преодолевать.
В младшем школьном возрасте предусмотрены такие виды труда, как технический труд, работа с бумагой, комбинированные работы, работа с конструктором, экскурсии, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, работа с тканью, сельскохозяйственный труд, уход за растениями.
Правильная организация трудового воспитания для ребенка с нормальным психофизическим развитием с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. Недооценка этого положения приводит к весьма печальному исходу, так как в последствии, в младшем школьном возрасте, ребенка приходится перевоспитывать, а это очень сложно. Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны школы и семьи, чтобы они были едиными. Родители не всегда проявляют внимание и терпение.
Торопясь на работу, они стараются и целях экономии времени скорее одеть ребенка, накормить и умыть. Поэтому у ребенка не формируются навыки самостоятельности в самообслуживании и, что самое опасное, создаются предпосылки для возникновения лени. А лень, как гласит народная мудрость, является «матерью всех пороков». (13,54)
Труд является основной формой деятельности человека. В труде как познавательной и преобразующей деятельности осуществляется всестороннее развитие умственных и физических способностей человека, становление и развитие личности.
В процессе трудового обучения и воспитания у детей вырабатывается активная жизненная позиция. Для детей с нормальным психофизическим развитием трудовое воспитание и обучение служат также важным средством развития личности, а также основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. (13,58)
В этой связи труд занимает важное место в системе учебного процесса в школьных учреждениях для детей с нормальным психофизическим развитием. Это же правило действует и для детей с нарушением зрения. Добавляются лишь некоторые особенности общения с такими детьми, в связи с отличием их сенсорного восприятия. Эти особенности рассмотрены во второй главе.
Глава II. Особенности трудовой деятельности детей с нарушением зрения
2.1 Особенности деятельности младших школьников при дефектах зрения
Роль деятельности в компенсации дефектов зрения в настоящее время отмечается практически в каждом тифлопсихологическом исследовании. Л.С. Выготский показал это в теории культурно-исторического развития. Участие в деятельности необходимо для восстановления утраченного детьми с нарушением зрения равновесия со средой, адаптации к условиям жизни с ограниченным зрением.
Для слабовидящих детей младшего школьного возраста, как и для зрячих, наиболее активной самостоятельной деятельностью является игра. Игра повышает их развивающиеся возможности зрения, способствует коррекции нарушений, связанных с нарушением зрения. Как зона ближайшего развития ребенка, игра в тифлопсихологии рассматривается как средство всестороннего развития способов познания окружающего мира. Однако глубокое нарушение зрения или ограничение функции зрительного анализатора создают трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности: у детей отмечается бедность сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий. Задача тифлопедагогов – обогатить игровые представления детей, помочь им преодолеть бледность в сюжете и содержании игры. (23,26)
Труд является основной формой деятельности человека. В труде как познавательной и преобразующей деятельности осуществляется всестороннее развитие умственных и физических способностей человека, становление и развитие личности.
В процессе трудового обучения и воспитания у детей вырабатывается активная жизненная позиция. Для детей с нарушением зрения трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. В этой связи труд занимает важное место в системе учебно-воспитательного процесса в школьных учреждениях для детей с нарушением зрения.
По своим целям и задачам воспитание детей с нарушением зрения совпадает с общими принципами педагогики. Общие задачи воспитания сочетаются со специальными задачами, связанными с преодолением, коррекцией и компенсацией первичных и вторичных отклонений в развитии в развитии детей.
Воспитание ребенка с нарушением зрения чаще всего выражается в чрезмерной опеке и создании щадящего режима, ограничивающего его в игровой, учебной и трудовой деятельности, что глубоко неверно. Дети с нарушением зрения, насколько это возможно должны быть приобщены к различным видам деятельности. В этой связи, прежде всего, следует воспитать у них самостоятельность, навыки самообслуживания и культурного поведения, приучать их жить и работать в коллективе. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка. (17,43)
Повседневная жизнь сложна и многогранна, она сопряжена с ориентировкой в пространстве, восприятии окружающей действительности, самоконтролем и регуляцией поведения. Это требует от ребенка напряженного внимания, оперативного мышления, соответствующей памяти, быстроты и точности реакций и ряда других качеств. При недостатке сенсорного опыта у детей возникает особая необходимость в использовании разнообразных дидактических приемов для формирования у них образов. В связи с этим большое значение имеет изучение натуральных объектов.
