Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Коррекционно-развивающая программа

Физическое развитие

Кашко Анна Вячеславовна,
воспитатель высшей  категории Санкт-Петербургского ГБСУ
учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для
детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями
умственного развития № 1» Комитета по социальной политике,
структурное подразделение психолого-педагогической помощи
детям с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Пояснительная записка 
Коррекционно развивающая программа «Физическое развитие» разработана на 2021 год на получателей социальных услуг группы №2 структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Нормативно-правовым основанием для разработки и применения программы являются:
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
  • Конвенция ООН о правах инвалидов(2006);
  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ;
  • Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2017);
  • Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями от 10.02.2020 г.);
  • СанПиН 2.4.3259-15. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • СанПиН 2.4.3648-20.Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» разработаны для охраны здоровья детей и молодежи, предотвращения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
  • Локальные акты и Устав СПб ГБСУСО ДДИ № 1
Коррекционно развивающая программа является составной частью системы воспитательной работы в учреждении и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.
Коррекционно развивающая программа «Физическое развитие» составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения особенностей детей со сложной структурой дефекта и опыта воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях детского дома-интерната.
            Программа разработана с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Характеристика контингента группы
Характерной особенностью детей данной  группы является значительное снижение силы и подвижности нервных процессов, лежащих в основе проявления двигательных способностей. У них с трудом вырабатываются новые условные связи, что определяет низкий темп развития двигательных способностей. В результате поражения центральной нервной системы наблюдаются частичные парезы и параличи. Дети апатичны и неловки. Для них характерны нарушения статических и динамических функций, координации, темпа и точности движений.    Часто встречается отставание от возрастной нормы в росте, весе, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Отставание в физическом развитии проявляется в нарушении устойчивости вертикальной позы, способности сохранять равновесие, в нарушении походки, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы.   Многие дети рассматриваемой категории из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее типичные их формы. Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника. Для детей характерны мешковатая осанка, неловкие движения, напряженная и неустойчивая походка. Встречаются дети с явными парезами или параличами отдельных мышечных групп. Характерно неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом дыхания и согласовывать его с движением. Одним из наиболее выраженных проявлений поражения центральной нервной системы является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев.Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). С трудом происходит овладение выразительными движениями, действиями с воображаемыми объектами.
        Коррекционно-развивающая программа «Физическое развитие» направлена на совершенствование функций организма ребенка, развитие и коррекцию основных движений, разнообразных двигательных навыков, развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Занятия по физическому воспитанию призваны способствовать приобретению знаний и умений, которые будут иметь большое значение для развития ребенка. Дети учатся распознавать возможности своего тела и использовать их в жизни, что будет способствовать повышению их самостоятельности, уверенности в себе. Овладев некоторыми спортивными умениями, дети будут более уверены в себе и более самостоятельны. Усвоение спортивных умений также способствует снижению травматизма.
            Целью коррекционно развивающей программы  «Физическое развитие» является коррекция недостатков сенсомоторного и физического развития, зрительно-двигательной координации, ручной умелости, наглядно-действенного мышления, что поможет ребенку в формировании жизненно необходимых навыков, а значит его социализации.
         Задачи
Обучающие задачи:
  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей;
  • развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;
  • обогащать двигательный опыт;
  • формировать положительное отношение к двигательным играм;
  • развивать кинестетическое восприятие;
  • развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, ползание);
  • формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;
  • развивать понимание просьб-команд, отражающих основные движения и действия, направления движения (туда, в эту сторону, вперед, назад и т. п.);
  • формировать ритмичность движений (равномерную повторность и чередование);
  • учить воспроизводить по подражанию различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их взором;
  • развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;
  • формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).
Коррекционно-развивающие задачи:
  • стимулировать двигательную активность воспитанников;
  • развивать ориентировку в пространстве;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать координацию движений;
  • корригировать двигательные нарушения;
  • развивать выразительность движений в процессе игр и игровых упражнений;
  • развивать способность принимать помощь взрослого;
  • развивать представления об окружающих предметах и материалах, их свойствах;
  • развивать способность концентрировать внимание.
Воспитательные задачи:
  • воспитывать активность, обеспечивать успешность воспитанников в деятельности;
  • воспитывать желание действовать совместно с воспитателем;
  • подкреплять позитивный  опыт детей в сенсомоторном и физическом   развитии
  • воспитывать интерес, эмоции удивления, радости;
  • воспитывать умение адекватно вести себя в процессе деятельности;
  • воспитывать умение радоваться результату деятельности.
Планируемые результаты:
Дети должны уметь.
─ выполнять действия совместно с педагогом;
─ ползать по полу;
─ сидеть, опираясь на вытянутую руку либо положив руки на колени (чтобы не упасть),   самостоятельно;
─ ходить с поддержкой за одну руку, самостоятельно;
─ бросать мяч двумя руками различными способами;
─ захватывать предмет одной рукой, противопоставляя большой палец остальным;
─ удерживать предмет в руке; отпускать взятый предмет;
─ брать предмет двумя руками;
─ перекладывать предмет из одной руки в другую.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование специальных принципов:
  • Принцип гуманизации – уважение и принятие ребёнка с ментальными нарушениями развития как личности.
  • Принцип единства образовательных, коррекционно-развивающих ивоспитательных задач.
  • Принцип единства диагностики и коррекции отражает   процесса, реализация коррекционно-развивающей деятельности требует регулярного контроля динамики изменений состояния, поведения ребёнка и его реакций. Такой контроль позволяет вносить необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить содержание работы на занятии, используемые методы и средства.
  • Принцип индивидуализации предполагает подбор содержания, темпа, приёмов и способов взаимодействия с ребёнком, пространственную и временную организацию занятия с учётом его возможностей («зоны актуального и ближайшего развития»), а также состояния в данный момент.
  • Принцип доступности предполагает соответствие содержания материала уровню интеллектуальных, физических возможностей ребёнка.
  • Принцип концентричности – материал предлагается по принципу постепенного усложнения и увеличения объёма информации.
         Условия реализации программы: набор и формирование групп осуществляется с учетом рекомендаций психолого-педагогической медико-социальной комиссии ДДИ №1. Предполагаемый объем учебного времени – 2часа в неделю(исходя из 52 недель в году). Занятия проводятся в помещении группы, оснащенном в соответствии с требованием СанПиН, во второй половине дня - 2раза в неделю. Продолжительность занятия по времени 30мин.
В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий: групповая. Занятия проводятся в виде: игры, практического или комбинированного занятия. Программу реализуют воспитатели группы.
           Помещение: учебная группа, оформленная в соответствии с основными требованиями к средствам общения и оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и детей, доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий. Магнитофон, информационный стенд группы.    Дети должны заниматься в специальной спортивной форме соответственно погоде, комната для занятий должна быть убрана и проветрена. Исходя из этого, при организации занятий воспитатель обеспечивает выполнение требований к материалам, предметам и объектам деятельности:
- они должны быть безопасными;
- должны подвергаться санитарной обработке (мытье);
-пособия и  игрушки должны быть эстетичными, яркими, достаточно крупными,    доступными для восприятия детьми;
 
