Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование в работе с детьми с ТМНР
альтернативной и дополнительной коммуникации

Кононович ЮлияСергеевна,
воспитатель ГБОУ школы № 627
Невского района Санкт-Петербурга
 
В конвенции ООН о защите прав детей обозначено право каждого ребёнка на коммуника­цию, на выражение своих мыслей, взглядов и идей, на то, чтобы эти мысли и взгляды были восприняты в соответствии с возрастом и зрелостью ребёнка. Все права распространяются на всех детей, независимо от их возраста и трудностей (статьи № 12, № 13, № 17).
Что же такое коммуникация? Коммуникация – это не только слова, это социальное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией с помощью вербальных и невербальных средств. Что делать ребенку, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов ему недоступна? Если ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить? В настоящее время является актуальным вопрос социализации и интеграции детей с множественными тяжелыми нарушения развития в общество. В связи с этим необходимо отметить, что решение проблемы их включения в активную жизнь социума невозможно без налаживания с ними социального взаимодействия и коммуникации. Ребёнок с ТМНР – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Чаще всего встречаются нарушения нескольких функций организма одновременно:
·Интеллектуальные нарушения;
·Двигательные нарушения;
·Нарушения зрения или слуха, нарушение сенсорной интеграции;
·Эпилепсия;
·Расстройства аутистического спектра и эмоционально - волевой сферы;
·Соматические заболевания.
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) - это использование дополнительных средств или неречевых способов коммуникации, таких как зрительный контакт, движения глаз, мимика, жесты, положение тела, жесты, карточки, пиктограммы, символы и др.
Цели использования альтернативной коммуникации: построение функционирующей системы средствами альтернативной коммуникации для повышения самостоятельности и расширение возможностей в повседневной жизни.
Задачи: учить использовать визуальные средства общения, паралингвистические средства общения,  кинестетические средства общения, пиктографические символы в общении.
 Познакомимся с некоторыми альтернативными коммуникациями в работе с детьми со множественными и тяжелыми нарушениями развития.
В работе с детьми с ТМНР повседневно использую коммуникацию с помощью жестов. Движения тела и жесты – составная часть нашей ежедневной коммуникации. Выбор жестов обусловливается требованиям соответствия и интересам конкретному ребёнку. Детям с умственными ограничениями легче, когда жесты содержат отчётливые признаки обозначаемого объекта. Например, напоминают форму, действие или качество. Символические социальные жесты дети усваивают постепенно в процессе ситуативно – делового общения. Например, «Привет», «До свидания», «Да», «Нет», «На», «Спасибо» и т.д. Также в работе используются дополнительные социальные жесты. «Смотри» (указательный палец к глазу), «Слушай» (указательный палец к уху), «Говори» (указательный палец ко рту) и т.д. По мере формирования предметно – практической деятельности, дети знакомятся с группой жестов, являющихся имитацией простых предметных действий. «Ложка» - кушать, «Чашка» - пить, «Зубная щётка» - чистить зубы, «Расчёска» - причёсываться, «Телефон» - звонить по телефону и т.д. Для изучения и запоминания жестов мы используем на занятиях альбомы с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Альбомы можно включать в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи.  Жесты способствуют развитию основных языковых структур и тем самым поддерживают когнитивные предпосылки для овладения языком. Поэтому применение жестов не тормозит речевое развитие, а, напротив, положительно влияет на речь.
 Таким образом, с помощью жестов дети с ТМНР приходят к пониманию возможности оказывать воздействие на окружающих, осознают смысл и значение языка.
Незаменимой в работе с детьми с ТМНР является коммуникация с помощью символов: графических (блисс – символы, пиктограммы, картиночные символы, система символов Виджет и т.д.), предметных символов, орфографического письма.