В процессе их изучения воспитатель объясняет строение, форму, размеры, величину и другие признаки предмета.
По мере накопления сенсорного опыта, ознакомления с предметами и орудиями труда, технологией изготовления изделий (работа с природным материалом, бумагой, картоном, тканями и др.) у детей происходит обогащение представлений, развитие речи, формируется эмоционально-эстетическое отношение к реальной действительности.
С помощью специальных упражнений осуществляется развитие восприятия, формирование приемов и способов ориентировки в пространстве, корректирование двигательных нарушений обусловленных нарушением зрения. (13,53)
2.2 Сенсорное развитие детей с нарушением зрения
Все материальные и духовные ценности на земле созданы человеком. На современном этапе актуальность трудового воспитания детей с нарушением зрения очевидна, так как оно является мощным средством всестороннего развития личности ребенка.
В большинстве семей по различным причинам оберегают ребенка от какой-либо трудовой деятельности, в то время как научные и практические наблюдения показывают, что благодаря специально организованному процессу трудового обучения дети минимальные сроки осваивают трудовые умения и навыки, а затем переносят их в свободную деятельность при совершении похожих операций. (20,30)
По многолетним наблюдениям, ведущая роль в формировании трудовых навыков у детей с нарушением зрения принадлежит детскому саду и начальной школе. Поэтому перед педагогами встала проблема поиска путей решения задач, трудового воспитания.
Традиционные приемы и методы – пояснения, упражнения в действиях, объяснения, указания, показ способа самоконтроля и т.д. – не дали желаемых результатов, так как они не учитывали особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения. (20,34)
При формировании трудовых умений и навыков наиболее эффективно комплексное воздействие на детей, использование различных мер и упражнений, рассматривание иллюстраций и диафильмов, обследование натуральных объектов. (7,23)
Приготовление пищи совместно со взрослыми очень благодатная тема, любимая детьми.
Сенсорное воспитание в процессе трудового обучения с давних пор интересовало тифлопедагогов. В свое время были введены специальные занятия по сенсорной культуре, предусматривающие развитие двигательных и осязательных функций у слепых детей, эти занятия строились по системе Фребеля и Монтесори и были направлены на тренировку элементарных ощущений.
В процессе практической деятельности по мере ознакомления с материалом, инструментами, выполнение различных приемов работы с бумагой, картоном, деревом и другими материалами. В связи с решением разнообразных познавательных задач у учащихся развивается осязание и слух.
Формирование функций осязания, слуха и других видов восприятия имеет системный характер и осуществляется в тесном взаимодействии друг с другом и со всеми психическими процессами.
Важное значение для успешного формирования сенсорных функций имеет целенаправленная сознательная трудовая деятельность детей. В условиях практической деятельности у учащихся развивается анализирующее восприятие, основанное на разных сенсорных функциях. Выделив в процессе деятельности разные признаки обрабатываемых изделий, незрелые дети формируют представление о динамически изменяющихся признаках предметов. По мере обучения они овладевают приемами и способами анализа и синтеза при изучении материалов.(11,17)
В процессе трудового обучения при ознакомлении с материалами, инструментами и оборудованием у учащихся развивается анализирующее восприятие, позволяющее или быстро ориентироваться при распознавании различных материалов.
Но для того, чтобы выработать такой уровень осязательной ориентировки, необходимо в процессе трудового обучения при выполнении различных изделий из бумаги, картона, дерева и других материалов, при лепке, воспитывать у учащихся способность анализировать целостный образ изготовляемого изделия.
2.3 Гигиенические требования к условиям обучения труду
Сведения о наличии и выраженности в классе того или иного вредного фактора, способного усугубить имеющийся дефект или породить новый, позволяет избежать его воздействия. В этом заключается профилактическое значение врачебной профессиональной консультации.
Основными факторами среды являются:
Температура,
Относительная влажность воздуха,
Тепловое и другое излучения,
Освещения,
Шум,
Вибрация,
Наличие токсичных веществ,
Биологические факторы и др.
Оптимальная, не требующая перенапряжения функции терморегуляции температура в помещении составляет 15-20о С при относительной влажности воздуха 40-50%.
Учеба в условиях повышенной температуры воздуха вызывает значительные функциональные сдвиги в первую очередь в центральной нервной и сердечно - сосудистой системах, а также в уровне водно – солевого обмена и органах желудочно – кишечного тракта.
