Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Совершенствование речевой культуры учащихся

в коррекционной школе.

 

Барабанова Людмила Алексеевна

учитель начальных классов

ГСОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа(VII) вида №561

 

Родной язык – это средство связи времен. С помощью языка человек осознаёт роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Знание русского языка огромно.

Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. В наши дни особенно широко ставится задача изучения русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганды лингвистических знаний среди учащихся. Особое значение это имеет в коррекционной школе.

         Мы постоянно сталкиваемся в школе, на уроках,  в общении между собою, на страницах газет и журналов  с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка, часто слышим споры о языке. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Таким образом, культура речи не личное дело из учеников, а общественная потребность и необходимость в ходе их развития и становления.

         Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьёзных задач, стоящих перед коррекционной школой.

         Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических и грамматических ошибок, невыразительна. Перед коррекционной школой стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки.

Развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленно вмешательства преподавателя.

Основной задачей работы по развитию речи учащихся является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Работа по развитию речи в коррекционной школе осуществляется на уроках русского языка, на специальных уроках по развитию связной речи, на коррекционных занятиях, на логопедии.

     В содержание ее входит:

1. Лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и фразеологии языка, а так же из области лексической стилистики.

2. Работа над предложением и словосочетанием, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающей законы связи и строения предложений, а также  усвоение норм синтаксической стилистики.

3. Воспитание произносительной культуры речи учащихся с учетом фонетических закономерностей языка, усвоение норм и правил выразительного чтения в соответствии с орфоэпическими навыками.

4. Развитие навыков связной устной и письменной речи.

        Работа над культурой устной речи предполагает проведение специальных упражнений, направленных на овладение учащимися правил орфоэпии. Обучение выразительному чтению и ознакомление с фонетическими закономерностями русского языка как средством художественной выразительности речи.

       Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи. Осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.

       Словарная работа как важнейшая часть работы по развитию речи в коррекционной школе проводится на уроках русского языка в связи с грамматики и правописания на занятиях по литературному чтению, на специальных уроках по развитию речи , на коррекционных занятиях. В содержание этой работы входит:

1.     Обогащение словарного запаса учащихся, уточнение лексического значения, синонимического ряда.

2.      Словарно- орфографическая работа, целью которой является усвоение слова, т.е. его значения и написания.

3.     Знакомство со словом как средством художественной выразительности.

Приемы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование толкового словаря; синомизация; морфологический анализ слов; перевод; перифраз; использование контекста; мнемотаблицы и другие.

Обогащение словарного запаса учащихся осуществляется двумя основными путями: через овладение значением новых, ранее неизвестных детям слов и через раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приемом раскрытия значения слова является использование толкового словаря русского языка. После того  как учащиеся научатся находить объяснение значений слов с помощью учителя, необходимо чаще отсылать их к словарю для нахождения нужных сведений самостоятельно.

Значение слова можно раскрыть путем морфемного анализа. Этот прием приучает детей вдумываться в смысловое значение составляющих его морфем.

При расширении словарного запаса учащихся необходимо познакомить с фразеологическими оборотами использовать прием перифраза. Исходным моментом в изучении фразеологических оборотов является понимание учащимися многозначности    слова, его прямого и переносного значения. При такой работе следует учитывать частотность употребления тех или иных устойчивых словосочетаний в речи, сферу их применения. Прочность усвоения фразеологизмов и их понимания достигается:

1.     Систематическим наблюдением над употреблением фразеологизмов в контексте;

2.      Синонимическими сопоставлениями  слова и фразеологического оборота  либо фразеологизмов.

3.     Усвоение синтаксической роли, структуры, лексической и грамматической сочетаемости с другими словами в предложении.

К приемам, с пощью которых учащиеся самостоятельно раскрывают или уточняют смысл слова, относятся использование контекста, подстрочных объяснений и работа со словарем. Работа по обогащению словаря учащихся будет только тогда успешной, когда учитель будет стремиться вызвать у учащихся глубокий и постоянный интерес к языку. Этому во многом способствуют некоторые элементы этимологического анализа. Вопросами происхождения слов более уместно заниматься на коррекционных занятиях, в кружке, на классных занятиях этимологический анализ нужно применять в тех случаях, когда он необходим как вспомогательное средство для орфографических , лексических целей. Внесение некоторых элементов этимологического анализа прививает интерес к языку, воспитывает орфографическую зоркость, развивает культуру речи.

