Говорить четко – не скучно!
Афанасенко Лада Сергеевна,
учитель-логопед ГБОУ школы № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
учитель-логопед ГБОУ школы № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
При коррекции звукопроизношения важным этапом является автоматизация звуков. Часто случается, что звук уже поставлен, однако в обыденной речи ребенок по-прежнему произносит его неправильно. Следовательно этап автоматизации затягивается, приходится многократно повторять один и тот же речевой материал. Чтобы детям было интереснее заниматься, следует применять игры, которые делают задания увлекательными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными. Основная цель данных игр– автоматизация звука, но также они активизируют психические процессы и мелкую моторику.
«Собери пирамидку». Потребуется пирамидка в виде четырехгранного вкладыша. На одной из граней каждой части игрушки приклеена картинка со словом, в котором находится автоматизируемый звук. Обратите внимание: оппозиционные звуки не должны встречаться в одном слове! Ребенку предлагается собрать пирамидку так, чтобы с его стороны на всех частях были картинки с заданным звуком. Ребенок называет изображения на каждой части пирамиды и выбирает нужную. Когда пирамидка собрана, предложите «спуститься по ступенькам», называя картинки ласково или составляя словосочетания со словом «много». Одну пирамидку можно использовать для автоматизации четырех звуков, а также дифференциации смешиваемых звуков.
«Имена». Для этой игры потребуются картинки с изображением девочки и мальчика. Ребенку предлагается повторить за взрослым имя и определить, кого могут так называть: мальчика или девочку. Речевой материал: • «Л»: Элла, Данила, Николай, Алла, Мила, Анжела, Лада, Стелла, Луша, Володя, Луиза, Натэлла, Павлуша, Клава, Маланья, Людмила, Влад, Глаша, Слава, Изабелла, Наталка, Даниил, Михаил, Павел .• «Р»: Рома, Рая, Ира, Кира, Захар, Макар, Гера, Варвара, Тамара, Юра, Нюра, Вера, Сергей, Маруся, Артур, Роберт, Марат, Назар. • «Ш»: Маша, Даша, Глаша, Паша, Алёша, Ириша, Катюша, Надюша, Илюша, Петруша, Миша, Витюша, Валюша, Кирюша, Антоша, Андрюша, Наташа, Иванушка, Алёнушка, Машенька, Мишенька. • «С»: Слава, Стас, Оксана, Света, Денис, Софья, Соня, Макс, Алиса, Светлана, Остап, Васса, Влас.
«Построй замок». Для данной игры требуется схема постройки здания из цветных геометрических фигур (одного цвета или разных) и набор таких же фигур с картинками на обороте. В на звании каждой картинки присутствует автоматизируемый звук и нет оппозиционных. Итак, ребенок вводится в игровую ситуацию и принимает на себя роль строителя. Взрослый уточняет, что здания строят снизу вверх, выкладывая элементы слева направо. Ребенку предлагается, ориентируясь на схему, выбрать из набора геометрических фигур подходящую по цвету и форме, перевернуть, назвать картинку, произнося заданный звук правильно, и наложить на соответствующий элемент на схеме. Вариант игры на дифференциацию звуков: из двух наборов геометрических фигур составляется новый, в котором элементы перемешаны. Таким образом новый набор содержит слова с оппозиционными звуками.
«Космолет». Игра может использоваться индивидуально или в небольших группах. Схема космолета дается на цветном листе в виде контуров геометрических фигур. «Сборка» возможна в произвольном порядке. Игра интересна и при дифференциации звуков. Тогда собираются два космолета из двух наборов деталей. Каждый набор содержит слова с опппозиционными звуками. Наборы отличаются по цвету, что дает возможность контролировать правильность выбора слова с заданным звуком по цвету детали. Детали лежат картинками вверх. Взяв карточку, ребенок проверяет правильность своего выбора по цвету, перевернув деталь.
«Головоломки». Потребуется игровое поле из белого или цветного картона с контурным изображением разных геометрических фигур. Контуры могут быть одного цвета или разных. К полю прилагается набор геометрических фигур трех цветов с картинками на обратной стороне. Каждый набор с одним заданным звуком. Ребенок выбирает элементы, заполняя контуры на игровом поле. При этом он может ориентироваться либо на форму фигур, либо на форму и цвет. Таким образом можно получить игровое поле однородное по цвету или мозаику из разных цветов. Каждый раз ребенку предлагается правильно и четко произнести слово, которое изображено на картинке. Усложненный вариант: ребенок выбирает фигуры в заданном порядке. Например, сначала все красные, потом желтые и зеленые.
«Заплатки». Для этой игры нужно подготовить лист цветного картона, изображающего покрывало с дырами, которые якобы прогрызли мыши. «За-платки» для покрывала – это фигуры, которые соответствуют форме дырок и цвету одеяла. На обратную сторону «заплаток» приклеиваются картинки с автоматизируемым звуком. Ребенок называет картинку, правильно произнося автоматизируемый звук, находит соответствующее отверстие и «делает заплатку».