Система Блисс-символов представляет собой разновидность логографической или идеографической письменности, т.е. письменности, не основанной на буквах. Система символов Блисс состоит из около 120 основных символов, или радикалов. Их можно комбинировать, чтобы образовывать слова или значения, для которых нет основных символов. Блисс-символы построены как система аналогий. Комбинация Блисс символов состоит из семантических элементов, которые комбинируются и понимаются по аналогии. Например, Блисс-символ СЛОН обычно состоит из ЖИВОТНОЕ+ДЛИННЫЙ+НОС.
Блисс хорошо подходит детям с отсутствующей речью вследствие моторно-речевых нарушений без языковых проблем и тем, кто пользуется письменной речью. Для написания слов требуется время, а указывать на символы гораздо быстрее.
 Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) стала применяться вместо Блисс-символов для людей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями.
• реальные изображения предметов и ситуаций. Особенно такие изображения, которые трудно найти в детских книгах с  иллюстрациями, но часто употребляющиеся, например, "правая рука";
 • символические изображения общего на примере частного. Например, "открой" – изображен ребенок, открывающий коробку;
 • парные изображения, например, "много – мало";
 • символы-вопросы;
 • символы для обозначения некоторых универсальных понятий, как, например, "еще";
 • карточки с цифрами, дополненными изображениями соответствующего количества палочек;
 • карточки с изображением цветов спектра. Стандартные изображения дополняются фотографиями близких людей.
По мере накопления графические символы помещаются в коммуникативные таблицы, папки и книги, позволяющие общаться на различные темы. Коммуникативные таблицы состоят из твердого ламинированного картона, на котором наклеены фотографии, картинные символы, буквы и/или слова. Эти таблицы легкие, портативные, их можно разместить на столе, складные можно брать с собой, располагать в доступной близости к пользователю или класть, например, в карман рюкзака. При наличии же большого словарного запаса и достаточной подвижности пользователя таблицы оказываются слишком большими и неудобными, поэтому рекомендуется иметь коммуникативные книги. Копии коммуникативных таблиц закрепляются на стенах регулярно посещаемых мест (например, туалет, физиотерапевтический кабинет), чтобы сделать возможной спонтанную коммуникацию, даже если таблица недосягаема. Коммуникативные таблицы содержат общеупотребительную лексику, подходящую для многих ситуаций общения. Помимо этого, для конкретных ситуаций изготавливаются тематические таблицы (например, для «утреннего круга», занятий по кулинарии, пребывания в больнице, определенных игровых ситуаций).
В работе с детьми с ТМНР широко используются как низкотехнологичные средства коммуникации, так и высокотехнологичные. Коммуникатор «ГоуТок-9» («GoTalk-9») – вспомогательное техническое средство коммуникации с речевым выводом, которое благодаря незначительному весу и встроенной ручке можно носить с собой; коммуникатор «МинТокер» («MinTalker») – вспомогательное техническое средство коммуникации с цифровым речевым выводом и сенсорным цветным дисплеем; «Болтушка» («Quasselkiste») для «МинТокера» – прикладная программа, представляющая собой предварительно заложенный в память словарь. Высокотехнологичные вспомогательные устройства нового поколения часто представляют собой специализированные приспособления, основанные на компьютерных технологиях. Однако с тех пор, как появились относительно недорогие ноутбуки с батареями длительного действия, вошло в обыкновение просто использовать специальные коммуникативные программы на персональных компьютерах, сотовых телефонах, смартфонах. В настоящее время существует множество коммуникативных программ.
Новые технологии сделали телекоммуникацию доступной для людей с нарушениями, которые ранее не могли ей пользоваться. Люди с серьёзными нарушениями речи могут говорить по телефону, пользуясь синтезированной речью, либо пересылать тексты и графические символы с помощью персонального компьютера или текстового телефона. Существуют вспомогательные устройства, позволяющие отвечать по телефону, не поднимая трубку, или автоматически набирающие номер и т.д.  
Работа по формированию коммуникации и речи - длительная и кропотливая. Она требует участия как специалистов, так и всех взрослых, взаимодействующих с ребенком.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»