Учеба в условиях низких температур вызывает неблагоприятные реакции в организме вследствие нарушения процессов терморегуляции. Местные изменения сводятся к озноблению, отморожениям, а также к хроническим нервно – сосудистым изменениям чаще всего в области кистей рук.
Увеличение содержание влаги при повышениях температурах ограничивает теплопотери испарением, затрудняя теплоотдачу организма. Оптимальна относительная влажность 40-60%, в холодный период года – не более 75%, в теплый период от 5 до 75%.
Шум в помещениях – широко распространенный неблагоприятный фактор. Изучение влияния шума на организм показало, что он воздействует не только на орган слуха, но и на функциональное состояние многих органов и систем и организм в целом.
Частое и длительное воздействие шума у некоторых детей вызывает развитие органических дегенеративного – дистрофизических изменений во внутреннем ухе, проявляющихся клинически стойким снижением слуховой функций. В соответствии со стандартом максимальным уровнем звука в эквивалентные уровни звука – 60 дБ А. (25)
Только при соблюдении всех гигиенических требований педагогическая работа станет эффективной и все методы, принципы заложенные в содержание трудового обучения детей с нарушением зрения будут реализованы.(7,40)
Глава III. Методы, принципы и содержание трудового обучения детей с нарушением зрения
3.1 Основные принципы обучения труду учеников младшего школьного возраста с нарушением зрения
Трудовое обучение в школах для детей с нарушением зрения строится почти так же, как и в массовых школах. (9,61) Но имеет свои специфические особенности и строится с учетом своеобразия развития учащихся, их клинической характеристики (состояния зрения, нарушений центральной нервной системы и всего организма, этиологии, характера дефектов и аномалий развития).
В целях предупреждения и преодоления недостатков развития трудовое обучение используется как могучее средство коррекции, компенсации, восстановления нарушенных и недоразвитых функций у детей. При этом принимается во внимание своеобразие психического развития отдельных групп учащихся. Это предполагает применение в процессе трудового обучения дифференцированных форм коррекционно-воспитательной работы, сообразующихся с характером аномалий развития и зрительными возможностями. (9,90)
Методы трудового обучения в детских садах, как и в массовых школах, базируются на общедидактических принципах, но имеют свои специфические особенности.
Основными принципами трудового обучения являются следующие:
а) воспитательное значение трудового обучения: формирование материалистического мировоззрения, овладение связи теоретических знаний с практической деятельностью.
б) осознанное, действенное овладение общетехническими и специальными знаниями, умениями и навыками на основе наблюдений за трудовыми процессами и биологическими явлениями
в) применение полученных знаний по общеобразовательным, общетехническим и специальным предметам в условиях практической деятельности: при работе в учебных школьных мастерских, на опытном школьном участке, при самообслуживании и в бытовом труде.
г) воспитание у учащихся активности, самостоятельности, развитие творческой инициативы, любви и интереса к труду
д) доступность, систематичность и последовательность в овладении общетехническими, специальными знаниями, умениями и навыками.
е) учет возрастных особенностей развития детей и построение системы трудовых заданий, сообразуясь с возрастом учащихся и их подготовкой
ж) дифференцированный подход к учащимся разных групп детей с учетом структуры, состава нарушенных функций, клинической характеристики неполноценного зрения. (9, 61)
Выполнение всех этих принципов будет обеспечивать правильное и адекватное овладение детьми с нарушением зрения трудовыми операциями и действиями.
3.2 Основные методы обучения труду учеников младшего школьного возраста с нарушением зрения
Методы обучения детей с нарушением зрения предусматривают совместную деятельность учителя и учащихся. Они строятся на современных достижениях в области общей педагогики, используя при этом данные разных наук: детской офтальмологии, педиатрии, школьной гигиены, и т.д.
При трудовом обучении в специальных школах предусматриваются словесные, наглядные и практические методы.
При словесных методах источником знаний является слово (словесное объяснение учителя, рассказ, беседа, устный и письменный инструктаж и др.) Словесные методы обучения строятся на основе практического опыта учащихся и наблюдений за трудовыми процессами, физическими явлениями, условиями жизни растений и животных. Опираясь на практический опыт детей и учитывая предшествующие знания, учитель при объяснении анализирует содержание и приемы выполняемых трудовых заданий, подводит учащихся к обобщениям в связи с изучением материалов, орудий труда.
