Социализация обучающихся с умственной отсталостью
через самообслуживание и обслуживающий труд
через самообслуживание и обслуживающий труд
Андрияшина Е.В.; Велиева Г.И.,
учителя ГБОУ № 231
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
учителя ГБОУ № 231
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех,
осознание своей умелости и значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим…
В.А. Сухомлинский
Целью специального образования лиц с интеллектуальнойосознание своей умелости и значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим…
В.А. Сухомлинский
недостаточностью во всех странах мира принято считать их социальную интеграцию. Успех интеграции во многом зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт.
Формирование навыков самообслуживания, включение обучающихся в обслуживающий труд приучает соблюдать правила гигиены, выполнять общепринятые нормы поведения, вырабатывает необходимые умения для повседневной жизни - уборка помещения, уход за одеждой, приготовление элементарной пищи, мытье посуды.
В последние годы у детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по программе «Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не сформированы или частично сформированы навыки самообслуживания.
Дети не знают элементарных правил гигиены. Несформированность навыков самообслуживания затрудняет адаптацию детей в школе, влияет на успешность усвоения знаний. то подготовка к трудовому воспитанию учащихся начальных классов в школе и дома, развитие у них наиболее распространенных трудовых умений и навыков, необходимых в жизни.
Самообслуживание направлено также на профилактику, улучшение и сохранение своего здоровья, для чего каждый школьник должен владеть минимумом знаний в области гигиены, смолоду уметь поддерживать свой организм в порядке.
Вся работа по формированию навыков самообслуживания и обслуживающего труда начинается с 1 класса в тесном контакте с родителями. На родительских собраниях говорим о важности формирования навыков обслуживания и обслуживающего труда, проводится анкетирование.
Вариант 1
- Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье? Какие?
- Кто моет посуду, готовит обед, ходит в магазин, убирает квартиру?
- Любит ли ваш ребенок выполнять домашние дела? Почему?
- Есть ли у ребенка постоянные трудовые дела? Как он к ним относится?
- Что вы делаете, если ребенок отказывается выполнять работу по дому?
- Знает ли ваш ребенок, где вы работаете? Бывал ли он у вас на работе?
№ | Вопрос | Да | Нет |
|
Мой ребенок сам убирает постель | ||
|
Мой ребенок самостоятельно одевается и раздевается | ||
|
Мой ребенок аккуратно складывает и убирает свою одежду | ||
|
Мой ребенок ухаживает за комнатными растениями, поливает их | ||
|
Мой ребенок помогает накрывать стол к ужину | ||
|
Мой ребенок помогает убирать со стола после еды | ||
|
Мой ребенок помогает убирать квартиру: вытирает пыль, подметает, моет полы | ||
|
Мой ребенок выносит мусор | ||
|
Мой ребенок с удовольствием выполняет домашние обязанности |
Анкета для детей
№ | Вопрос | Да | Нет |
|
Помогаешь ли ты дома? | ||
|
С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу? | ||
|
Есть ли у тебя постоянные обязанности? | ||
|
Хвалят ли тебя за выполненную работу? | ||
|
Если ты сделал что-то не так, наказывают ли тебя? | ||
|
Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые тебе не разрешают? | ||
|
Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа? | ||
|
Выполняешь ли ты обязанности дежурного в классе? | ||
|
Убираешь ли ты за собой в школьной столовой? |
Формы работы по формированию навыков самообслуживания и обслуживающего труда разнообразны, проводятся в игровой форме:
- Цикл занятий “Личная гигиена”, “Как ухаживать за одеждой”
- Дежурство в классе, столовой, школе.
- Проекты “ В гостях у Мойдодыра”, “Встреча гостей”.
- Фотовыставка “Как я помогаю маме”.
- Акции: “Чистые полы”, “Чистый двор”.
- Родительские собрания: “Обязанности ребёнка в семье”, “Важность домашнего труда”.
- Серия мастер-классов “Домашние лайфхаки”