Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль дидактических игр в образовательном процессе
в начальных классах школы 8 вида

Мацакова Галина Алексеевна,
учитель начальных классов ГБОУ школа-интернат № 22
Невского района  Санкт- Петербурга
ВВЕДЕНИЕ
Общая задача специальной (коррекционной) школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни. Трудность решения этой задачи обусловлена общим недоразвитием психики у/о ребенка, в котором центральное место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций.  Поэтому, на сегодняшний день требуется качественно новый подход к обучению у/о учащихся на уроках. Обучение в коррекционных школах должно быть развивающим, формировать познавательные интересы и способности у/о учащихся.
Собственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей.  В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности – дидактические игры.
Под дидактической игрой подразумевают такую деятельность, смысл и цель которой – дать учащимся определенные знания и навыки. Следовательно, дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
В качестве таковых и выступают дидактические игры. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, что бы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Виды дидактических игр.
Выделяют следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры – загадки, игры – беседы, игры – предположения и т.д.
Игры – путешествия   призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение поставленных задач и т.д.
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности -  короче.
В основе их лежат действия с предметами, словесные поручения, типа: помоги сказочному герою, подскажи…. и т. д.
Игры – загадки.  В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержание, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.
Игры – предположения (что было бы…). Перед учащимися ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельная детей, они учатся слушать друг – друга.
Но все-таки самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсивной умственной работе.
Структура дидактической игры
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры)
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача, определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется учителем и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами обучения  отрабатываются умения и навыки, применения полученных знаний на практике.
Игровая задача осуществляется учащимися. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самих учащихся. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед ребятами в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для учеников сама игра, и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности учащихся, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям учеников, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил учитель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничиваю действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление учащихся, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды – победительницы и т.д.
Необходимо при этом отметить достижения каждого из учеников, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игры необходимо сохранить структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное то, что дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание учащихся обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения ими не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда ученики чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между учащимися и учителем определяются не учебной ситуацией, а игрой. Ученики и учитель – участники одной игры. Нарушается это условие – и учитель становится на путь прямого обучения. Таким образом, дидактическая игра – это игра только для детей. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. 

 
Игровая задача
Игровые действия
 
Дидактическая задача
Игров
Дидактическая игра
Правила игры
Подведение итогов
 Функции дидактической игр
1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения;
2) функция формирования собственно учебной деятельности;
3) функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
4) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
5) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально – волевая сфера, способности и умения, что очень важно для умственно отсталого ребенка. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
Основные условия проведения дидактической игры.
    1) Наличие у учителя определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
2) Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес учащихся, желание слушать, участвовать в игре.
3) Необходимость включения учителя в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Учитель должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными, воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
4) Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, учитель должен постоянно помнить, что он дает ученикам сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.
5) Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
6) Между учителем и учащимся должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
7) Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.
Организация дидактических игр
Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для учителя. Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, учитель должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки учащиеся освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуют при проведении игры?
Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача учителя – направить силы ученика на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.
Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ученик. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.
Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить учеников с правилами игры.
Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес учащихся, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.
И наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и - главное – качество выполнения игровых действий играющими. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Нужно постоянно демонстрировать учащимся их достижения.
Важно продумать поэтапное распределение игр на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать учащихся, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы: в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности учеников. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Организация дидактических игр
 
