Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современные научные представления о стертой дизартрии

Шмелина Ксения Алексеевна

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О. А. Токаревой, автор характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. Она считала, что дети с данным нарушением изолированно способны правильно произносить большинство звуков, но в речевом потоке оказываются сложными их дифференциация и автоматизация.
Л. В. Лопатина определяла стертую дизартрию как речевую патологию, проявляющуюся в фонетических нарушениях и расстройствах просодического компонента речевой функциональной системы, которая возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Нарушения при дизартрии представлены как речевыми, так и неречевыми симптомами. К речевой симптоматике относят: нарушения звукопроизношения, просодической стороны речи, фонематических функций и лексико-грамматического строя речи. Эти нарушения у детей могут проявляться в разной степени, зависит это от локализации поражения, времени возникновения и тяжести нарушения. Первичный дефект составляет трудности артикуляции и фонации, из-за чего не может формироваться членораздельная звучная речь. На основе первичных могут образоваться вторичные проявления, составляющие структуру дефекта.
Исследователи Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольская впервые отметили не только неврологический фон, на основе которого проявляются недостатки звуковой речи со стертой дизартрией, но и нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения. Они выявили типологию в зависимости от фонематического и общего развития, помимо неврологической симптоматики и двигательных нарушений при различных формах дизартрии легкой степени.
Авторами описаны следующие виды стертой дизартрии:
- стертая псевдобульбарная дизартрия, при которой нарушения звукопроизношения были вызваны избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата;
- стертая псевдобульбарная дизартрия, при такой форме отмечалась слабая, вялая артикуляционная мускулатура;
- корковая дизартрия, при этой форме дети затруднялись при выполнении произвольных двигательных актов;
- смешанные формы дизартрии, при которых наблюдались различные формы моторной недостаточности.
Поскольку стертая дизартрия - сложный речевой дефект, который представлен выраженными фонетическими нарушениями и особенностями в развитии лексико-грамматического строя речи, то у подавляющего числа детей нарушаются процессы чтения и письма. Дети испытывают трудности при анализе звуков, в следствие чего на письме встречаются специфические ошибки в заменах звуков.
Таким образом, возникновение ведущих фонетических расстройств, задерживающее формирование речевой функциональной системы и овладение всеми структурными элементами языка (фонематическими, лексическими, грамматическими) и обуславливающее их качественное своеобразие, обусловлено патологией двигательного звена.
По данным Р. И. Мартыновой, речь этих детей развивается позднее, чем в норме. Первые слова появляются к 1,2 - 2 годам, словарный запас накапливается медленно, поздно развивается фразовая речь, к 2 – 3 или даже к 4 годам. Речь детей на первых этапах не понятна для окружающих, далее становится более ясной, но фонетически не сформированной.
Нарушение звукопроизношения - один из основных симптомов, проявляется в заменах, искажениях звуков по принципу упрощения артикуляции, отсутствии звуков. Проявление данных нарушений вариативно и зависят от проявлений неврологической микросимптоматики: нарушения мышечного тонуса речевой мускулатуры, артикуляционная апраксия, которая обусловлена параличами и парезами мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезы мимической и артикуляторной мускулатуры, отклонение мягкого неба, нарушение дыхания и голосообразования.
Чаще всего в произношении нарушаются три группы звуков (свистящих, шипящих, [р], или [л]). У детей со стертой дизартрией твердые звуки нарушаются чаще мягких. Из аффрикат наиболее часто нарушенным оказывается звук [ц]. Среди искажений в группе свистящих, шипящих, переднеязычных звуков и звука [л] самым распространенным является межзубное произношение, среди искажений звуков [р], [р‘]- велярный ротацизм.
Трудности при артикуляции у этой группы детей влияют на слуховое восприятие звуков родного языка. Это доказательство того, что у детей со стертой дизартрией фонематическое восприятие оказывается нарушенным. Смазанная, невнятная речь этих детей препятствует формированию четкого, слухового восприятия и контроля. Это отягощает нарушения звукопроизношения, так как ребенок не способен различить неправильный вариант произношения в собственной речи и речи окружающих, что препятствует формированию определенного акустического эффекта.
По мнению Р. Е. Левиной у дошкольников отмечается низкий объем внимания, который приводит к снижению вербальной памяти, что приводит к снижению продуктивности запоминания, однако, смысловая и логическая память относительно сохранна. Дети не могут удержать в памяти сложные инструкции и последовательность предлагаемых им заданий, событий.
Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина указывают на низкий уровень слухоречевой памяти у детей с проблемами речевого развития, и отметили, что у таких детей наблюдается уменьшение количества слов при повторном припоминании, снижение объема кратковременной слухоречевой памяти и снижение прочности запоминания.
Также в структуре дефекта при стертой дизартрии выделяются нарушения просодической стороны речи. Речь характеризуется отсутствием выразительности, трудностью интонирования. Речь не ритмична. В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения изменяется тембр, высота голоса, темп речи. В связи с преобладанием процесса возбуждения, голос становится высоким, крикливым. Наблюдается ускоренный темп речи. У детей с преобладанием процесса торможения темп речи замедленный, голос тихий, немодулированный. На это указывает все исследователи, изучавшие стертую форму дизартрии.
У таких детей Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова выделили ряд нарушений интонационной выразительности речи:
1) отсутствие или трудности дифференциации различных интонаций на практическом, неосознанном уровне;
2) замена вопросительной интонации повествовательной без изменения силы голоса;
3) изменение силы голоса при попытке воспроизвести вопросительную интонацию;
4) перенос логического ударения на другое слово в предложении;
5) воспроизведение всех предложений с одинаковой интонацией;
6) неоднократное повышение и понижение голоса внутри фразы, необоснованное смыслом высказывания.
Таким образом, при стертой дизартрии, вызванной микроорганическим поражением головного мозга, нарушается звукопроизношение, просодическая сторона речи. При данной речевой патологии наблюдаются измененный тонус мышц, гиперкинезы в артикуляторной и мимической мускулатуре, патологические рефлексы, присутствуют двигательные расстройства и т.д.
Речь таких детей формируется с запозданием. Наиболее подвержены нарушениям свистящие, шипящие и сонорные звуки.
На фоне нечеткой, смазанной артикуляции слуховое восприятие не может полноценно развиваться.

Список использованной литературы: 

  1. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка / Бондаренко Л. В. – М.: Просвещение, 1977. – 175 с.
  2. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения; под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховского – М.,1975. – С. 79-91.
  3. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с
  4. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Серебрякова Н. В. – СПб.: 2001. – С. 80-84
  5. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. – М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.

 


 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»