Составители: Васильева Марина Леонидовна
Волкова Вера Владимировна
Попова Елена Вячеславовна
Кожевникова Юлия Дмитриевна
Яковенко Анастасия Алексеевна
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Виды творческих работ на уроках чтения составлены к УМК «Школа России» для учащихся 1-4 классов школы VII вида.
Важную роль в развитии творческих способностей человека играет начальная школа. Именно в эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умение наблюдать и анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность, воспитываются самостоятельность, активность, инициатива, начинают складываться и дифференцировать интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого труда на пользу людям.
Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. Как доказано психологами, мышление возникает в уме до тех пор, пока задача е оформлена словесно.
Учёт основных особенностей детского творчества и сосредоточение на решении выделенных основных задач развития творческих способностей детей приводят к возникновению в деятельности учащихся элементов новизны и оригинальности, к усложнению, совершенствованию их творческих замыслов.
Виды творческих работ на уроках чтения.
1 класс.
№ урока |
Тема урока | Вид творческого задания |
Подготовительный период | ||
1 | Азбука – 1, учебная книга по родной речи | § Рассмотрите иллюстрацию и придумайте небольшой рассказ |
2 | Речь устная и письменная | Придумайте загадки о школьных принадлежностях (портфель, ручка и т.д.) |
3-4 | Предложении | Перескажите сказку и нарисуйте иллюстрацию к ней. |
5 | Повторение и закрепление пройденного материала | Иллюстрирование сказки «Теремок». Пальчиковый театр. |
6 | Предложение и слово | Инсценировка сказки «Репка» |
7 | Предложение и слово | Составьте рассказ, используя все слова на картинке (медведь, ёж, …) |
9 | Слог, ударение | Разыграйте сказу «Колобок» с помощью кукол |
10 | Повторение и закрепление пройденного материала | Используя все слова на картинке, придумать несколько предложений. |
13 | Звуки в словах, согласные и гласные | Придумайте загадки о птицах (куры, гуси, голуби…), нарисуйте иллюстрацию к ним |
14 | Слияние согласного звука с гласным звуком | Перескажите сказку «Волк и семеро козлят». Нарисуйте рисунок к сказке. |
15 | Повторение и закрепление пройденного материала | Составьте небольшой рассказ |
16 | Слияние согласного звука с гласным звуком | Подобрать загадки о насекомых, нарисовать иллюстрации к ним |
17 | Гласный звук [а], буквы «А,а» | Придумать несколько предложений состоящих из трёх слов |
18 | Звук [а], буквы «А,а». Закрепление | Перескажите сказку «Волк и семеро козлят», слепите главных героев из пластилина |
19 | Звук [о], буквы «О,о» | Придумайте небольшой рассказ, состоящий из 4-х, 5-ти предложений |
20 | Повторение и закрепление пройденного материала | Измените сказку «Маша и медведь» и слепите героев из пластилина |
22 | Звук [и]. Буквы «И,и» | Подобрать как можно больше загадок, отгадки которых начинаются на букву «И» |
Букварный период |
||
1 | Звуки [н],[н’]. Буквы «Н,н» | Придумайте несколько загадок, отгадки которых начинаются на букву «Н» |
2 | Звуки [н],[н’]. Буквы «Н,н» Закрепление |
§ Назовите слова, противоположенные по значению, которые начинаются со звуков [н],[н’]- (налево – направо, под – над, высоко – низко …); § Слоговой аукцион На… ( -сос, -род, -ша) Но… ( -чи. –жи, -ра, -ты) Ни… ( -тки, -на, -же, -кто) |
6 | Звуки [с],[с’]. Буквы «С,с» |
§ Рассмотрите иллюстрацию и придумайте небольшой рассказ; § Слоговой аукцион Са… (-лют, -ни, -молёт) Со… ( -чень, -нет) Си.. ( -то, -ма, -ла) |
7 | Звуки [с],[с’]. Буквы «С,с». Закрепление |
§ Из слогов составьте как можно больше слов на СИ, С, СА, НИ, Ы, СЫ, О, У, СО, Н, НЫ, НА (сосны, оса, насос, сосна…); § Придумайте несколько загадок, отгадки которых начинаются на букву «С». |
11 | Звуки [к],[к’]. Буквы «К,к» | Придумайте конец к сказке Ш.Перо «Кот в сапогах» |