«Съел – не съел». Игра используется при автоматизации звука «Л» во фразовой речи. Взрослый называет съедобные и несъедобные предметы, а ребенок повторяет и добавляет: «Съел(а) – не съел(а)». (Булку съел (съела). Солонку не съел (не съела)). Речевой материал: Мел, халва, масло, пастила, пластилин, половник, яблоко, салфетка, бокал, салат, колпак, клубника, соломка, солонка, слой-ка, повидло, волосы, плов, облако, пчела, фиалка, котелок, юла, локон.
«Собери пирамидку». Потребуется пирамидка в виде четырехгранного вкладыша. На одной из граней каждой части игрушки приклеена картинка со словом, в котором находится автоматизируемый звук. Обратите внимание: оппозиционные звуки не должны встречаться в одном слове! Ребенку предлагается собрать пирамидку так, чтобы с его стороны на всех частях были картинки с заданным звуком. Ребенок называет изображения на каждой части пирамиды и выбирает нужную. Когда пирамидка собрана, предложите «спуститься по ступенькам», называя картинки ласково или составляя словосочетания со словом «много». Одну пирамидку можно использовать для автоматизации четырех звуков, а также дифференциации смешиваемых звуков.
«Имена». Для этой игры потребуются картинки с изображением девочки и мальчика. Ребенку предлагается повторить за взрослым имя и определить, кого могут так называть: мальчика или девочку. Речевой материал: • «Л»: Элла, Данила, Николай, Алла, Мила, Анжела, Лада, Стелла, Луша, Володя, Луиза, Натэлла, Павлуша, Клава, Маланья, Людмила, Влад, Глаша, Слава, Изабелла, Наталка, Даниил, Михаил, Павел .• «Р»: Рома, Рая, Ира, Кира, Захар, Макар, Гера, Варвара, Тамара, Юра, Нюра, Вера, Сергей, Маруся, Артур, Роберт, Марат, Назар. • «Ш»: Маша, Даша, Глаша, Паша, Алёша, Ириша, Катюша, Надюша, Илюша, Петруша, Миша, Витюша, Валюша, Кирюша, Антоша, Андрюша, Наташа, Иванушка, Алёнушка, Машенька, Мишенька. • «С»: Слава, Стас, Оксана, Света, Денис, Софья, Соня, Макс, Алиса, Светлана, Остап, Васса, Влас.
«Построй замок». Для данной игры требуется схема постройки здания из цветных геометрических фигур (одного цвета или разных) и набор таких же фигур с картинками на обороте. В на звании каждой картинки присутствует автоматизируемый звук и нет оппозиционных. Итак, ребенок вводится в игровую ситуацию и принимает на себя роль строителя. Взрослый уточняет, что здания строят снизу вверх, выкладывая элементы слева направо. Ребенку предлагается, ориентируясь на схему, выбрать из набора геометрических фигур подходящую по цвету и форме, перевернуть, назвать картинку, произнося заданный звук правильно, и наложить на соответствующий элемент на схеме. Вариант игры на дифференциацию звуков: из двух наборов геометрических фигур составляется новый, в котором элементы перемешаны. Таким образом новый набор содержит слова с оппозиционными звуками.
«Космолет». Игра может использоваться индивидуально или в небольших группах. Схема космолета дается на цветном листе в виде контуров геометрических фигур. «Сборка» возможна в произвольном порядке. Игра интересна и при дифференциации звуков. Тогда собираются два космолета из двух наборов деталей. Каждый набор содержит слова с опппозиционными звуками. Наборы отличаются по цвету, что дает возможность контролировать правильность выбора слова с заданным звуком по цвету детали. Детали лежат картинками вверх. Взяв карточку, ребенок проверяет правильность своего выбора по цвету, перевернув деталь.
«Головоломки». Потребуется игровое поле из белого или цветного картона с контурным изображением разных геометрических фигур. Контуры могут быть одного цвета или разных. К полю прилагается набор геометрических фигур трех цветов с картинками на обратной стороне. Каждый набор с одним заданным звуком. Ребенок выбирает элементы, заполняя контуры на игровом поле. При этом он может ориентироваться либо на форму фигур, либо на форму и цвет. Таким образом можно получить игровое поле однородное по цвету или мозаику из разных цветов. Каждый раз ребенку предлагается правильно и четко произнести слово, которое изображено на картинке. Усложненный вариант: ребенок выбирает фигуры в заданном порядке. Например, сначала все красные, потом желтые и зеленые.
«Заплатки». Для этой игры нужно подготовить лист цветного картона, изображающего покрывало с дырами, которые якобы прогрызли мыши. «За-платки» для покрывала – это фигуры, которые соответствуют форме дырок и цвету одеяла. На обратную сторону «заплаток» приклеиваются картинки с автоматизируемым звуком. Ребенок называет картинку, правильно произнося автоматизируемый звук, находит соответствующее отверстие и «делает заплатку».
«Съел – не съел». Игра используется при автоматизации звука «Л» во фразовой речи. Взрослый называет съедобные и несъедобные предметы, а ребенок повторяет и добавляет: «Съел(а) – не съел(а)». (Булку съел (съела). Солонку не съел (не съела)). Речевой материал: Мел, халва, масло, пастила, пластилин, половник, яблоко, салфетка, бокал, салат, колпак, клубника, соломка, солонка, слой-ка, повидло, волосы, плов, облако, пчела, фиалка, котелок, юла, локон.