Коррекционно-развивающая программа
Физическое развитие
Кашко Анна Вячеславовна,
воспитатель высшей категории Санкт-Петербургского ГБСУ
учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для
детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями
умственного развития № 1» Комитета по социальной политике,
структурное подразделение психолого-педагогической помощи
детям с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
воспитатель высшей категории Санкт-Петербургского ГБСУ
учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для
детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями
умственного развития № 1» Комитета по социальной политике,
структурное подразделение психолого-педагогической помощи
детям с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Пояснительная записка
Коррекционно развивающая программа «Физическое развитие» разработана на 2021 год на получателей социальных услуг группы №2 структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Нормативно-правовым основанием для разработки и применения программы являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
- Конвенция ООН о правах инвалидов(2006);
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ;
- Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2017);
- Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями от 10.02.2020 г.);
- СанПиН 2.4.3259-15. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- СанПиН 2.4.3648-20.Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» разработаны для охраны здоровья детей и молодежи, предотвращения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
- Локальные акты и Устав СПб ГБСУСО ДДИ № 1
Коррекционно развивающая программа «Физическое развитие» составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения особенностей детей со сложной структурой дефекта и опыта воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях детского дома-интерната.
Программа разработана с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Характеристика контингента группы
Характерной особенностью детей данной группы является значительное снижение силы и подвижности нервных процессов, лежащих в основе проявления двигательных способностей. У них с трудом вырабатываются новые условные связи, что определяет низкий темп развития двигательных способностей. В результате поражения центральной нервной системы наблюдаются частичные парезы и параличи. Дети апатичны и неловки. Для них характерны нарушения статических и динамических функций, координации, темпа и точности движений. Часто встречается отставание от возрастной нормы в росте, весе, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Отставание в физическом развитии проявляется в нарушении устойчивости вертикальной позы, способности сохранять равновесие, в нарушении походки, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Многие дети рассматриваемой категории из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее типичные их формы. Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника. Для детей характерны мешковатая осанка, неловкие движения, напряженная и неустойчивая походка. Встречаются дети с явными парезами или параличами отдельных мышечных групп. Характерно неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом дыхания и согласовывать его с движением. Одним из наиболее выраженных проявлений поражения центральной нервной системы является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев.Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). С трудом происходит овладение выразительными движениями, действиями с воображаемыми объектами.
Коррекционно-развивающая программа «Физическое развитие» направлена на совершенствование функций организма ребенка, развитие и коррекцию основных движений, разнообразных двигательных навыков, развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Занятия по физическому воспитанию призваны способствовать приобретению знаний и умений, которые будут иметь большое значение для развития ребенка. Дети учатся распознавать возможности своего тела и использовать их в жизни, что будет способствовать повышению их самостоятельности, уверенности в себе. Овладев некоторыми спортивными умениями, дети будут более уверены в себе и более самостоятельны. Усвоение спортивных умений также способствует снижению травматизма.
Целью коррекционно развивающей программы «Физическое развитие» является коррекция недостатков сенсомоторного и физического развития, зрительно-двигательной координации, ручной умелости, наглядно-действенного мышления, что поможет ребенку в формировании жизненно необходимых навыков, а значит его социализации.
Задачи
Обучающие задачи:
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей;
- развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;
- обогащать двигательный опыт;
- формировать положительное отношение к двигательным играм;
- развивать кинестетическое восприятие;
- развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, ползание);
- формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;
- развивать понимание просьб-команд, отражающих основные движения и действия, направления движения (туда, в эту сторону, вперед, назад и т. п.);
- формировать ритмичность движений (равномерную повторность и чередование);
- учить воспроизводить по подражанию различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их взором;
- развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;
- формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).
- стимулировать двигательную активность воспитанников;
- развивать ориентировку в пространстве;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать координацию движений;
- корригировать двигательные нарушения;
- развивать выразительность движений в процессе игр и игровых упражнений;
- развивать способность принимать помощь взрослого;
- развивать представления об окружающих предметах и материалах, их свойствах;
- развивать способность концентрировать внимание.
- воспитывать активность, обеспечивать успешность воспитанников в деятельности;
- воспитывать желание действовать совместно с воспитателем;
- подкреплять позитивный опыт детей в сенсомоторном и физическом развитии
- воспитывать интерес, эмоции удивления, радости;
- воспитывать умение адекватно вести себя в процессе деятельности;
- воспитывать умение радоваться результату деятельности.
Дети должны уметь.