Наглядные методы обучения предусматривают в качестве источника знаний непосредственные наблюдения учащимися трудовых процессов, обследование предметов труда и т.п.
К практическим методам трудового обучения младших школьников относят наблюдения за живой природой, участие в выставках работ, краеведческие экскурсии с целью ознакомления с родным краем, наблюдение за погодой и т.п. На занятиях дети знакомятся со скульптурными произведениями искусства. Эта работа тесно связана с изучение общеобразовательных предметов (историей, музыкой, изобразительной деятельностью, природоведением и др.). При этом особое внимание уделяется обучению приемам осязательного изучения скульптуры. (9,79)
В обучающих учреждениях для слабовидящих особое внимание обращается на наблюдение живых объектов. На занятиях по лепке слабовидящие дети предварительно разносторонне наблюдают и обследуют живые объекты (фрукты, овощи, грибы, рыбок, некоторых домашних животных). Перед непосредственным осязательным обследование педагогом дается словесная обрисовка того или иного натурного объекта для лепки: объясняется строение, основные части, величинные отношения, форма, цвет, характерные особенности строения, обусловленные разным образом жизни. Далее объясняется методика осязательного обследования, при этом детей предупреждают о правилах осторожного обращения с живыми объектами, если таковые присутствуют, ведь иногда их можно заменить чучелами и муляжами. После этого демонстрируют муляжи, чучела птиц и т.п. и объясняют приемы лепки. (22,23)
Формой самостоятельно практической деятельности детей являются трудовые задания. Трудовое обучение предусматривает систему заданий, соответствующих программе по труду в школе. К построению трудовых заданий предъявляются определенные педагогические требования. Каждое задание строится в зависимости от дидактических целей и содержания изучаемого материала. (9,78)
Рассмотрим основные методы обучения детей с нарушением зрения:
Словесные методы обучения
В школах для слабовидящих словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ учителя, работа с учебником, печатными текстами и иллюстрациями, письменные и устные самостоятельные работы, учебные радио- и телепередачи, «говорящие» книги, школьные лекции, встречи учащихся с замечательными людьми.
Беседа как важный источник получения знаний предусматривает целенаправленный подбор вопросов, адресующихся главным образом к мыслительной деятельности учащихся. В беседах рассматриваются причинно-следственные связи, логико-дидактические основы изучаемого материала, обобщение полученных знаний. Учитель следит за тем, насколько правильно учащиеся пользуются словом, приемами доказательного мышления, терминологией усвоены ли основные выводы, законы, правила, умеют ли они применять приемы образной речи.
Рассказ учителя как один из словесных методов обучения применяется при изучении многих тем. Он предусматривает правильный подбор фактического материала, изложение его в строгой логической последовательности с четким разделением на части. В рассказе приводятся строго достоверные факты, предусматривается идейная направленность, используются последние достижения науки, их связь с жизнью.
Работ с учебником, печатными текстами и иллюстрациями. В настоящее время все учебники для слабовидящих издаются со специально подобранными или адаптированными иллюстрациями и дидактическим материалом. Учитывая, что учебники для школ слабовидящих отличаются от учебников массовой школы, следует в самом начале работы ознакомить учащихся с построением этих учебников.
Наглядные методы обучения
Наглядным методам обучения в школах для слабовидящих уделяют особое внимание. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти.
К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели, узлы механизмов машин и т. п.).
В массовой школе наиболее распространенным методом наглядности является демонстрация, обеспечивающая возможность организации фронтальных занятий. В школах для слабовидящих такой метод имеет значительные ограничения, обусловленные тем, что учащиеся не могут дистантно, целостно и одновременно наблюдать многие демонстрируемые предметы, процессы и явления.
Учащиеся вынуждены длительно рассматривать предметы. Поэтому в школах для слабовидящих широко используют разнообразный раздаточный материал, позволяющий каждому учащемуся самому определить время и оптимальное расстояние от глаз для рассматривания изображения.
Ученический лабораторный эксперимент
Наиболее соответствующим целям обучения в школах для слабовидящих является ученический лабораторный эксперимент, позволяющий школьникам обогащать свой опыт на основе самостоятельной наглядно-практической деятельности.