16 | Звуки [т],[т’]. Буквы «Т,т» | Сделайте аппликацию к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» |
20 | Звуки [л],[л’]. Буквы «Л,л» | Кто больше запомнит слов на букву «Л» (Летний лес. Лепечут ласковые листья липы. Лучи легонько ласкают лицо. Лопоухие лопухи латают лужайку. Лягушка ловит легкокрылых летуний. Лениво лает лисица. Лучший лес – летний!) |
24 | Звуки [р],[р’]. Буквы «Р,р» | Разыграйте сказку А.С.Пушкина «Золотая рыбка», сделайте аппликацию главных героев. |
Послебукварный период | ||
11 | Знакомство с произведениями К.И.Чуковского «Путаница», «Телефон» | Прочитайте по ролям |
12 | Знакомство с произведениями В.В.Бианки | Коллективное составление газеты «Ленные жители» |
16 | Знакомство с произведениями М.М.Пришвина «Предмайское утро», «Глоток молока» | Напишите изложение по рассказу М.М.Пришвина «Глоток молока» |
19 | Знакомство с произведениями А.Барто | К каждому стихотворению нарисуйте иллюстрацию, сделайте аппликацию. |
Виды творческих работ на уроках чтения.
2 класс.
№ урока |
Тема урока | Вид творческого задания |
1 | Самое великое чудо на свете. | Рассмотреть иллюстрации стр. 4 – 8 и записать 4 вопросы по содержанию страниц. |
2 | Русские народные песни, Потешки. | Попробовать сочинить колыбельную песню. |
4 | Загадки, пословицы, поговорки. | Написать загадку (на альбомном) листе и нарисовать отгадку. Составить книгу загадок, оформленную учащимися. |
5 | Сравнение и сопоставление малых жанров фольклора. |
· Придумать загадку или небылицу. · Придумать и оформить кроссворд, где зашифрованы слова с помощью загадок. |
7 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | Рассказать сказку по рисункам. |
8 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Выбрать понравившийся отрывок сказки и нарисовать к нему иллюстрацию. |
12-13 | Русская народная сказка «Гуси - лебеди» | Сочинить собственную сказку, проиллюстрировать самый захватывающий момент. |
14 | Русские народные сказки. Обобщение. | Написать краткое изложение любимой сказки. |
15-20 | Стихи Ф.И.Тютчева |
· Проиллюстрировать стихотворение (по четверостишиям или целиком). · Сочинить небольшое стихотворение об осени. |
18 | В.Д.Берестов «Хитрые грибы» | Нарисовать съедобные и несъедобные грибы (на альбомном листе). |
19 | М.М. Пришвин «Осеннее утро» |
· Работа с деформированным текстом. Дан текст – описание природных явлений и изменений. Убрать лишнее. · Нарисовать к прочитанному рисунок (оформить книжную страницу). |
23-25 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Оформить обложку для книги «Сказка о рыбаке и рыбке», представить себя художником – оформителем. |
26-27 | Басни А.И.Крылова |
· Нарисовать иллюстрации к понравившимся басням. · Составить кроссворд и оформить его. |
28 | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Учёный сын» |
· Составить рассказ о своей семье. · Придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица, записать его и оформить. · Написать мини – сочинение о домашнем любимце. Подготовить пересказ. |
29-30 | Л.Н.Толстой «Филиппок» | |
31 | Л.Н.Толстой «Котёнок | |
50 | С.В.Михалков «Новогодняя быль» | Подготовить пересказ от лица Ёлочки. |
53 | К.И.Чуковский «Путаница» | Придумать свою путаницу из 8 – 12 строк |
54-55 | К.И.Чуковский «Федорино горе» | Оформить обложку сказки. |
62 | Н.Н.Носов «Затейники» | Написать сочинение «Как я пришивал заплатку» или «Самая страшная игра» |
71 |
Н.Булгаков «Анна, не грусти!» (продолжение) Ю.Ермолаев «Два пирожных» |
Написать сочинение о своём друге. Подобрать 5 пословиц о дружбе и справедливости. |
72 | Рассказы В.Осеевой | Придумать кроссворд, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы. |
77 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | Написать сочинение о себе и о своих друзьях. |
80 | Женский день. Стихотворения |
· Подобрать (в библиотеке) и выучить стихи о мамах, бабушках. · Нарисовать их портреты. |
Виды творческих работ на уроках чтения.
