Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя
при обучении дошкольников с задержкой психического развития

Щербакова Наталия Андреевна

    Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Основной целью коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей  в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка, а именно: сформировать «предпосылки» мышления, память, внимание, различные виды восприятия, моторные функции и межсенсорные связи.
   Для реализации эффективного взаимодействия учителя-логопеда  и воспитателя должны быть созданы необходимые условия, это:
- хорошее знание программ, целей и задач коррекционной деятельности всеми педагогами;
- понимание каждым педагогом своих функций;
- выработка единых требований при выполнении коррекционных задач и т.д.

   В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка. Вместе с тем функции воспитателя и учителя-логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены. Сотрудничество этих педагогов осуществляется в следующих направлениях:
- обследование;
- коррекционная работа, включающая деятельность по коррекции звукопроизношения, формированию словарного запаса, развитию грамматически правильной речи, связной речи, обучению грамоте;
- работа с родителями.
  Каждый из педагогов на этапе обследования реализует свою программу, с учетом структуры дефекта и степени динамики ребенка. Эта программа корректируется и дополняется.

Конспект подгруппового комплексного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Лексическая тема: «Зима».
Часть І.   (проводит учитель-логопед)
Цель: коррекция лексико-грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы.
 Задачи:
1. Закрепление представлений о зиме. Уточнение и активизация словарного запаса по теме «Зима». Совершенствование умения подбирать слова-признаки (имена прилагательные) к именам существительным.
2. Совершенствование грамматического строя речи:
совершенствование умения образовывать имена прилагательные от имён существительных (игра «Из чего – какой?»);
совершенствование умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (игра «Назови ласково!»).
3. Развитие связной речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы полными, распространёнными  предложениями.
4. Совершенствование умения определять число слогов в слове.
5. Работа над дыханием: развитие плавного, длительного выдоха (игра «Подуй на снежинку!»).
6. Развитие зрительного и слухового внимания.
7. Развитие логического мышления.
8. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять!»).
9. Развитие общей моторики (игры с мячом «Назови ласково!», «Из чего – какой?»).
10. Формирование навыков работы в коллективе (навыков  сотрудничества; взаимопонимания и доброжелательности).
Оборудование:
  • письмо;
  • снежинки на ниточках;
  • мяч;
  • сюжетная картина «Зима в лесу»;
  • указка.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
    Логопед: «Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся».
    Дети здороваются.
    Логопед: «Вспомните слова Правителя Города красивой речи: как надо правильно говорить».
    Дети:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим!
    Логопед приглашает детей сесть за стол.
II. Логопед: «Ребята, сегодня у нас будет очень необычное занятие, мы отправляемся    в путешествие. А какое будет путешествие, вы узнаете, отгадав загадку»:
       Тройка, тройка, прилетела.
       Скакуны в той тройке белы.
       А в санях сидит царица –
       Белокожа, круглолица.
       Как махнула рукавом,
       Все покрылось серебром.
 
    Логопед задаёт детям вопросы:
 
      - О каком времени года загадка?
      - Что за тройка прилетела?
      - Перечислите зимние месяцы.
      - Какой сейчас месяц?
      - Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?
    Дети отвечают на вопросы логопеда.
    Логопед: «Сегодня мы с вами отправляемся в царство Зимушки – зимы.
Зима прислала нам письмо»:
 
      Здравствуйте, детишки,
      Девчонки и мальчишки!
      Приглашаю в гости всех
      В ледяное царство,
      Но дорога нелегка
      Будет трудно, детвора.
      Путь укажут вам снежинки,
      Так шагайте по тропинке.
      Вас я буду очень ждать
       И с сюрпризами встречать.
III. Игра «Подуй на снежинку!» (развитие плавного, длительного выдоха).
    Логопед: «Посмотрите, к нам прилетели снежинки. Скажите,  какие они?»
    Дети отвечают: «Снежинки белые, лёгкие, холодные, кружевные, …».
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
    Логопед: «Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки».
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
IV. Игра: «Какой, какая, какое?» (совершенствование умения подбирать слова-признаки (имена прилагательные) к именам существительным).
Снежинка № 1
 
      Логопед:    Вот вам первая снежинка,
                          А на ней задание:
                         Вы скажите мне друзья,
                         А какая я, зима?
 
    Дети отвечают: «Зима холодная, долгая, снежная, морозная, …).
 