Проведение учащимися экспериментальных работ в школе является исходным моментом познания протекающих процессов; важным средством доказательства правильности положении, высказанных учителем или почерпнутых из книг и учебников; средством обогащения теоретических знаний практическим опытом учащихся; важным условием формирования практических умении и навыков. (9.53)
3.3 Содержание трудового воспитания и обучения в школах для детей с нарушением зрения
В процессе трудового обучения учащихся начальных классов решаются как общие, так и специальные задачи.
К общим задачам относятся:
воспитание трудолюбия, уважения к людям труда;
формирование первоначальных навыков культуры труда, бережного отношения к материалам, оборудованию и окружающей среде;
формирование элементарных приемов работы с различными материалами и выращивания растений;
ознакомление с элементами техники и доступными для понимания детей профессиями.
Кроме общих задач в трудовом обучении слабовидящих детей решаются и специальные задачи, обеспечивающие коррекцию и компенсацию отклонений в их развитии. Такими задачами являются:
развитие осязания, слуха, мышечного чувства, остаточного зрения при выполнении различных трудовых процессов;
конкретизация представлений о видах, объектах и орудиях труда, развитие наглядно-практического мышления;
формирование навыков пространственной ориентировки, выполнения двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и остаточного зрения;
воспитание, готовности к участию в трудовой деятельности.
Обучение труду в школе для слабовидящих предусматривает всестороннее развитие и воспитание учащихся, формирование у них умственных и физических способностей, осуществление нравственного и эстетического воспитания в процессе целенаправленной трудовой деятельности. Трудовое обучение имеет огромное значение для развития детей и преодоления отрицательных последствий слабовидения. Знакомясь в процессе занятий с предметами, изменяя при обработке их форму, конфигурацию, размеры, величину, объем, массу, поверхность, учащиеся овладевают приемами и способами предметной и пространственной ориентировки и обогащают свои представления об окружающем.
Обучение труду помогает правильному пониманию слабовидящими детьми окружающей действительности, содействует развитию у них способности наблюдать и активно познавать предметы и явления, вооружает прочными знаниями, приемами воспроизведения и преобразования предметов (лепка, моделирование, конструирование). Творческая деятельность учащихся в процессе трудового обучения развивает у них конструктивные способности. (24,41)
Трудовое обучение имеет важное значение для формирования личности ребенка и воспитания моральных качеств: добросовестного отношения к труду, чувства коллективизма, дисциплинированности, ответственности за порученное дело.
Изготовление различных учебных пособий и занимательных игр, в связи с изучение программного материала, помогает учащимся глубоко и прочно овладевать знаниями по общеобразовательными предметам и развивает творческие способности. Практическая трудовая деятельность способствует обогащению словарного запаса учащихся, обогащает представления о качествах и свойствах предметов.
Для каждого класса программа предусматривает примерный перечень практических работ учащихся обогащающих их предметные представления о живой природе, вооружают знаниями, имеющими большое значение для повседневной жизни.
Уроки должны знакомить школьников с доступными для них работами. Наблюдение за ростом растений связывается со знаниями по природоведению и с изучением природных явлений в окружающей жизни. Занятия в уголке живой природы развивают у учащихся представления о животном мире, знакомят их с характером труда по уходу за домашними животными. (19,78)
Занятия по обслуживающему труду направлены на ознакомление учащихся с продуктами питания, тканями, мелкой галантереей, а также предусматривают формирование умений по уходу за одеждой, жилищем, соблюдению личной гигиены. Занятия по обслуживающему труду должны согласовываться с коррекционными занятиями по социально-бытовой ориентировке.
В программе определены содержание и объем знаний, дана краткая учебная характеристика выполняемых учащимися лабораторных и практических работ, приведен перечень рекомендуемых объектов учебного труда. Выбор объектов учебного труда осуществляется учителем. Особое внимание уделяется формированию у детей обще трудовых умений, имеющих важное значение в любой трудовой деятельности. Наиболее существенными из них являются планирование предстоящей трудовой деятельности, организация труда и трудовая дисциплина, самоконтроль, оценка и учет выполняемой работы, умение работать самостоятельно.
В процессе обучения труду необходимо максимально использовать знания и умения, полученные детьми на уроках изобразительного искусства, математики, русского языка, природоведения.
