Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках
и индивидуальных коррекционных занятиях

в школе VI вида для детей с ОВЗ

Молотова Ольга Николаевна,
учитель-дефектолог ГБОУ школа № 584 «Озерки»
для детей с ограниченными возможностями здоровья (VI вида)
Выборгского района Санкт-Петербурга
          Сбережение и укрепление физического и психологического здоровья учащихся является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. В нашей школе решается задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.
         Учащиеся  с детским церебральным параличем  имеют специфические  особенности : неустойчивое внимание, преобладание наглядно- образного мышления, повышенную утомляемость, снижение работоспособности и концентрации внимания, несформированность регулятивных функций, нередко сниженный эмоциональный фон. Почти все учащиеся  нашей школы имеют сложную структуру дефекта; при имеющихся нарушениях опорно-двигательной системы ещё и нарушение зрения, слуха и др. Всё это усложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течении урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогают в этом необычные уроки. Формы организации таких уроков могут быть самыми разнообразными. Структура урока не предполагает следование жёстким рамкам традиционных этапов. Урок делится на вводную, основную и заключительную части.
В вводной части урока, т. е. в организационном моменте урока можно использовать следующие формы для активизации внимания и работоспособности детей, для создания у учащихся определённого положительного эмоционального настроя на урок и  ситуации успеха:
  1. . «Учебная мантра» или Аутотренинг – одна из форм организации нестандартного начала урока или занятия, - психологическая установка на урок (занятие).
Пример психологической установки на урок (занятие):
Под аудиозапись со звуками леса и птичьего пения, которые сменяются пьесой  Камиля Сен- Санса «Лебедь», учитель начинает урок:
-Добрый день! Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок. Ребята, какое сейчас время года? (Весна).
-Правильно. Наконец-то наступила долгожданная весна. На небе чаще появляется яркое солнце. Оно светит и всех греет.   Пусть  сегодня каждый его лучик несёт вам не только тепло, но и дарит уверенность в своих силах.
II. Начало урока (занятия) с элементами театрализации. Сказка.
III. Игра.
IV.Логопедические распевки  для активизации и стимуляции речедвигательного (артикуляционного) аппарата.
Логопедические распевки, пальчиковая гимнастика, помогают педагогам в коррекционной работе. Внимание детей необходимо акцентировать на звукопроизношении и на чёткости дикции.
Основной принцип -- тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают  у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.
Логоритмические пятиминутки проводятся с опорой на лексический материал. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
V.Рифмованное начало урока (занятия).
VI.Эмоциональное вхождение в урок (занятие) «Поделись улыбкою своей».
VII.Музыка в подарок.
VIII.«Мозговая гимнастика».
 Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. А чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнется с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.
«Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы):
- Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи ( 30 секунд).
Корригирующая  гимнастика для глаз «Стрельба глазами»:
- Двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз,  не спеша.
В основной части урока (занятия) с целью предупреждения утомления и снятия статического  напряжения опорно-двигательного аппарата проводятся динамические паузы , физминутки, музыкальный релакс в соответствии с  СНиП.
Для профилактики глазных заболеваний и улучшения зрения  используется Тренажер для глаз Владимира Базарного. Проводим гимнастику для глаз, которая способствует улучшению кровоснабжения, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует снятию зрительного утомления, улучшает координацию движения глаз, снимает статическое напряжение с мышц глаз. Мы используем  этот тренажер в сопровождении  классической оркестровой музыки.
Вышеописанные формы работы, направленные на охрану и укрепление здоровья обучающихся, можно рассмотреть на примере фрагмента урока математики для учащихся 1  класса с нарушением опорно-двигательного аппарата. Тема: Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц.
1.Организационный момент. Форма организации: Рифмованное начало урока. Учитель организует нестандартное начало урока, «Эмоциональное вхождение в урок».
Громко прозвенел звонок.  Начинается урок.
Посмотрите все на парты,      всё ль лежит сейчас на них?
Вы друг другу улыбнитесь,   на места свои садитесь!
2. Мотивация познавательной деятельности.
Форма организации: Аутотренинг. «Учебная  мантра». 
-Сядьте удобно и повторяйте за мной : -Я в школе на уроке. - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому.  - Внимание моё растёт. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. – Я работаю. Начинаем наш урок, будь внимательным дружок!
Форма организации: Сказка.  У учителя звонит телефон.
-Алло. Слушаю Вас. Что случилось???Срочно??? Бегу! Бегу!
- Ребята и гости, извините! (Учитель выходит из класса, возвращается с большим конвертом « ПИСЬМО ученикам 1 А класса» и игрушкой «Яйцо динозавра»!, в котором спрятана игрушка ЩЕНОК.)
3. Актуализация  опорных знаний. Форма организации: Сказка.
- Нам пришло  ПИСЬМО  и ЯЙЦО ДИНОЗАВРА! Не понимаю! Может, прочитав письмо, мы поймём. Максим, читай.
ПИСЬМО ученикам 1 А класса.
Здравствуйте, дорогие ребята. Хочу рассказать вам свою грустную историю. Я рос маленьким беззаботным и ленивым ребенком. Я очень не любил учиться. Пришла злая ведьма. И заколдовала меня, заточила в яйцо динозавра.  Теперь я  живу внутри яйца и не могу назвать своё имя. 
 Но это колдовство можно разрушить. Только вы можете мне помочь. Выпустить меня на свободу можно выполнив задания ведьмы.
 Помогите мне, пожалуйста.  Ваш друг.
- Ребята, как вы думаете, почему с нашим другом произошла эта беда? Согласны ли вы помочь ему?
- Спасибо, ребята. Тогда давайте выполним задания ведьмы и выпустим нашего друга на свободу.
А помощниками для вас станут смекалка, внимание и находчивость.
Прочитайте Задание №1. Спеть математическо-логопедическую песенку.
Динамическая пауза. Артикуляционная гимнастика. Учитель включает на интерактивной доске  музыкальное видео «Песенка про пальчики».   (Студия Сказка   WWW.MULTMAMA.RU )
3. Актуализация  опорных знаний.(продолжение)
Задание №2.  Прочитайте 2 рассказа и сравните их.< >
4.Подготовка к восприятию нового материала.
Задание №3. Повторите структуру задачи. Разложите карточки по порядку. Проверьте  свою работу, сравните с образцом  на интерактивной доске.
5.Динамическая пауза  для снятия напряжения опорно-двигательного аппарата.  Задание №4. Показать физкультурно-математический танец.
Учитель включает на интерактивной доске  музыкальную физкультминутку «Весёлая зарядка»
6. Изложение  нового материала.(15 мин.) Задание №5. Решить задачу на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц.< >
 Это и есть тема сегодняшнего урока. (Учитель включает на интерактивной доске электронное приложение к учебнику математики М.И.Моро: Раздел «Числа от 1 до 10.Нумерация»,  подраздел «Задачи»).
Вы выполнили все задания ведьмы.  Может теперь у нас получится открыть яйцо и выпустить нашего друга на свободу. Давайте попробуем!
Доволен наш герой и у нас получилось  его освободить, благодаря вашим знаниям!
Динамическая пауза. Тренажер  для глаз В.Ф. Базарного.
Учитель включает на интерактивной доске   Тренажер  для глаз В.Ф. Базарного и аудиозапись музыки   оркестра Поля Мориа  (Paul Mauriat) .
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе. Данная технология, применяемая в  коррекционной школе для детей с ОВЗ, позволяет сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное сохраняет здоровье наших детей. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»