         Организация речевой практики учащихся- необходимое условие активизации словаря, которая способствует закреплению понимания слов, сознательному употреблению их в речи. Большое место отводится упражнениям.

         Овладеть связанной речью означает прежде всего научиться самостоятельно отбирать из готового текста нужную конструкцию, обоснованно заменять одну конструкцию другой. Поэтому в основе работы над словосочетанием и предложением лежит знание грамматики, в частности синтаксиса как учения о словосочетании и предложении, а также знание слов стилистики.

         Работа над словосочетанием и предложением тесно связана и с работой над словом, так как «грамматические и лексические формы и значения органически связаны, постоянно влияют друг на друга».

         Работа над словосочетанием и предложением проводиться на уроках русского языка в связи с изучением грамматики, а также на уроках обучающего изложения и сочинения.

         СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это лексико-грамматическая единица, не выражающая законченной мысли, а создающая расчлененное обозначение единого понятия.

         Работа над словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.

         ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

         Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся.

         В работе над связным текстом построение предложений не может быть целью, оно скорее служит средством. Поэтому нужны специальные упражнения. Их цель – научить школьников строить предложения в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширить размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности.

         Упражнения с предложениями могут быть разделены на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.  

         Упражнения на основе образца, или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций, понимание их внутренних связей и семантики, а также обучение школьников построению таких же или подобных собственных предложений.

         Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Умение строить предложения в свободных условиях, то есть без конкретного задания, свидетельствует о полном усвоении синтаксических форм, о сформированности механизмов речи. Творческие упражнения особенно ценны в развитии речи школьников.

         В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи, принадлежащей самим учащимся (или упражнения по развитию связной речи):

         Развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе);

         Различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям; записи по наблюдениям, ведение дневников природы, дневников путешествий;

         Устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах);

         Устные рассказы учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу и концу и тому подобное;

         Рассказывание художественных текстов, заученных на память;

         Письменное изложение образцовых текстов;

         Перестройка данных учителем текстов.

         Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.

         Это, во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти её границы.

         Во-вторых, это умение собирать материал, отбирать то, что важно, что относится к теме, и отбрасывать второстепенное.

         Следующее, третье – это умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану.

         Четвёртое умение – умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

 

 

       Практические задания по предупреждению и устранению речевых ошибок.

 

В устной и письменной речи младших школьников встречается много недочётов, неправильностей.

На первом месте по частоте стоят лексико-стилистические ошибки.

        1. Повторение одних и тех же слов, например: Дети шли по тротуару, следом за ними шла собака. По другой стороне улицы шли дедушка и бабушка. Ученик забывает, что он только что употребил слово «шёл» и использует его вновь, не владеет синонимикой.

Чтобы не было повторений в речи, учитель вместе с учащимися подбирают слова-синонимы: двигался, проходил.

        2. Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значением, непонимании его. Например отец «одел» /надел/ шапку и вышел на крыльцо.

         Ошибки такого типа – следствие низкого общего речевого развития, бедности словаря.

         Учитель объясняет детям как различать слова:

         Надеть на себя (что?) пальто, шапку. Надеть (на кого? что?) на сестру платье.

Одеть (кого? что?) братишку, одеть (чем?) одеялом.

         Можно использовать Стихотворение Новеллы Матвеевой. «Одеть, надеть … Два эти слова».

        3.        Нарушение сочетаемости употребляемых слов: «Буря постепенно «принимала силу» (надо набирала силу). Саше «Выдали» благодарность (надо: объявили благодарность).

Причины ошибок данного типа: бедность фразеологии, малый языковый опыт.

        4. Употребление слова без учёта его эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: «Он почувствовал, что утопает в болоте» (лучше тонет в болоте или его засасывает болото).

Ошибки такого типа связаны с недостаточным опытом языка, с непониманием стилистической характеристики слова.

4.     Употребление просторечных и диалектических слов и сочетаний: «клювать», «выстрельнул», «поклал», «ездиют», «ихние».

Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейного окружения.

 

         Общий путь предупреждения ошибок: это языковой анализ текстов, выяснение значения слова именно в этом тексте, анализ речи и целесообразности именно этого, а не другого слова в этом тексте.

 

         К группе морфолого-стилистических ошибок относятся неправильное образование слов и особенно форм слова.

