Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогические приемы работы с учащимися с РАС
начальной школы в условиях индивидуального
обучения на дому

Добренькая Галина Алексеевна
Проявления аутистического спектра разнообразны и индивидуальны. У детей с интеллектуальной недостаточностью часто встречаются многие из этих проявлений (недостаточность потребности в контактах, особое зрительное поведение, дефицит сенсорности, недостаточность зрительных и слуховых реакций на раздражители, склонность к стереотипиям, разнообразные специфичные страхи, нарушения в моторной сфере). Поэтому методы работы с детьми с РАС подходят и для работы со многими детьми с умственной отсталостью или с задержкой психического развития.
Вся работа по абилитации ребенка с РАС направлена на восстановление поврежденных психических функций (речевой, моторной, эмоциональной) и на развитие социального взаимодействия с окружающими.
Направления психолого-педагогической коррекции:
  1. Смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, устранение тревоги и страхов. Для этого нужно правильно организовать пространство, его цвет, звук, помещение для занятий должно быть постоянным.
  2. Коррекция сенсорной сферы – развивать зрительные, слуховые, тактильные ощущения. Сперва вводят один сенсорный канал, постепенно добавляют другие.  По возможности использовать Снузелен – специальное оборудование для сенсорной интеграции.
  3. Устанавливать контакт со взрослым. Попробовать тактильный способ. Постепенно приучать к зрительному контакту. Холдинг-терапия – удерживание в плотных объятиях.
  4. Развивать произвольность, целенаправленность поведения. Осуществляется специальными игровыми упражнениями (игра «Прятки» и др.)
  5. Работа с агрессией, коррекция нарушения поведения.
  6. Коррекция познавательной сферы с опорой на игры и продуктивные виды деятельности (лепка, рисование).
 
Для учащихся с РАС очень важно знать последовательность того, что будет с ними происходить. Лучше всего соблюдать последовательность уроков, например, русский язык всегда первый, математика всегда вторая и т.д. При нарушении расписания возможны сильные негативные реакции.
В начале занятий необходимо создать положительный эмоциональный фон, успокоить ребенка, если он тревожится, отрегулировать свет на приятный ребенку, закрыть окно, если доносится шум. Несмотря на то, что дети с РАС зачастую кажутся слабослышащими, они очень чувствительны к звукам.
За таким ребенком важно наблюдать и посоветоваться с родителями, что еще его раздражает. Может быть, яркий маникюр или бижутерия, запах духов, и убрать эти раздражители. Одежда ребенка должна быть мягкой и не мешать ему.
После того, как ребенок настроился на учебу, можно сообщить ему, чем вы сегодня будете заниматься. «Сначала у нас будет русский язык, мы изучим новую тему и напишем упражнение, потом у нас будет математика, мы будем решать примеры и задачу, а потом у нас будет рисование, мы будем рисовать красками. После этого ты пойдешь к маме/обедать».
Уроки музыки, рисования, ручного труда, физической культуры – несут огромную терапевтическую ценность при абилитации детей с РАС. На этих уроках можно работать с тревогой и страхами детей, изучать с ними чувства и эмоции, их проявления. Искать на картинка добрых и злых героев сказок, рисовать их. Работать с карточками с эмоциями. Двигаться под музыку и называть эмоции, которые вызывает эта музыка.
 
Для борьбы со страхами существует упражнение «Три круга внимания».
1 круг: «Слушай себя». Нужно принять удобную позу, расслабиться, закрыть глаза, посидеть так 15-30 секунд и почувствовать свое состояние. «Расскажи, что ты слышишь в себе».
2 круг: «Слушай комнату». Длительность постепенно повышается от 15 до 30 секунд. Так же в удобной позе, закрыв глаза, слушать звуки вокруг. «Расскажи, что ты услышал(а)».
Между первым и вторым кругом можно переключаться несколько раз.
3 круг: «Слушай улицу». Так же в удобной позе и закрыл глаза прислушиваться к звукам на улице и рассказать об услышанном.
Данное упражнение может использоваться в работе с детьми с РАС и для обучения их распознавать разные звуки и ощущения. Из-за нарушений восприятия этим детям сложно отделить собственные эмоции от чужих, звуки в комнате от звуков извне. Тикание часов для них может звучать с той же силой, что и звук проехавшего на улице грузовика. Но детей можно учить произвольно ослаблять восприятие определенных помех, фокусироваться на себе.
 
Для успокоения ребенка, для его переключения можно использовать различные психотерапевтические сказки. Пример: Евгений Клюев «Короткое путешествие улыбки». В качестве релаксационных пауз в занятиях можно использовать медитативные сказки, которые погружают в расслабленное состояние.
 
Как уникальны в каждом случае проявления аутистического спектра, так и нет единого рецепта, общего алгоритма занятий с такими детьми. Полезно вести дневник наблюдений за ребенком. Что было до того, как у ребенка началась истерика? Что было в тот день, когда занятие прошло особенно успешно? Советуйтесь с родителями и наблюдайте за самим ребенком, что ему нравится, чем его можно стимулировать.
Кто-то из таких детей предпочитает общаться через отражение в зеркале, кто-то забравшись под стол или «в домик», кто-то забравшись повыше. Кому-то нравится резать ножницами, и он готов вырезать буквы, а не писать их, кто-то собирает каталоги из магазинов, а кто-то наклейки. Используйте в работе то, что нравится ребенку, и старайтесь избегать то, что его раздражает (определенный цвет ручки, звук, запах).
Отмечайте моменты, когда ребенок устает, и старайтесь сделать перерыв еще до такого момента. Некоторые дети для отдыха могут захотеть завернуться в покрывало или одеяло, некоторые могут прыгать или раскачиваться. Раскачивание на стуле – это способ ребенка стимулировать уставший мозг, за это не нужно ругать, а лучше сделать перерыв и предложить покачаться на мяче, например.
 
Обучение детей с РАС и интеллектуальными нарушениями строится на накоплении опыта решения стандартных стереотипных задач (если …, то делай …). Это сродни дрессировке, и хорошо работает с детьми с РАС. Метод используется как при коррекции нежелательного поведения, так и при обучении учебным предметам. Есть изученная задача и конкретный алгоритм ее решения (порядок одевания, правила поведения за столом, в автобусе, выбор и применение орфограммы, правило решения примера по математике, рисования человека). Для детей с РАС произвольность и выбор очень сложен, однако, они хорошо заучивают алгоритмы и следуют им в нужных ситуациях. Если ситуация изменилась, ребенку следует подсказать, что ему делать. Алгоритмы лучше всего визуализировать в форме плакатов и схем. Основные такие алгоритмы могут висеть на стенах, правила и алгоритмы по русскому языку и математике можно собирать в альбомы или папки по разделам. Детям с РАС нравится четкая структура.
 
Для самых младших детей материальными стимулами могут быть кусочки печенья, любимых хлопьев и другие съедобные продукты. Сделал задание – получил кусочек. Для более старших это могут быть наклейки, жетоны, и понимание, что за определенное количество жетонов он получит что-то существенное (подарок от родителей, мультфильм, прогулку и т.д.)
Дети с аутизмом не особенно стремятся к межличностному общению, и похвала многих из них поначалу не интересует. Однако стоит стремится к тому, чтобы постепенно стимулами в обучении становились отметки и похвала учителя, а потом и внутреннее ощущение ребенка «Я справился, я молодец».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»