Особенности развития ребенка при интеллектуальной
недостаточности (умственной отсталости)
Савинская Наталья Сергеевна
Изучение особенностей психических функций детей с интеллектуальной недостаточностью представляет анализ причин возникновения нарушений интеллекта. Выделяются различные ее клинические формы, связанные с генетическими, органическими, интоксикационными повреждениями мозга, а также обусловленные влиянием неблагоприятных социальных и культурных факторов: неправильное воспитание, отрицательные психогенные воздействия. Уровень снижения интеллекта и форма интеллектуальной недостаточности зависят от времени влияния повреждающих биологических и неблагоприятных социальных факторов, а также от локализации патологии и степени ее выраженности. [17, с.4]В медицине «умственная отсталость» - группа болезненных состояний врожденным или возникшим в раннем детском возрасте (до 3 лет) недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта, который в течении всей жизни не нарастает.
По определению, предлагаемому американской ассоциацией AAIDD, интеллектуальная недостаточность - это состояние, характеризующееся значительными ограничениями как в интеллектуальной деятельности, так и в адаптивном поведении, охватывающем множество повседневных практических навыков. Социальные способности учитываются наравне с критерием интеллектуального функционирования, под которым подразумевается когнитивное развитие и обучаемость. В психологии «умственная отсталость» современный термин, употребляемый наряду с некоторыми другими как общее название всех форм интеллектуального функционирования ниже среднего, по оценке стандартных тестов IQ. Система классификации, действующая в настоящее время в США, определяет четыре уровня: легкая (в диапазоне, приблизительно 50-60), умеренная (35-49), тяжелая (20-34) и глубокая (ниже 20).
В коррекционной психологии и педагогике используется термин «интеллектуальная недостаточность», обозначающий стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру. При умственной отсталости наблюдаются ведущая недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения) и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения - недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы, отклонения в физическом развитии и поведении.
В.В. Ковалёв, Е.И. Кириченко, Б.А. Леденёв, Е.С. Маринчева (1995) считают, что основные критерии умственной отсталости - это:
- тотальность психического недоразвития с преобладанием слабости абстрактного мышления при меньшей выраженности нарушений предпосылок интеллекта и относительно менее грубым недоразвитием эмоциональной сферы;
- непрогредиентность интеллектуальной недостаточности, являющейся следствием нарушения онтогенетического развития, а также непрогредиентность вызвавшего недоразвитие патологического явления.
Одним из ведущих клинических признаков интеллектуальной недостаточности является стойкое, необратимое недоразвитие всех психических процессов - мышления, восприятия, памяти, внимания, речи, двигательной и эмоционально-волевой сферы. С точки зрения этиологии и патогенеза интеллектуальная недостаточность представляет собой неоднородную группу, в которой отмечается связь с наследственностью (генетическая этиология) или с органическими экзогенными повреждениями организма в период раннего онтогенеза.
При интеллектуальной недостаточности не всегда имеют место тотальность и преимущественное недоразвитие фило- и онтогенетически наиболее молодых систем мозга. Психическое недоразвитие может быть обусловлено преобладающим поражением более древних, глубинных образований головного мозга, что препятствует обучению и накоплению жизненного опыта. [25, с.49]
Особую значимость приобретает тот факт, что на обучаемость, продуктивность и адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью оказывает влияние не только тяжесть интеллектуального нарушения, но и другие расстройства. Прежде всего, это касается лиц с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Именно они в подавляющем большинстве случаев становятся предметом заботы разных специалистов. Важный аспект анализа особенностей эмоций и личности интеллектуально-недостаточных детей связан с изучением форм, сопровождающихся возбуждением и раздражительностью или сочетающихся с апатией и заторможенностью.
Познавательные процессы у детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности (интеллектуальный коэффициент составляет 49-35) характеризуются значительной несформированностью. Как правило, такие дети не способны к образованию отвлеченных понятий. Запас сведений и представлений весьма ограничен. Отмечается недоразвитие восприятия и памяти. Внимание крайне неустойчиво, что затрудняет достижение любой поставленной цели и даже игровую деятельность. Специальные образовательные программы дают возможность развития ограниченного потенциала таких детей, приобретения ими базисных навыков. Однако полученные знания они применяют механически как заученные штампы. [38, с.61]
Понимание и использование речи таких детей развивается медленно, с запаздыванием. Дети с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности никогда не овладевают речью в полной мере, она остается косноязычной и аграмматичной. Словарный запас ограничен наиболее часто употребляемыми в быту словами и выражениями. Однако внутри крайних пределов развития речевых способностей, характерных для лиц с умеренной интеллектуальной недостаточностью, наблюдается значительная вариабельность: одни могут принимать участие в простых беседах, речевой запас других позволяет им лишь сообщать о своих основных потребностях, а некоторые так и не овладевают способностью пользоваться речью, хотя и понимают простые инструкции. В последнем случае компенсаторной возможностью становится невербальная коммуникация. Дети усваивают значения ряда жестов, которые в какой-то степени позволяют им компенсировать недостаточность речи. [44, с.59]
Лица с умеренной интеллектуальной недостаточностью с трудом и в недостаточной степени овладевают навыками самообслуживания, нуждаются в стабильности окружающей среды и предъявляемых к ним требований.