 

        1. В начальных классах встречается         детское словотворчество. Люди кинулись «потушать» (нужно: тушить) горящие дома.

         Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения.

        2. Образование     просторечных и диалектических форм слов общелитературного языка: «они хочут» и «он хотит» вместо литературной формы они хотят и он хочет.

         Искореняются эти ошибки медленно, в результате многократных изправлений, разъяснений.

        3. Пропуск морфем, чаще всего суффиксов: «выглядал» в окно (нужно «выглядывал» - пропущен суффикс – ыва-).

         Для предупреждения ошибок, помимо общего языкового развития, нужна работа над дикцией, артикуляцией звуков.

 

         Ошибки в словосочетаниях и предложениях – синтаксико-стилистические ошибки.

         1.Нарушение управления: «Мы стали ждать приход поезда» (нужно ждать прихода поезда).

         Глагольное управление не регулируется правилами. Дети усваивают его по образцам. в живой речи, в читаемых текстах.

        2. Неудачный порядок слов в предложении: «Асфальт согревает теплыми лучами солнце» (нужно: Солнце согревает теплыми лучами асфальт).

         Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение целиком, прежде, чем записать его.

         Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом.

         3. Употребление глаголов в несоответственных временах и видовых формах там. Где следует употребить одно и тоже время, один и тот же вид: «Надвигалась тёмная туча и полил дождь».

         Устраняются ошибки на основе смыслового анализа текста. Возможно также исправление ошибки учителем без комментариев.

         Таким образом в развитии связной речи учащихся есть ряд ясных определённых задач, последовательное решение которых и создаёт систему в работе коррекционной школы.

 

 

 

Список литературы.

 

1.     Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках Русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1978.

2.     Методика преподавания русского языка /Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ивченко П. Ф. – М.: Просвещение, 1990.

3.     Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под редакцией Н. Ю. Шведовой. – М.:Русский язык, 1990.

4.     Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, Грамматические формы. – М.,1984.

5.     Петрякова А.Г. Культура речи практикум. – М. Академия «Финта», 1997.

6.     Садовникова А.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос.1995.

7.     Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи. Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2004.

8.     Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи. Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2006.

 

 

 

        

 

 Совершенствование речевой культуры учащихся

в коррекционной школе.

 

Барабанова Людмила Алексеевна

учитель начальных классов

ГСОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа(VII) вида №561

 

Родной язык – это средство связи времен. С помощью языка человек осознаёт роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Знание русского языка огромно.

Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. В наши дни особенно широко ставится задача изучения русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганды лингвистических знаний среди учащихся. Особое значение это имеет в коррекционной школе.

         Мы постоянно сталкиваемся в школе, на уроках,  в общении между собою, на страницах газет и журналов  с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка, часто слышим споры о языке. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Таким образом, культура речи не личное дело из учеников, а общественная потребность и необходимость в ходе их развития и становления.

         Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьёзных задач, стоящих перед коррекционной школой.

         Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических и грамматических ошибок, невыразительна. Перед коррекционной школой стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки.

Развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленно вмешательства преподавателя.

Основной задачей работы по развитию речи учащихся является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Работа по развитию речи в коррекционной школе осуществляется на уроках русского языка, на специальных уроках по развитию связной речи, на коррекционных занятиях, на логопедии.

     В содержание ее входит:

1. Лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и фразеологии языка, а так же из области лексической стилистики.

2. Работа над предложением и словосочетанием, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающей законы связи и строения предложений, а также  усвоение норм синтаксической стилистики.

3. Воспитание произносительной культуры речи учащихся с учетом фонетических закономерностей языка, усвоение норм и правил выразительного чтения в соответствии с орфоэпическими навыками.

4. Развитие навыков связной устной и письменной речи.

        Работа над культурой устной речи предполагает проведение специальных упражнений, направленных на овладение учащимися правил орфоэпии. Обучение выразительному чтению и ознакомление с фонетическими закономерностями русского языка как средством художественной выразительности речи.

       Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи. Осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.

       Словарная работа как важнейшая часть работы по развитию речи в коррекционной школе проводится на уроках русского языка в связи с грамматики и правописания на занятиях по литературному чтению, на специальных уроках по развитию речи , на коррекционных занятиях. В содержание этой работы входит:

1.     Обогащение словарного запаса учащихся, уточнение лексического значения, синонимического ряда.