─ выполнять действия совместно с педагогом;
─ ползать по полу;
─ сидеть, опираясь на вытянутую руку либо положив руки на колени (чтобы не упасть), самостоятельно;
─ ходить с поддержкой за одну руку, самостоятельно;
─ бросать мяч двумя руками различными способами;
─ захватывать предмет одной рукой, противопоставляя большой палец остальным;
─ удерживать предмет в руке; отпускать взятый предмет;
─ брать предмет двумя руками;
─ перекладывать предмет из одной руки в другую.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование специальных принципов:
- Принцип гуманизации – уважение и принятие ребёнка с ментальными нарушениями развития как личности.
- Принцип единства образовательных, коррекционно-развивающих ивоспитательных задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции отражает процесса, реализация коррекционно-развивающей деятельности требует регулярного контроля динамики изменений состояния, поведения ребёнка и его реакций. Такой контроль позволяет вносить необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить содержание работы на занятии, используемые методы и средства.
- Принцип индивидуализации предполагает подбор содержания, темпа, приёмов и способов взаимодействия с ребёнком, пространственную и временную организацию занятия с учётом его возможностей («зоны актуального и ближайшего развития»), а также состояния в данный момент.
- Принцип доступности предполагает соответствие содержания материала уровню интеллектуальных, физических возможностей ребёнка.
- Принцип концентричности – материал предлагается по принципу постепенного усложнения и увеличения объёма информации.
В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий: групповая. Занятия проводятся в виде: игры, практического или комбинированного занятия. Программу реализуют воспитатели группы.
Помещение: учебная группа, оформленная в соответствии с основными требованиями к средствам общения и оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и детей, доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий. Магнитофон, информационный стенд группы. Дети должны заниматься в специальной спортивной форме соответственно погоде, комната для занятий должна быть убрана и проветрена. Исходя из этого, при организации занятий воспитатель обеспечивает выполнение требований к материалам, предметам и объектам деятельности:
- они должны быть безопасными;
- должны подвергаться санитарной обработке (мытье);
-пособия и игрушки должны быть эстетичными, яркими, достаточно крупными, доступными для восприятия детьми;
Тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Формы контроля |
1. | Дыхательная гимнастика |
7 | карта итогового контроля, портфолио, фото |
2. | Развитие двигательных умений |
33 | |
3. | Коллективные подвижные игры |
13 | |
4. | Упражнения на релаксацию |
7 | |
Развитие мелкой моторики | |||
5. | Пассивная тренировка пальцев рук |
7 | |
6. | Активно-пассивная тренировка пальцев рук | 33 | |
7. | Всего |
100 |
Календарный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего недель | Количество часов | Режим занятий |
09января 2021 года | 30декабря 2021 года | 52 | 100 | 2 раза в неделю по 1 часу. |
Содержание программы
Развитие общей моторики
Дыхательная гимнастика
Учим детей правильному дыханию (делать вдох носом и выдох ртом). Объединяем с работой плеч, которые взаимодействуют с фазами вдоха и выдоха, углубляя их.
Развитие двигательных умений
Учим ребенка из положения лежа дотягиваться до предмета, находящегося перед ним на расстоянии 15—20 см; до предмета, находящегося перед ним; хватать его.
Обучаем ребенка, лежащего на животе, поворачивать голову в разные стороны, приподнимать голову и удерживать ее
Учим перекатываться с живота на бок; с живота на спину; со спины на бок; со спины на живот.
Учим ребенка подтягиваться до положения сидя, держась за пальцы педагога; сидеть без поддержки в течение одной минуты, затем — более длительное время.
Обучаем ребенка, лежащего на животе, поднимать ноги вверх позади себя и сводить их вместе; поворачиваться на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку. Учим ребенка в положении сидя (сидит с поддержкой или самостоятельно) вытягивать руки вперед и тянуться за игрушками.
Учим ребенка ползать вперед, подтягивая себя руками; ползать на животе до какого-либо предмета.
Учим ползать на четвереньках.
Обучаем ребенка хождению с поддержкой взрослого, самостоятельно;
Учим ходить: по одному, парами, держась за руки,
Учим ходить по игровым дорожкам с различной текстурой.
Обучаем самостоятельно без поддержки подниматься с пола;
Учим качаться на лошадке-качалке
Учим ходить, толкая перед собой игрушку.
Обучаем ребенка некоторым элементам фитбол-гимнастики.
Учим подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом, держась за руку взрослого.
Учим наклоняться, чтобы взять с пола игрушку.
Учим выполнять упражнения с мячом
Коллективные подвижные игры. Учим детей играть вместе с товарищами, радоваться своему успеху и успеху друзей.
