Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
 Социализация обучающихся с умственной отсталостью
через самообслуживание и обслуживающий труд
Андрияшина Е.В.; Велиева Г.И.,
учителя ГБОУ № 231
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
 
    Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех,
осознание своей умелости и значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим…
В.А. Сухомлинский
     Целью специального образования лиц с интеллектуальной
недостаточностью во всех странах мира принято считать их социальную интеграцию. Успех интеграции во многом зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт.
       Формирование навыков самообслуживания, включение обучающихся в обслуживающий труд приучает соблюдать правила гигиены, выполнять общепринятые нормы поведения, вырабатывает необходимые умения для повседневной жизни - уборка помещения, уход за одеждой, приготовление элементарной пищи, мытье посуды.
      В последние годы у детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по программе «Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  не сформированы или частично сформированы навыки самообслуживания.
      Дети не знают элементарных правил гигиены. Несформированность навыков самообслуживания затрудняет адаптацию детей в школе, влияет на успешность усвоения знаний. то подготовка к трудовому воспитанию учащихся начальных классов в школе и дома, развитие у них наиболее распространенных трудовых умений и навыков, необходимых в жизни.
    Самообслуживание направлено также на профилактику, улучшение и сохранение своего здоровья, для чего каждый школьник должен владеть минимумом знаний в области гигиены, смолоду уметь поддерживать свой организм в порядке. 
    Вся работа по формированию навыков самообслуживания и обслуживающего труда начинается с 1 класса в тесном контакте с родителями. На родительских собраниях говорим о важности формирования навыков обслуживания и обслуживающего труда, проводится анкетирование.
Вариант 1 
  1. Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье? Какие? 
  1. Кто моет посуду, готовит обед, ходит в магазин, убирает квартиру? 
  1. Любит ли ваш ребенок выполнять домашние дела? Почему? 
  1. Есть ли у ребенка постоянные трудовые дела? Как он к ним относится? 
  1. Что вы делаете, если ребенок отказывается выполнять работу по дому? 
  1. Знает ли ваш ребенок, где вы работаете? Бывал ли он у вас на работе? 
 Вариант 2 
  Вопрос  Да  Нет 
  1.  
Мой ребенок сам убирает постель     
  1.  
Мой ребенок самостоятельно одевается и раздевается     
  1.  
Мой ребенок аккуратно складывает и убирает свою одежду     
  1.  
Мой ребенок ухаживает за комнатными растениями, поливает их     
  1.  
Мой ребенок помогает накрывать стол к ужину     
  1.  
Мой ребенок помогает убирать со стола после еды     
  1.  
Мой ребенок помогает убирать квартиру: вытирает пыль, подметает, моет полы     
  1.  
Мой ребенок выносит мусор     
  1.  
Мой ребенок с удовольствием выполняет домашние обязанности     
 
Анкета для детей 
  Вопрос  Да  Нет 
  1.  
Помогаешь ли ты дома?     
  1.  
С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?     
  1.  
Есть ли у тебя постоянные обязанности?     
  1.  
Хвалят ли тебя за выполненную работу?     
  1.  
Если ты сделал что-то не так, наказывают ли тебя?     
  1.  
Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые тебе не разрешают?     
  1.  
Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа?     
  1.  
Выполняешь ли ты обязанности дежурного в классе?      
  1.  
Убираешь ли ты за собой в школьной столовой?     
 
 
 
 
 
 
Формы работы по формированию навыков самообслуживания и обслуживающего труда разнообразны, проводятся в игровой форме:
  • Цикл занятий “Личная гигиена”, “Как ухаживать за одеждой”
  • Дежурство в классе, столовой, школе.
  • Проекты “ В гостях у Мойдодыра”, “Встреча гостей”.
  • Фотовыставка “Как я помогаю маме”.
  • Акции: “Чистые полы”, “Чистый двор”.
  • Родительские собрания: “Обязанности ребёнка в семье”, “Важность домашнего труда”.
  • Серия мастер-классов “Домашние лайфхаки”
Самое главное – это достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»