2.      Словарно- орфографическая работа, целью которой является усвоение слова, т.е. его значения и написания.

3.     Знакомство со словом как средством художественной выразительности.

Приемы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование толкового словаря; синомизация; морфологический анализ слов; перевод; перифраз; использование контекста; мнемотаблицы и другие.

Обогащение словарного запаса учащихся осуществляется двумя основными путями: через овладение значением новых, ранее неизвестных детям слов и через раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приемом раскрытия значения слова является использование толкового словаря русского языка. После того  как учащиеся научатся находить объяснение значений слов с помощью учителя, необходимо чаще отсылать их к словарю для нахождения нужных сведений самостоятельно.

Значение слова можно раскрыть путем морфемного анализа. Этот прием приучает детей вдумываться в смысловое значение составляющих его морфем.

При расширении словарного запаса учащихся необходимо познакомить с фразеологическими оборотами использовать прием перифраза. Исходным моментом в изучении фразеологических оборотов является понимание учащимися многозначности    слова, его прямого и переносного значения. При такой работе следует учитывать частотность употребления тех или иных устойчивых словосочетаний в речи, сферу их применения. Прочность усвоения фразеологизмов и их понимания достигается:

1.     Систематическим наблюдением над употреблением фразеологизмов в контексте;

2.      Синонимическими сопоставлениями  слова и фразеологического оборота  либо фразеологизмов.

3.     Усвоение синтаксической роли, структуры, лексической и грамматической сочетаемости с другими словами в предложении.

К приемам, с пощью которых учащиеся самостоятельно раскрывают или уточняют смысл слова, относятся использование контекста, подстрочных объяснений и работа со словарем. Работа по обогащению словаря учащихся будет только тогда успешной, когда учитель будет стремиться вызвать у учащихся глубокий и постоянный интерес к языку. Этому во многом способствуют некоторые элементы этимологического анализа. Вопросами происхождения слов более уместно заниматься на коррекционных занятиях, в кружке, на классных занятиях этимологический анализ нужно применять в тех случаях, когда он необходим как вспомогательное средство для орфографических , лексических целей. Внесение некоторых элементов этимологического анализа прививает интерес к языку, воспитывает орфографическую зоркость, развивает культуру речи.

         Организация речевой практики учащихся- необходимое условие активизации словаря, которая способствует закреплению понимания слов, сознательному употреблению их в речи. Большое место отводится упражнениям.

         Овладеть связанной речью означает прежде всего научиться самостоятельно отбирать из готового текста нужную конструкцию, обоснованно заменять одну конструкцию другой. Поэтому в основе работы над словосочетанием и предложением лежит знание грамматики, в частности синтаксиса как учения о словосочетании и предложении, а также знание слов стилистики.

         Работа над словосочетанием и предложением тесно связана и с работой над словом, так как «грамматические и лексические формы и значения органически связаны, постоянно влияют друг на друга».

         Работа над словосочетанием и предложением проводиться на уроках русского языка в связи с изучением грамматики, а также на уроках обучающего изложения и сочинения.

         СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это лексико-грамматическая единица, не выражающая законченной мысли, а создающая расчлененное обозначение единого понятия.

         Работа над словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.

         ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

         Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся.

         В работе над связным текстом построение предложений не может быть целью, оно скорее служит средством. Поэтому нужны специальные упражнения. Их цель – научить школьников строить предложения в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширить размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности.

         Упражнения с предложениями могут быть разделены на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.  

         Упражнения на основе образца, или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций, понимание их внутренних связей и семантики, а также обучение школьников построению таких же или подобных собственных предложений.

         Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Умение строить предложения в свободных условиях, то есть без конкретного задания, свидетельствует о полном усвоении синтаксических форм, о сформированности механизмов речи. Творческие упражнения особенно ценны в развитии речи школьников.

         В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи, принадлежащей самим учащимся (или упражнения по развитию связной речи):

         Развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе);

         Различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям; записи по наблюдениям, ведение дневников природы, дневников путешествий;

         Устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах);

         Устные рассказы учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу и концу и тому подобное;

         Рассказывание художественных текстов, заученных на память;

         Письменное изложение образцовых текстов;

         Перестройка данных учителем текстов.

         Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.

         Это, во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти её границы.

         Во-вторых, это умение собирать материал, отбирать то, что важно, что относится к теме, и отбрасывать второстепенное.