Дети с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности (интеллектуальный коэффициент 34-20) не могут существовать самостоятельно. Их мышление очень конкретное, неспособное к обобщению. У большинства из них наблюдается выраженное недоразвитие моторных функций, нарушение координации движений или другие сопутствующие расстройства. Как правило, интеллектуальные нарушения сопровождаются неврологической патологией. Клиническая картина дополняется соматической симптоматикой, патологией строения тела, нарушениями функций внутренних органов.
У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено усвоение навыков самообслуживания, некоторые из них неспособны даже научиться элементарным гигиеническим навыкам. Обучение таких детей сводится к тренировке навыков самообслуживания и освоению ориентировки в окружающей среде.
У лиц с глубокой степенью интеллектуальной недостаточности (интеллектуальный коэффициент ниже 20) не развиты внимание, восприятие, память, отсутствуют способности к элементарным процессам мышления. Понимание и использование речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных команд и выражением элементарных просьб, однако чаще воспроизводятся лишь отдельные нечленораздельные звуки. С такими детьми возможны только самые элементарные формы общения. При развитии способности к общению усилия сосредотачиваются на обучении минимальному использованию речи, а также компенсаторным способам общения: жесты, пиктограммы, наборы картинок. [43, с.81]
При самых сложных случаях развития дети не плачут, не смеются, не узнают окружающих, реагируют только на боль. Как правило, имеют место неврологические нарушения, ограничивающие их подвижность. Некоторые даже неспособны самостоятельно передвигаться. Часть таких детей могут приобретать простые зрительно-пространственные навыки, и при соответствующем контроле они овладевают элементарными навыками самообслуживания.
К 13-14 годам происходит качественное изменение личностной рефлексии. Развивается способность интеллектуально-недостаточных подростков представлять себя в общении, понимать мнение о себе со стороны ближайшего социального окружения (родители, учителя, одноклассники, друзья).
К этому же времени у интеллектуально-недостаточных детей значительно формируются нравственные качества личности, что оказывает непосредственное влияние на их поведение и общение. Умственно отсталые подростки менее критичны в представлениях о таких качествах, как «доводить все до конца» и «всегда выполнять свое обещание», т. е. в оценке тех нравственных качеств, которые характеризуют способность к самоконтролю. В отношении с родителями основной коммуникативной проблемой является недостаток личностной и эмоциональной готовности к принятию самостоятельных решений. [12, с.50]
В 11-13 лет ведущим становится стремление к неформальному общению. Недостаток самосознания провоцирует подражательный стиль поведения со сверстниками, низкую самокритичность. Важной оказывается роль лидера, который по мнению интеллектуально-недостаточных подростков должен быть смелым, честным, добрым, хорошим другом. Таким образом, у интеллектуально-недостаточных подростков в общении развиваются социально-психологические черты личности, закрепляются общекультурные нормы поведения.
Чаще всего проблемы общения интеллектуально-недостаточных детей обусловлены нарушениями интеллекта и речи. Среди особенностей речевой коммуникации указываются трудности в построении просьб и вопросов, ответов, в переключении с приема информации на собственное речевое высказывание и постоянная ориентация на помощь собеседника. Уделяется внимание формированию навыков делового общения в процессе учебной деятельности, коллективных игр, общественно полезного труда, на уроках по социально-бытовой ориентировке. [14, с.69]
В 14-16 лет при интеллектуальном недоразвитии в качестве основной особенности отмечается недостаточная активность, отсутствие инициативы в общении. Им проще устанавливать контакты со знакомыми, а возникающие у них затруднения вызывают отказ от систематического общения. Недостатки делового общения интеллектуально-недостаточных подростков обусловлены ограничением жизненного опыта: невозможностью самостоятельно справиться с ситуацией, использовать все имеющиеся навыки речевой коммуникации, целенаправленно добиваться результата.
На развитие общения интеллектуально-недостаточных детей оказывают влияние особенности формирования их эмоционально-личностной сферы. Так, в период начального школьного обучения можно отметить влияние эмоциональных состояний интеллектуально-недостаточных школьников 4-5-х классов на формирование взаимоотношений со сверстниками. В качестве другого предположения можно считать мнение, что возраст 11-13 лет является наиболее благоприятным (сенситивным) для формирования межличностных отношений между умственно отсталыми детьми.