Подведение итогов
Учет времени фактора
Подбор дидактических материалов
Определение количества играющих
Формулировка цели игры
   Использование дидактических игр на уроках
В практике коррекционной школы дидактическая игра нашла довольно широкое применение на уроках. Дидактические игры способствуют созданию у учащихся эмоционального настоя, вызывают положительное отношение к выполняемой работе, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократного повторения одного итого же материала без монотонности и скуки, повышают прочность знаний, умений и навыков, содействуют коррекции внимания, мышления и других высших психических функций.
Дидактические игры я использую на различных этапах урока: при повторении, при закреплении, при подготовке к усвоению нового материала, с целью активизации познавательных процессов.
Место и характер игры определяю исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того учебного материала, с которым будут работать ученики. Если какое-то задание требует у/о учащегося большого интеллектуального напряжения, то я стараюсь использовать игры, которые повышают эмоциональный тонус детей, внесут определенную разрядку в общий ход урока. В случае вялости, заторможенности класса дидактические игры я применяю при закреплении повторении темы. При излишней возбудимости у/о учащихся стараюсь играм отводить заключительную часть урока и проводить в виде соревнований, где каждый ученик совершает игровые действия самостоятельно, вне зависимости от окружающих учащихся.
Дидактическая игра как средство проверки знаний
Дидактическую игру можно использовать и для проверки знаний и умений у/о учащихся. Усвоение пройденного материала всеми учащимися является важным показателем результатов обучения. Чаще всего усвоение пройденного материала проверяю дидактической игрой, в процессе которой устанавливаю, насколько правильно поняли и усвоили содержание урока учащиеся. Нередко с этой целью я использую игру «Не подведи свой класс». Эта игра побуждает у у/о учащихся чувство удовлетворения, повышает веру в свои силы. А мне же она дает возможность уяснить, насколько хорошо мои воспитанники поняли содержание урока и насколько правильно могут выполнить то, что требуется. Проверив знания и умения учащихся, уровень развития их речи – все это дает мне в последующем выбрать подходящие методы для устранения недостатков у/о учащихся с целью коррекции.
Дидактическая игра как индивидуальная деятельность
Дидактическая игра, несомненно, является незаменимым средством преодоления различных трудностей в обучении детей с пониженным интеллектом. На своих уроках с более слабыми учащимися я применяю индивидуальные дидактические игры. Я считаю, что они создают благоприятные условия для непосредственного контакта между учителем и учеником, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.
Дидактическая игра как способ активизации познавательных процессов
Дидактические игры я включаю в урок не только для того, чтобы углубить содержание знаний учащихся, но и для того, чтобы посредствам игры активизировать познавательный процесс, внимание, наблюдательность, память и фантазию. Например, игры «Найди слово», «Что к чему относится», отгадать загадку, дети узнают, о чем пойдет речь на уроке.
Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует и умелое педагогическое руководство ими. Для у/о ученика эмоциональная сторона организации игра – важное условие. Поэтому проводя игры на уроках, стараюсь своим поведением, эмоциональным настроением вызвать у у/о учащихся положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность учителя, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание у/о ученика действовать вместе с ним и добиваться положительного результата.
                                    Воспитательное значение дидактических игр
Дидактические игры нужно оценить не только с точки зрения их обучающего воздействия, но и с точки зрения воспитательного влияния, так как оно повышает их значение в педагогическом процессе.
Воспитательное значение дидактических игр заключается в том, что они способствуют развитию у у/о учащихся активности, самостоятельности и веры в свои силы.
В дидактических играх нередко исчезают препятствия, мешающие детям активно проявить себя перед коллективом. Неуверенность и нерешительность у/о учащихся не только исчезают, но и превращаются в прямо противоположные положительные свойства. У/о ребенок видит в игре свои возможности, сравнивает их со способностями своих товарищей, учится добиваться лучшего результата. Одновременно воспитываются честность, правдивость, выдержка, терпение, решительность и другие свойства, посредствам которых проявляется сила воли и характер человека.
Выводы
1) Использование дидактических игр на уроках является одним из методических приемов, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого у/о ученика.
2) Дидактические игры повышают интерес у/о учащихся к предмету, активизируют их работу на уроке, делая каждого участником игры, создают определенный эмоциональный настрой на получение знаний.
3) Формирование необходимых навыков и умений, а также проверка и закрепление теоретических и практических знаний на уроках  в игровой форме более эффективны по сравнению с традиционными методами обучения.
4) В дидактической игре применяются знания, обобщаются сведения, полученные посредствам личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития учащихся с нарушением интеллекта.
Литература
1) Азаров Ю.П. «Игра и труд» М.,1973г.
2) А.К. Аксенов «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе» М., 1998г.
3) «Дидактические игры в детском саду».
4) Е.В. Карпов «Дидактические игры в начальный период обучения» Ярославль, 1997г.
5) Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» М., 1976г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»