         Следующее, третье – это умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану.

         Четвёртое умение – умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

 

 

       Практические задания по предупреждению и устранению речевых ошибок.

 

В устной и письменной речи младших школьников встречается много недочётов, неправильностей.

На первом месте по частоте стоят лексико-стилистические ошибки.

        1. Повторение одних и тех же слов, например: Дети шли по тротуару, следом за ними шла собака. По другой стороне улицы шли дедушка и бабушка. Ученик забывает, что он только что употребил слово «шёл» и использует его вновь, не владеет синонимикой.

Чтобы не было повторений в речи, учитель вместе с учащимися подбирают слова-синонимы: двигался, проходил.

        2. Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значением, непонимании его. Например отец «одел» /надел/ шапку и вышел на крыльцо.

         Ошибки такого типа – следствие низкого общего речевого развития, бедности словаря.

         Учитель объясняет детям как различать слова:

         Надеть на себя (что?) пальто, шапку. Надеть (на кого? что?) на сестру платье.

Одеть (кого? что?) братишку, одеть (чем?) одеялом.

         Можно использовать Стихотворение Новеллы Матвеевой. «Одеть, надеть … Два эти слова».

        3.        Нарушение сочетаемости употребляемых слов: «Буря постепенно «принимала силу» (надо набирала силу). Саше «Выдали» благодарность (надо: объявили благодарность).

Причины ошибок данного типа: бедность фразеологии, малый языковый опыт.

        4. Употребление слова без учёта его эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: «Он почувствовал, что утопает в болоте» (лучше тонет в болоте или его засасывает болото).

Ошибки такого типа связаны с недостаточным опытом языка, с непониманием стилистической характеристики слова.

4.     Употребление просторечных и диалектических слов и сочетаний: «клювать», «выстрельнул», «поклал», «ездиют», «ихние».

Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейного окружения.

 

         Общий путь предупреждения ошибок: это языковой анализ текстов, выяснение значения слова именно в этом тексте, анализ речи и целесообразности именно этого, а не другого слова в этом тексте.

 

         К группе морфолого-стилистических ошибок относятся неправильное образование слов и особенно форм слова.

 

        1. В начальных классах встречается         детское словотворчество. Люди кинулись «потушать» (нужно: тушить) горящие дома.

         Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения.

        2. Образование     просторечных и диалектических форм слов общелитературного языка: «они хочут» и «он хотит» вместо литературной формы они хотят и он хочет.

         Искореняются эти ошибки медленно, в результате многократных изправлений, разъяснений.

        3. Пропуск морфем, чаще всего суффиксов: «выглядал» в окно (нужно «выглядывал» - пропущен суффикс – ыва-).

         Для предупреждения ошибок, помимо общего языкового развития, нужна работа над дикцией, артикуляцией звуков.

 

         Ошибки в словосочетаниях и предложениях – синтаксико-стилистические ошибки.

         1.Нарушение управления: «Мы стали ждать приход поезда» (нужно ждать прихода поезда).

         Глагольное управление не регулируется правилами. Дети усваивают его по образцам. в живой речи, в читаемых текстах.

        2. Неудачный порядок слов в предложении: «Асфальт согревает теплыми лучами солнце» (нужно: Солнце согревает теплыми лучами асфальт).

         Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение целиком, прежде, чем записать его.

         Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом.

         3. Употребление глаголов в несоответственных временах и видовых формах там. Где следует употребить одно и тоже время, один и тот же вид: «Надвигалась тёмная туча и полил дождь».

         Устраняются ошибки на основе смыслового анализа текста. Возможно также исправление ошибки учителем без комментариев.

         Таким образом в развитии связной речи учащихся есть ряд ясных определённых задач, последовательное решение которых и создаёт систему в работе коррекционной школы.

 

 

 

Список литературы.

 

1.     Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках Русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1978.

2.     Методика преподавания русского языка /Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ивченко П. Ф. – М.: Просвещение, 1990.

3.     Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под редакцией Н. Ю. Шведовой. – М.:Русский язык, 1990.

4.     Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, Грамматические формы. – М.,1984.

5.     Петрякова А.Г. Культура речи практикум. – М. Академия «Финта», 1997.

6.     Садовникова А.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос.1995.

7.     Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи. Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2004.

8.     Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи. Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2006.

 

 

 

        

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»