Упражнения на релаксацию. Учим закрывать и открывать глаза по сигналу педагога; расслаблять мышцы тела в положении сидя и лежа.
Развитие мелкой моторики
Пассивная тренировка пальцев рук (выполняется педагогом): сгибание и разгибание пальцев рук; поглаживание; потягивание за кисть, за пальчик, за 2—3 пальчика; легкие подергивания, поворачивания; сплетение пальчиков; потряхивание кисти за пальчики (2—3); надавливание пальцами на различные участки кисти.
Активно-пассивная тренировка пальцев рук (выполняется совместно педагогом и ребенком).
Обучаем ребенка брать находящийся перед ним предмет, удерживать предмет в руке, отпускать (высвобождать) взятый предмет.
Учим бросать один предмет для того, чтобы взять другой; брать второй предмет, не бросая первый. Учим перекладывать предметы из одной руки в другую.
Учим выполнять манипулятивные действия с предметами
Формируем ладонный захват.
Формируем захват «щепотью».
Учим ребенка брать в руку мелкий предмет.
Учим доставать предмет из емкости (баночки).
Обучаем ребенка стучать предметом о предмет.
Формируем «пинцетный» захват.
Учим опускать мелкие предметы в коробочку с отверстием. Формируем указательный жест.
Учим поворачивать предметы, используя движения всей руки, кисти.
Обучаем ребенка выполнять некоторые движения руками и пальцами рук совместно с педагогом и по подражанию.
Учим захватывать предметы одной рукой; выполнять с ними определенные действия.
Обучаем перебирать крупные предметы.
Учим обводить пальцем контуры предметов.
Оценочные и методические материалы.
Способы определения результативности
Методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение за ребенком и его деятельностью, появлением новообразований в деятельности и личностном развитии, успехов и достижений;
- педагогический анализ активности воспитанников на занятиях, в самостоятельной деятельности;
- мониторинг динамики усвоения воспитанниками программного материала.
Виды диагностической работы:
- начальный контроль (проводится в начале учебного года с целью определения уровня возможностей детей, имеющихся умений и навыков); на этом этапе применяется метод педагогического наблюдения, педагогического анализа;
- текущий контроль (проводится в течение всего учебного года с целью определения степени усвоения воспитанниками программного материала, определение готовности детей к восприятию нового материала, повышение активности и воспитание интереса к занятиям, подбор оптимальных методов и средств обучения) с применением методов педагогического наблюдения и педагогического анализа;
- промежуточный контроль (проводится в середине учебного года с целью определения степени усвоения воспитанниками программного материала, определения результатов обучения за полугодие), на этом этапе применяется метод педагогического наблюдения, педагогического анализа, заполняется дневник педагогического наблюдения, а также проводится открытое занятие;
- итоговый контроль (проводится в конце учебного года с целью определения динамики усвоения воспитанниками программного материала, определения результатов обучения, получения сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения). В ходе мониторинга в присутствии членов консилиума воспитатель представляет психолого-педагогическую характеристику каждого ребенка, демонстрирует умения и навыки (по критериям), индивидуальные карты итогового контроля, портфолио, где находятся фотоматериалы с фрагментами игр, занятий и комментариями. Результаты освоения программы представлены в карте итогового контроля и оцениваются по пятибалльной шкале:
1 балл - выполняется только в совместной деятельности;
2 балла - выполняется с помощью и поддержкой взрослого;
3 балла - выполняется под контролем взрослого;
4 балла - выполняется под частичным контролем взрослого;
5 баллов - выполняется самостоятельно.
Методическое обеспечение занятий.
Оборудование и материалы:
- дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.);
- мягкие модули;
- пирамидки (большая высотой 1 м, средние — 20—30 см, маленькие);
- ребристая доска;
- скамейки гимнастические низкие высотой 22 см, длиной 1,5—2 м;
- ковер или ковровая дорожка;
- игольчатая дорожка;
- баскетбольная корзина (или нечто подобное);
- сухой бассейн с шариками;
- раздвигающаяся дорожка из кубов;
- различные по высоте воротики;
- разноцветные флажки (желтые и красные);
- цветные ленточки (желтые и красные);
- мячи: большие диаметром 20—25 см, средние и маленькие, надувные диаметром 30—40 см, фитболы;
- погремушки;
- бревно надувное или мягкий модуль;
- обручи (желтые и красные);
- шнур длиной 5 м;
- палки гимнастические длиной 70—80 см;
- кубы и кирпичи деревянные;
- зонтики (большие и маленькие);
- неваляшки;
- колокольчики;
- бубен;
- пластмассовые кубики;
- пластмассовые кегли и шары;
- деревянные, картонные или пластмассовые домики, деревья, елки и др.;
- муляжи овощей, фруктов, грибов;
- корзины;
- мисочки, кувшины для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек;
- кольца для надевания на руки, на подставки;
- шарики и кубики с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки;
- коробки-вкладыши разных размеров;
- бочки-вкладыши;
- шароброс с шарами двух размеров;
- матрешки двух-, трехместные;
- столики с втулками;
- коляски с рукоятками;
- тележки, машины;
- лоточки для скатывания шариков;
- лотки для прокатывания автомобилей;
- набор «Достань колечко»;
- тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него;
- внутренние и внешние трафареты;
- вкладыши по типу досок Сегена;
- игрушки с крепящимися деталями;
- пластмассовые и деревянные прищепки различной величины и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа туловища для бабочки, корзинка и др.);
- большое настенное зеркало;
- магнитофон с аудиокассетами различных мелодий (марш, полька и т. п.).