3 класс.
№ урока |
Тема урока | Вид творческого задания |
I часть | ||
5 | Докучные сказки. | Сочинить свою докучную сказку с иллюстрацией. |
6-7 | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Иллюстрация главных героев – Алёнушка. Описание по иллюстрации (обратить внимание на внешний вид). |
8-9 | «Иван царевич и серый волк» | Иллюстрация к каждой части, пересказ по иллюстративному плану. |
10-11 | «Сивка – бурка» | Иллюстрация к понравившемуся отрывку. |
14 | Ф.И.Тютчев «Листья» | Рассказ – составление детьми «Разговор листьев» - оформление книжки |
15 | И. Никитин «Встреча зимы» | Выбрать отрывок, нарисовать к нему иллюстрацию |
21 | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | Для помощи: заучивание наизусть, составление карт. плана к каждой строке. |
23 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | Нарисовать царевну Лебедь. |
29 | М.Ю.Лермонтов «Утёс» | Иллюстрация |
30 | М.Ю.Лермонтов «Осень» | Иллюстрация |
32 | Л.Н.Толстой «Акула» | Пересказ по иллюстрированному плану. |
35 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | Вылепить главных героев |
36 | Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря», «Какая бывает роса на траве» | Придумать свой рассказ с описанием или с рассуждением. Оформить книжку. |
Н.А.Некрасов «Славная осень!...» | Найти в сравнения. Изобразить их в рисунках | |
Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | Иллюстрация «Как Мазай спас зайчишек» | |
И.А.Бунин «Полевые цветы» | Перечитай подчёркнутые строки. Подумай, как они помогают представить цветы – нарисуй эти скромные полевые цветы | |
И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…» | Восстановить текст стиха по рифмам. Записать его. Иллюстрация к стихотворению | |
В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница» | Придумать свою сказку к поговорке «Хвастовство само себя наказывает». Оформить книжку. | |
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | Иллюстрации к каждой части, пересказ по рисункам | |
II часть | ||
М.Горький «Случай с Евсейкой» | Придумай продолжение. Нарисуй иллюстрацию | |
А.Куприн «Слон» | Придумай свою невероятную историю с обычными вещами | |
С. Черный «Воробей», «Слон» | Иллюстрация к понравившемуся стиху. Можно сделать книжку – раскладушку с иллюстрациями к каждому разделу. | |
А.Блок «Ворона» | Аппликация: какой представляешь себе ворону? | |
С.А.Есенин «Черёмуха» | Иллюстрация к стихотворению – подписать выразительные слова | |
М.М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) | Придумай свой рассказ о том как ты был в лесу летом. (Оформление общей газеты «Моя Родина» | |
И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек» | Придумай продолжение путешествия Листопадничка. Оформи книжку – малышку | |
В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку» | Придумай свою историю про Мальку. | |
Б.С.Житков «Про обезьянку» | Сочинить историю о том, как у вас в доме появилась обезьянка. Нарисуй иллюстрацию | |
Итоговый урок «Проверь себя» по разделу «Люби живое» | Придумай рассказ о своём домашнем любимце. Запиши его, нарисуй иллюстрацию (Оформление книги «Наши любимцы») | |
А.П. Платонов «Цветок на Земле» | Нарисуй цветок о котором прочитал | |
Итоговый урок «Проверь себя» по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | Сочини свой рассказ о своём друге детства | |
Г. Остер «Вредные советы» | Придумай и запиши свой вредный совет | |
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» | Картинный план для пересказа | |
Итоговый урок «Проверь себя» по разделу «Зарубежная литература» | Сочини сказку с хорошим концом. Используй сказочные выражения: «Жили – были…»; «в тридевятом царстве в тридесятом государстве…»; «летели они в дальние края за синие моря…»; «стали они жить – поживать и добра наживать…». |
Виды творческих работ на уроках чтения.