Программа предусматривает знакомство учащихся с различными профессиями, доступным слабовидящим. Выполнение практических работ должно составлять примерно 80—90% учебного времени. Технические сведения сообщаются детям на специальных занятиях и в процессе выполнения ими практических работ. Выбор видов работ для практических занятий осуществляется строго индивидуально. Особое внимание обращается на соблюдение условий безопасной работы, охрану и гигиену остаточного зрения. (6,47)
В трудовом обучении младших школьников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У школьников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Эти дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценить результаты труда своего и товарищей.
В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Педагоги помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе. Участвуя в трудовой деятельности по уходу за животными и растениями, дети приобретают определенные знания об их жизни, овладевают навыками ухода, проявляют заботу, бережливость, аккуратность, умение преодолевать трудности.
Составная, органическая часть трудового воспитания в школьных учреждениях — ручной труд, который позволяет развивать у детей начала конструкторских умений и способностей, в большой мере способствует духовному развитию. Ручной труд в большей степени, чем другие виды труда, позволяет организовать первую ступень подготовки к политехническому обучению. Дети на опыте усваивают элементарные понятия о свойствах различных материалов, учатся пользоваться ими. Детям отнюдь не безразлично, что делать,— чем более нужные, полезные, внешне привлекательные изделия предстоит сделать, тем с большим увлечением, интересом и энергией они относятся к их изготовлению. Очень важно, чтобы ребенку был виден и понятен результат его труда, и многие педагоги это учитывают в работе.
Большое воспитательное значение имеет коллективный труд, ибо в ходе его дети переживают радость сотрудничества, у них воспитываются требовательность к себе и чувство ответственности за выполняемую работу, чувство товарищества, вырабатывается умение работать сообща. Дети любят выполнять коллективную работу по уборке помещения группы, работу в уголке книг, на участке. Особенно увлекает ребят соответствующая их возможностям трудовая деятельность совместно со взрослыми, где каждый, выполняя работу по своим силам, участвует в общем деле.
В теории и практике школьного воспитания большое место в трудовом воспитании детей отводится ознакомлению их с трудом взрослых, так как это способствует формированию представлений о роли труда в жизни людей, воспитанию стремления участвовать в труде. Это возможно лишь при условии, если педагоги научат детей видеть направленность трудовых действий людей на достижение результата, выделять результат труда.
Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Игра для детей — путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало профориентации. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные. (10,41)
Важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Педагоги должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям соответствующую помощь. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу воспитания детей на первой школьной ступени.
3.4 Современные подходы к трудовому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения
Переход к всеобщему среднему образованию, усовершенствование содержания обучения в условиях развитого социалистического общества потребовали коренной перестройки методов и совершенствования технических средств обучения.
Методы обучения слабовидящих предусматривают совместную деятельность учителя и учащихся. Они строятся на современных достижениях в области общей педагогики, используя при этом данные разных наук: детской офтальмологии, педиатрии, школьной гигиены, патофизиологии, нейрофизиологии, невропатологии, психофизиологии, эргономики и др.
Комплексный подход к познанию предметов и явлений действительности, применению методов обучения, воспитания, компенсации и коррекции нарушенных и недоразвитых функций позволяет предупредить в условиях учебной деятельности аномалии развития у слабовидящих детей и преодолеть их, если они уже возникли. (10,32)
Центральным вопросом, определяющим выбор методов обучения слабовидящих детей, является содержание знаний, умений и навыков, которые учитель должен передать учащимся, сообразуясь с особенностями их развития и потенциальными возможностями компенсации к коррекции нарушенных и недоразвитых функций. (9,53)
Сообразуясь с особенностями познавательной деятельности детей, в специальной педагогике применяются общие дидактические принципы, которые реализуются в школах для слабовидящих с учетом особенностей развития учащихся. При осуществлении общих дидактических принципов в процессе обучения слабовидящих возникают новые серьезные проблемы, например, реализация принципа единства биологического и социального в развитии детей. Учитываются такие биологические факторы, как степень, характер, патогенез нарушений зрения, сочетающиеся со зрительной патологией, другие дефекты, а также вопросы медико-педагогического воздействия на первично нарушенные функции зрительной системы и другие. Все эти вопросы не могут быть не учтены при осуществлении дидактических принципов доступности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
При выборе методов обучения учитываются содержание, особенности преподавания того или иного учебного предмета идейная и коррекционно-воспитательная направленность, специфические и возрастные особенности познавательной деятельности учащихся. (17,43)
Необходимость применения разных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Так, при первоначальном обучении следует обращать внимание на преодоление нарушенного соотношения непосредственного чувственных и словесных систем связей. Поэтому для глубокого усвоения знаний детьми рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала слово, образ, и практическое действие, давать их в тесной связи и взаимодействии друг с другом, чтобы знания служили руководством к действию, а словесные приемы обучения при этом играли регулирующую, направляющую роль и способствовали коррекции нарушенных функций, их нормализации.