    Логопед: «Зимой выпадает много снега. А снег какой?»
 
    Дети отвечают: «Снег белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, липкий, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий, белоснежный, …).
 
    Логопед: «День зимой какой?»
 
    Дети отвечают: «День зимой морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, …).
 
    Логопед: «Сосулька какая?»
 
    Дети отвечают: «Сосулька холодная, ледяная, прозрачная, твёрдая, …).
 
    Логопед хвалит детей за правильные ответы.
 
V. Игра «Оденься на прогулку!»
 
Снежинка № 2                                                 
 
     Логопед:      А сейчас, детвора,
                          Вы придумайте слова:
                          Во что в морозный, зимний день
                          Одеваться вам не лень?
 
    Дети отвечают: «Зимой на прогулку мы наденем: шапку, куртку, варежки, свитер, шарф, комбинезон, шерстяные носки и т.д.»
 
    Логопед: «Как все эти слова можно назвать одним словом? (одежда) Сколько слогов в слове «одежда»? (три слога) Сколько слогов в слове «шарф»? (один слог) Сколько слогов в слове «шапка»? (два слога)
 
    Дети отвечают на вопросы логопеда.
VI. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,            Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять.             Идут по столу указат. и средн. пальчиком.
Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,           «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались,          Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись.                 Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.                 
Все в снегу домой пришли.          Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли.                «Едят ложкой» суп.
  Логопед и дети повторяют пальчиковую гимнастику два раза.
VII. Снежинка № 3
  
     Логопед:     Вот ещё одна снежинка
                          И новое задание:
                          О зиме составьте вы
                          Рассказ-описание.
 
     Логопед вешает на доску сюжетную картину «Зима в лесу». Дети рассматривают картину.
 
     Логопед:     Чародейкою зимою
                          Околдован, лес стоит –
                          И под снежной бахромою
                          Неподвижною, немою,
                          Чудной жизнью он блестит.
 
    Логопед задаёт детям вопросы:
 
       - Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
       - Где гуляют дети?
       - Посмотрите на зимний лес и расскажите о нем. Какой он?
       - Какие животные не впали в спячку зимой?
       - Каких птиц вы видите?
       - Как бы вы назвали эту картину?
       - Какие чувства вызывает у вас эта картина?
 
    Дети отвечают на вопросы логопеда.
VIII. Физкультминутка.
1) Игра с мячом «Назови ласково!»
Логопед просит детей встать из-за стола и пройти в центр зала.
    Логопед: «Зимой холодно. Для того, чтобы не замёрзнуть мы поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова. Вы должны называть эти слова ласково и бросать мяч обратно мне! Например, я скажу: «Ёлка», а вы ответите – «Ёлочка».
    Логопед говорит: «Снег» и бросает мяч.  Ребёнок отвечает: «Снежок» и бросает мяч логопеду.
Снеговик - снеговичок               Лес - лесок
Мороз - морозец                          Дерево - деревце
Ветер - ветерок                            Гора - горочка
Лёд - ледок                                   Холод - холодок
Зима - зимушка                            Санки - саночки
2) Игра с мячом  «Из чего – какой?»
    Логопед: «Ребята, а теперь я буду бросать вам мяч и начинать предложение, а вы должны его продолжить и бросить мяч обратно мне. Например, я скажу: «Горка из снега (какая?)», а вы ответите – «Снежная!».
    Логопед говорит: «Дорожка изо льда (какая?)» и бросает мяч.  Ребёнок отвечает: «Ледяная!» и бросает мяч логопеду.
Погода с морозом (какая?) – … (морозная).                        Крепость из снега (какая?) – … (снежная).                                   Сосулька изо льда (какая?) – … (ледяная).
 IX.   Подведение итогов І части занятия.
    Логопед: «Посмотрите, мы с вами оказались царстве Зимушки-зимы. Зима благодарит вас за то, что вы пришли к ней в гости. Расскажите Зимушке-зиме, какие задания вы выполнили, чтобы попасть в её ледяное царство».
    Дети рассказывают, что они делали на занятии.
    Логопед: «А сейчас Зима приглашает вас в свою снежную мастерскую!»
X. Аппликация «Снеговик» (ІІ часть занятия, проводит воспитатель).
XI. Подведение итогов занятия.
    Логопед (воспитатель): «Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Молодцы! (оценка работы каждого ребёнка). Занятие окончено. До свидания».
   Дети: «До свидания!»

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»