4 класс.
№ урока |
Тема урока | Вид творческого задания |
Летописи. Былины. Житие. | ||
4-6 | Былина «Ильины при поездочки» |
§ Нарисуй диафильмы; § Словесное описание персонажей былины |
7-9 | «Житие Сергия Радонежского» | Составь рассказ с опорными словами |
10 | «Проверь себя!» | Расскажи о герое, который тебе Васнецова «Богатыри» |
«Чудесный мир классики» | ||
1-4 | П.Ершов «Конёк – горбунок» |
§ Составь диафильм; § Вылепи главного героя, действующих лиц; § Нарисуй словесный портрет героя. |
8-11 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
§ Устно сделай иллюстрацию к части сказки; § Нарисуй иллюстрацию и сделай подпись к понравившемуся эпизоду; § Нарисуй (устно) портрет героя. |
«Поэтическая тетрадь» | ||
10 | «Проверь себя!» |
§ Проиллюстрируй стихотворение; § Конкурс на лучшую песню (пропеть стихотворение); § Сделай аппликацию. |
«Литературные сказки» | ||
1-4 | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» |
§ Творческий пересказ от лица Миши; § Нарисуй иллюстрацию, сделай подпись к понравившемуся эпизоду. |
5-8 | В.М.Гришин «Сказка о жабе и розе» | Придумай друге название сказки |
9-11 | А.П.Бажов «Серебряное копытце» |
§ Разыграй эпизод; § Нарисуй «Серебряное копытце» |
12-15 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» |
§ Составь кроссворд, филворд; § Нарисуй «Аленький цветочек»; § Придумай другое название сказки. |
16 | «Проверь себя!» | Придумай кроссворд |
«Делу время – потехе час» | ||
1-3 | Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» |
§ Разыграй эпизод сказки; § Расскажи историю от лица Пети Зубова. |
4-5 | В.Ю.Драгунский «Главные реки» | Разыграй эпизод рассказа |
9 | «Проверь себя!» |
§ Придумай кроссворд; § Придумай свой рассказ, который можно включить в раздел. Начни со слов «Однажды я …». |
«Страна детства» | ||
6-7 | М.М.Зощенко «Ёлка» | Составь картинный план произведения. |
8 | «Проверь себя!» |
§ Составь рассказ о творчестве М.М.Зощенко; § Придумай свои сравнения и олицетворения с помощью которых ты опишешь осень или зиму. |
«Поэтическая тетрадь» | ||
4 | «Проверь себя!» |
§ Сделай устно иллюстрацию к стихам С.Есенина: § Сделай аппликацию. |
«Природа и мы» | ||
7-8 | В.А.Астафьев «Стрижонок Скрип» | Пересказ от имени стрижонка Скрипа. |
«Страна фантазия» | ||
3-4 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
§ Устно сделать иллюстрацию к тексту; § Составь картинный план. |
5 | «Проверь себя!» |
§ Сделай рисунок на космическую тему; § Придумай небольшую историю о путешествии на планету, о которой ты уже что-то знаешь. |
«Зарубежная литература» | ||
1 | Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» |
§ Пересказать текст от лица Гулливера, лица одного из лилипутов; § Вылепи героев сказки. |
2-6 | Г.Х.Андерсен «Русалочка» |
§ Составь картинный план; § Нарисуй героев сказки. |
7-8 | М.Твен «Приключения Тома Сойера» |
§ Придумай своё название истории; § Устно опиши герое истории. |
13 | «Проверь себя!» |
§ Составь рассказ о творчестве Г.Х.Андерсена; § Составь кроссворд понравившегося произведения. |