Примерный перечень дидактических игр и упражнений на занятиях
Игры с ходьбой: «Золотые ворота», «Каравай», «Ветерок», «Подарки», «У ребят», «Стоп», «Колпачок и палочка».
Игры с бегом: «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Догоните меня», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «Пузырь», «Цветные автомобили», «Птички и кошка», «У медведя во бору», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках».
Игры с подпрыгиванием и прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», « Птички в гнездышках», «Зайцы и волк», «Лисы в курятнике», «Зайка серый умывается».
Игры с подлезанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Обезьянки», «Доползи до погремушки», «В воротца», «Не наступи на линию», «Будь осторожен», «Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».
Игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек?», «Попади в круг», «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в ворота», «Целься вернее», «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс».
Игры на ориентировку в пространстве: «Угадай, кто кричит», «Что спрятано?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?».
Игры с разнообразными движениями и пением: «Поезд», «Заинька», «Флажок» и др.
Игры на развитие воображаемых движений: этюды и пантомимы — «Под дождиком», «Капельки», «Разные ветры», «Дождь идет», «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнце в разные времена года», «Ветер, ветер...», «Солнечные зайчики» и т. д.
Литературный материал для развития движений с речью.
Песенки, потешки, заклички: «Аист длинноносый...» (рус), «Лесные утки» (мордовск.), «Песня моряка» (норвежек.), «Ходит сон» (рус), «Котичек» (рус), «Доль-доль, Таусень» (рус), «Колядка», «Едет Масленица» (рус), «Жаворонки» (рус), «Весна идет» (рус), «Землюшка-чернозем» (в сокращении, рус), «Как по травкам, по муравкам» (рус), «Во поле березонька стояла» (рус), «На калине белый цвет» (рус). 3. Александрова «Постройка»; B. Берестов «Снегопад», «О чем поют воробышки»; Е. Благинина «Катя леечку взяла...»; Ш. Галиев «Дятел»; Г. Демченко «Пастушок»; C. Дрожжин «Опять зима на саночках...»; Н. Забила «Ребята! На лыжи!..»; Б. Заходер «Сапожник», «Ежик»; М. Клокова «Воробей с березы», «Мой конь», «Кукушка», «Белые гуси»; Г. Ладонщиков «Помощники весны», «Медведь проснулся»; С. Маршак «Ванька-встанька», «Мяч», «Кто колечко найдет», «Тихая сказка», «Кошкин дом», «Елка»; С. Михалков «Песенка друзей»; Н. Полякова «Доброе лето»; Г. Сапгир «Часы»; И. Суриков «Первый снег пушистый»; Н. Теплоухова «Барабанщик»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег», «Глубоко ли, мелко», «Весна» и др.
Литература
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Обучение игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (начальный этап) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 3.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПБ.:КАРО, 2007.
- Баряева Л.Б., Загребаева Е.В. «Ежик» зовет поиграть! // Игра и дети. – 2007.- № 3.
- Гаврилушкина О.П. Коррекционно-развивающее обучение. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (в соавт.). Изд. 2-е, дополненное СПб., изд-во "КАРО", 2009, 265с
- Гаврилушкина О.П. Коррекционно-развивающее обучение. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. СПб, 2010,430с. (в соавт.)
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой . –М.: ВЛАДОС, 2010.
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксто-Пресс. 2001.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М.,1990.
- Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.,1990.
- Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога/ Е.А.Стребелева. –М., 2008.
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПБ.: СОЮЗ, 2004.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011.
- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011.
