Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
ГБДОУ д/с № 18 Центрального района
учитель – логопед Долгополова О.Ю.
Тема: Ранняя весна. Звуки ц - с, ц – ч
Коррекционно – образовательные задачи:
Формирование представлений о ранней весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «ранняя весна» (весна, сосульки, капель, проталины, ручьи, ледоход, льдины, подснежник, грачи, чистый, прозрачный, лазурный, бурлящий, журчащий, звонкий, быстрый пригревает, вьют, трескается..)
Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов капля, капелька, капать, капающие, капель,)
Совершенствование навыка слогового анализ и синтеза /слово : весна/
Формирование синтаксической стороны речи: составление распространенных и сложных предложений с подчинительной связью.
Автоматизация правильного произношения звука р в стихотворениях и свободной речи.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развитие диалогической и монологической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной и общей моторики
Коррекционно – воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности, бережного отношения к природе.
Оборудование: Мяч, картины, иллюстрации с изображением ранней весны, слайды, подбор игрушек на звуки ц,с, ч, три обруча, карточки с предложениями, условные обозначения в конвертах для звуко – слогового анализа, , ребус, изограф, картинки для составления цепочки слов (перец, цыпленок. кактус, скрипач, чашка)
1. Организационный момент. Приветствие.
Посчитаем детей на занятии /порядковый счет/
Д/у Пальчиковая гимнастика с каучуковыми мячиками:
- Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю /2-3 раза/ с проговариванием
- Здравствуй мой любимый мячик, скажет утром каждый пальчик
Создание положительного эмоционального фона
Звучит отрывок из музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года» /«Подснежник»/
Логопед: Дети попробуйте догадаться, о каком времени года эта музыка?
Стихотворение о весне читает ребенок:
Весна потихоньку на цыпочках входит
И вот уже речка
В темных разводьях
И солнышко выше
Лучи горячей
И крик не смолкает
Грачей – трубачей
И, позабыв
Про зимнюю стужу,
Весело птички
Купаются в лужах,
и дымкой зеленой
Оделись леса,
И манят своей синевой
Небеса!
Логопед: Дети вспомните названия весенних месяцев
Какие мы знаем новые «весенние слова» ? (капель, проталины, ледоход, половодье…) уточнение смысла этих слов
Логопед предлагает объяснить смысл пословиц:
В марте щука хвостом лед разбивает
В марте курочка может у крылечка воды напиться
Март с водою, апрель с травою
Д/у «Передай мяч, назови приметы весны» (Весной ярко светит солнце; появляются первые проталины, с крыш капает капель…)
Д/у «Подбери словечко» игра проводится с мячом
солнце (какое?) снег (какой?) небо (какое?)
облака (какие?) земля (какая?)
ручей (какой ?) сосульки (какие?)
Динамическая пауза «Веснянка»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Побежал ручей
Прилетело сто грачей
А сугробы тают, тают
Травка и цветочки подрастают
Логопед предлагает детям сесть на ковер, рассмотреть иллюстрации и поиграть
Д/и «Почемучка» (задать друг другу вопросы по теме «ранняя весна)
Почему весной тает снег?
Почему весной прилетают птицы?
Почему весной идет ледоход?
Почему весной птицы вьют гнезда?
Почему весной радуются люди?
Логопед предлагает образовать однокоренные слова от слова «капать»
Ребенок читает стихотворение:
Звонко с крыши капли скачут
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет. Мы слышим:
Кап! Кап! Кап! Кап!
Н.Нищева.
Логопед: предлагает детям образовать слова – родственники, слова одной семейки.
Что скакало с крыши в стихотворении? /капли/
Что начинается весной, когда тают сосульки? /капель/
Как можно назвать маленькую каплю? /капелька/
Если капли капают, какие они? /капающие/
Логопед: Повторите все слова – родственники, которые мы образовали
/ капли, капелька, капель, капающие/
Д/у «Раздели на слоги»
Логопед показывает картинки (солнышко, сосулька, проталина, подснежник, грач)
Предлагает детям разделить слова на слоги, составить предложения с этими словами
Логопед: предлагает детям послушать стихотворение – диалог
«Разговор с весной» О. Высотская; читают 2 ребенка
- Ну, весна как дела?
- У меня уборка
- Для чего тебе метла?
- Снег смести с пригорка.
- Для чего тебе ручьи?
- Мусор смыть с дорожек.
- Для чего тебе лучи?
- Для уборки тоже.
- Все промою, просушу
- Вас на праздник приглашу.
Речь с движением «Клен»
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвет в клочки.
Разжимает, разжимает
Клен тугие кулачки.
прислонился он к окошку,
И пока растает снег
Мне зеленую ладошку
Клен протянет раньше всех.
Логопед: Дети к нам действительно пришла весна и мы еще не раз будем говорить о ее приметах.
Грамота.звуки ц – с, ц – ч
Логопед: Дети расскажите, что вы знаете о звуке с / согласный, твердый, глухой/, о звуке ц…, о звуке ч…Придумайте слова со звуками с, ц, ч,
Логопед: Разложите игрушки, в названиях которых есть звуки с, ц, ч в три обруча. Звук с – синий, ц – желтый, ч – зеленый
Составление цепочки слов: перец – цыпленок – кактус – скрипач - чашка
Д/у Звуко – слоговой анализ слова «весна» с помощью условных обозначений
Матрица «Найди весеннее слово, прочитай, заштрихуй»
Чтение предложений по карточке
Ребус, изограф (часы)
Релаксация «Солнечный зайчик»
Дети стоят в кругу. Логопед: Дети представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Там, где он прикоснется, станет тепло. он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: лоб, нос, рот, щечки, подбородок. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного зайчика: голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот, погладьте его там. Погладьте и подружитесь с ним. До скорой встречи!