Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Словарная работа на уроках русского языка с учащимися с ОВЗ

Куранова Наталья Александровна
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё больше. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речь – деятельность, которая осуществляется человеком посредством языка в целях общения.  Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется через речь. Чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в формировании  речи обеспечивают и  определяют успех в учебной работе по всем предметам,  способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением, над орфографически-грамотным письмом – вот основное содержание уроков русского языка. Словарная работа на уроках русского языка является одной из главной,  которая способствует развитию лексической речи учащихся . Словарная работа зависит от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Работа по изучению словарных слов строится на индивидуальных и типовых особенностях умственно отсталых детей.  В школе с ОВЗ является  обязательным изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Формирование  фонематического слуха, звукового проводят фронтально. При выполнении фонетических упражнений учащиеся должны научиться научились слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Практические упражнения  формируют  знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. При выполнении практических упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится. В работе учитель должен использовать разнообразные методов, приемов, которые являются  эффективными для  запоминания и  грамотного написания словарных слов:
-метод сопоставления математических заучиваемых слов, форм слов, однокоренных слов, противопоставлений;
-метод языкового анализа, который включает приемы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания;
-прием составления предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы;
- занимательные формы работы - включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды (ученики разгадывают их или сами составляют);  отгадывание загадок, проведение конкурсов;
- приемы зрительного запоминания - зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, карточек, выделение орфограмм цветным мелом на доске, карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов.
- составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций.
- прием сопоставления зрительного и слухового образов (состава) слов: различные виды слуховых диктантов.
Предметом  внимания на уроках письма является так же развитие орфографической зоркости. Учащиеся выполняют упражнения по подчеркиванию "опасных" мест в слове зеленой пастой; используется такой вид упражнений, как письмо с "дырками", то есть пропускается та буква, в которой можно допустить ошибку. Путём взаимопроверки, развивается умение найти чужую ошибку.
Ребенок, приходит в школу умея говорить. Но его словарный запас, недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, которые он получает в школе с первых дней обучения. Перед учителем стоит задача - расширить и активизировать словарь детей, научить составлять словосочетания и предложения. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к механическому заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Нужно постоянно  применять разнообразные приёмы изучения и закрепления словарных слов. А также систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами. Различные методы и  приемы позволяют заинтересовать учащихся работой над словом. У них накапливается словарный запас, формируется навык написания и правильного употребления трудных слов. Эта работа положительно влияет и на общее развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо систематически работать со словарными словами на каждом уроке. Проводить контроль над усвоением словарных слов (проведение словарных диктантов, включение словарных слов в разные виды словарной работы). Включать словарные слова в разные виды классных и домашних упражнений. Правильно организованная словарная работа на уроках русского языка способствует воспитанию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья интереса и любви к родному языку, к сознательному усвоению правил правописания.
 
                       Список использованной литературы:
  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. - М., 1986.
  2. Васильева Н. А. Особенности организации уроков устной (разговорной) речи // Воспитание и обучение ДНР. – 2008.-№1. – с. 36
  3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1–4 классах вспомогательной школы. - М., 1988.
  4. Пилипенко Э.Ю. Формирование навыков написания словарных слов. - “Начальная школа”, № 6, 2010.
  5. Программы специальных общеобразовательных (коррекционных) школ. - М., 2000.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»