- Алексеева А.В., Баряева Л.Б., Загребаева Е. В. и др. Дом, в котором мы живем// Дети с проблемами в развитии.-2004.- №
- Баряев А. А. Бросайка// Игра и дети. – 2007.- №
- Баряева Л.Б. Чудо – пирамида // Игра и дети. – 2006. - №5.
- Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е. В., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб.: СОЮЗ, 2005.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Дыхательная гимнастика |
|||
1. 2. |
Выполнение упражнений на формирование вдоха (через нос) Упражнение «Понюхай цветок» Упражнение «Коробочки с секретом» |
1 1 |
09.01. 12.01. |
3. 4. 5. 6. 7. |
Выполнение упражнений на формирование выдоха (через рот) Упражнение «Снег идёт» Упражнение «Мыльные пузыри» Упражнение «Согрей руки» Упражнение «Вертушка» Упражнение «Плыви кораблик» |
1 1 1 1 1 |
16.01. 19.01. 23.01. 26.01. 30.01. |
Развитие двигательных умений |
|||
1. 2. 3. 4. |
Выполнение упражнений в положении лёжа Формирование умения дотягиваться до игрушки Упр. «Дотянись до игрушки» Упр. «Возьми игрушку» Формирование умения поворачивать голову из стороны в сторону Упр. «Маятник» Упр. «Посмотри, где мячик» |
1 1 1 1 |
02.02. 06.02 09.02. 13.02. |
5. 6. 7. |
Выполнение упражнений в положении сидя Формирование у детей правильной осанки Упр. «Ровная спинка» Формирование умения выполнять повороты туловища Упр. «Кто здесь, кто с нами» Упр. «Шишка для Мишки» |
1 1 1 |
16.02. 20.02. 27.02. |
8. |
Формирование умения ползать на животе Упражнение «Проползи-не задень» |
1 |
02.03. |
9. 10. |
Формировать умение выполнять перевороты в положении лёжа Упражнение «Со спины на бочок» Упражнение «Со спины на живот» |
1 1 |
06.03. 09.03. |
11. 12. 13. |
Обучение ползанию на четвереньках Упражнение «Лягушата» Упражнение «Паучок» Упражнение «Проползи через обруч» |
1 1 1 |
13.03. 16.03. 20.03. |
14. 15. |
Обучение ходьбе по одному; парами, держась за руки Упражнение «Подойди ко мне» Упражнение «Вместе весело шагать» |
1 1 |
23.03. 27.03. |
16. 17. |
Формирование умения ходить по дорожкам с различной текстурой Упражнение «Волшебные дорожки» Упражнение «По кочкам-по кочкам» |
1 1 |
30.03. 03.04. |
18. 19. |
Формирование умения самостоятельно подниматься с пола Упражнение «Ловкие и быстрые» Упражнение «Встали-сели» |
1 1 |
06.04. 10.04. |
20. |
Формирование умения качаться на лошадке Упражнение «Я люблю свою лошадку» |
1 |
13.04. |
21. 22. |
Формирование умения ходить, толкая перед собой игрушку. Упражнение «Катаем куклу» Упражнение «Гуляем с собачкой» |
1 1 |
17.04. 20.04. |
23. 24. |
Обучение элементам фитбол-гимнастики Упражнение «Ах качи-качи-качи…» Упражнение «Прыгаем на мяче» |
1 1 |
24.04. 27.04. |
25. 26. |
Формирование умения спускаться и подниматься по лестнице Упражнение «Лесенка» Упражнение «Раз ступенька-два ступенька» |
1 1 |
04.05. 08.05. |
27. 28. 29. |
Формирование умения наклоняться, поднимать игрушку Упражнение «Подними игрушку» Упражнение «Собери игрушки в корзину» Упражнение «Помощники» |
1 1 1 |
11.05. 15.05. 18.05. |
30. 31. 32. 33. |
Формирование умения передавать мяч друг другу Упр. «Ты мне -я тебе» Формирование умения передавать мяч по кругу Упр. «Передай по кругу» Формирование умения бросать мяч Упр. «Бросайка» Формирование умения пинать мяч ногой Упр. «Футбол» |
1 1 1 1 |
22.05. 25.05. 29.05. 01.06. |
Коллективные подвижные игры |
|||
1. 2. 3. 4. |
Формирование умения играть вместе с товарищами, выполнять игровые действия по подражанию Подвижная игра «Каравай» Подвижная игра «Мы на луг ходили» Подвижная игра «Мы цветочки в руки взяли» Подвижная игра «Догоню я вас» |
1 1 1 1 |
05.06. 08.06. 12.06. 15.06. |
Упражнения на релаксацию |