Важное значение при обучении слабовидящих имеют дифференцированные формы обучения детей. При малом количестве учащихся в группе по труду (6 человек) открыты широкие возможности индивидуализировать работу с ними, сообразуясь при этом с особенностями их познавательной деятельности и возможностями развития. От умелого применения методов обучения зависит эффективность подготовки учащихся к жизни и труду в обществе с учетом интересов, способностей и возможностей каждого.
Заключение
Анализ исследований ведущих тифлопедагогов в области трудовой деятельности показало, что у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения недостаточно сформированы навыки трудовой деятельности. Большая часть детей младшего школьного возраста испытывает трудности в самостоятельной жизни.
Одной из причин этих трудностей является неэффективность и нарушение стадийности трудового воспитания детей с нарушением зрения.
В тифлопедагогической литературе недостаточно раскрыта роль, значимость и особенности младшего школьного периода для воспитания психологической и практической подготовки к труду детей с нарушением зрения.
Особую актуальность приобретает необходимость трудового воспитания и обучения, развития положительного отношения к труду как свойства личности и условия предупреждения вторичных отклонений в сензитивный период развития детей с сенсорной ограниченностью.
Н. Г. Морозова, отмечая негативное последствие дефекта зрения – неполное, отрывочное восприятие, бедность и неточность представлений – показало значимость формирования интереса к окружающей действительности, активизации познавательной деятельности.
Положение современной психолого-педагогической науки, рассматривающей отношение к труду, как социально обусловленное, относительно устойчивое состояние познавательной, эмоциональной и поведенческой готовности личности реагировать на всю совокупность элементов процесса труда и позволяет рассматривать знания младших школьников о труде взрослых, его общественной значимости. Целенаправленное трудовое обучения - это важный компонент развития познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Итак, подводя итог данной курсовой работы, можно сделать следующий вывод, что трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения большую роль играет в младшем школьном возрасте.
Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом я вижу будущее трудового
воспитания и обучения детей с нарушением зрения.
Список используемой литературы
1. Атутов П.Р., Бабкин Н.И., Васильев Ю.К. Связь трудового обучения с основами наук.— М., 1983
2. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессе познания и труда.— М., 1959
3. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду – М., 2006
4. Гордина А.Б, Ермакова В.П. Трудовое обучение и профессиональная ориентация слепых и слабовидящих школьников – М., 1982
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986
6. Ермаков В.П. Основы трудового обучения и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих школьников – М., 1987
7. Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения – М., 2002
8. Ермилова Л.К., Жохов В.П., Литвак А.Г. Трудовое обучение и профориентация слепых и слабовидящих школьников – Л., 1990
9. Земцова М.И. Трудовое обучение в школах слепых и слабовидящих - М. 1969
10. Земцова М.И., Солнцева Л.И. Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей, - М., 1975
11. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты – М., 1956
12. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника – М., 1995
13. Искрин М. Мир на ощупь. – М., 1996
14. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание младших школьников – М., 2001
15. Литвак А.Г. Тифлопсихология – М., 1985
16. Лосева Л.П. Трудовое воспитание школьников с нарушением зрения – М., 1980
17. Макаренко А.С. Воспитание в труде – М., 1996
18. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у школьников – М., 1989
19. Плаксина Л. И. Как учить слабовидящего видеть и понимать окружающий мир. – М., 1986
20. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998
21. Скаткин М.Н., Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников.— М., 1984
22. Солнцева Л.И. Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей – М., 1975
23. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста - М., 1997
24. Чебышева В.В. Психология трудового обучения.— М, 1983
25. Шибаева В.С. Система стандартов безопасности труда, общие требования безопасности ГОСТ 12.1.003-83 [СТ СЭВ 1930-79]