Тематический план

 
Название раздела Количество часов Формы контроля
1. Дыхательная гимнастика
 
 7  
 
 
 
 
карта итогового контроля,
 портфолио, фото
 

 
2. Развитие двигательных умений
 
 33
3. Коллективные подвижные игры
 
13
4. Упражнения на релаксацию
 
 7
Развитие мелкой моторики
5. Пассивная тренировка пальцев рук
 
 7
6. Активно-пассивная тренировка пальцев рук  33
7. Всего
 
100
 
 
 
Календарный график
Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего недель Количество часов Режим занятий
09января 2021 года 30декабря 2021 года 52 100 2 раза в неделю по 1 часу.
 
 
Содержание программы
 
Развитие общей моторики
Дыхательная гимнастика
Учим детей правильному дыханию (делать вдох носом и выдох ртом). Объединяем с работой плеч, которые взаимодействуют с фазами вдоха и выдоха, углубляя их.
Развитие двигательных умений
Учим ребенка из положения лежа дотягиваться до предмета, находящегося перед ним на расстоянии 15—20 см; до предмета, находящегося перед ним; хватать его.
Обучаем ребенка, лежащего на животе, поворачивать голову в разные стороны, приподнимать голову и удерживать ее    
Учим перекатываться с живота на бок; с живота на спину; со спины на бок; со спины на живот.
Учим ребенка подтягиваться до положения сидя, держась за пальцы педагога; сидеть без поддержки в течение одной минуты, затем — более длительное время.
Обучаем ребенка, лежащего на животе, поднимать ноги вверх позади себя и сводить их вместе; поворачиваться на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку. Учим ребенка в положении сидя (сидит с поддержкой или самостоятельно) вытягивать руки вперед и тянуться за игрушками.
Учим ребенка ползать вперед, подтягивая себя руками; ползать на животе до какого-либо предмета.
Учим  ползать на четвереньках.
Обучаем ребенка хождению с поддержкой взрослого, самостоятельно;
Учим ходить: по одному, парами, держась за руки,
Учим ходить по игровым дорожкам с различной текстурой.
Обучаем самостоятельно без поддержки подниматься с пола;  
Учим качаться на лошадке-качалке  
Учим ходить, толкая перед собой игрушку.
Обучаем ребенка некоторым элементам фитбол-гимнастики.
Учим подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом, держась за руку взрослого.
Учим наклоняться, чтобы взять с пола игрушку.
Учим выполнять упражнения с мячом  
Коллективные подвижные игры. Учим детей играть вместе с товарищами, радоваться своему успеху и успеху друзей.
Упражнения на релаксацию. Учим закрывать и открывать глаза по сигналу педагога; расслаблять мышцы тела в положении сидя и лежа.
Развитие мелкой моторики
Пассивная тренировка пальцев рук (выполняется педагогом): сгибание и разгибание пальцев рук; поглаживание; потягивание за кисть, за пальчик, за 2—3 пальчика; легкие подергивания, поворачивания; сплетение пальчиков; потряхивание кисти за пальчики (2—3); надавливание пальцами на различные участки кисти.
Активно-пассивная тренировка пальцев рук (выполняется совместно педагогом и ребенком).
Обучаем ребенка брать находящийся перед ним предмет, удерживать предмет в руке, отпускать (высвобождать) взятый предмет.
Учим бросать один предмет для того, чтобы взять другой; брать второй предмет, не бросая первый. Учим перекладывать предметы из одной руки в другую.
Учим выполнять манипулятивные действия с предметами
Формируем ладонный захват.
Формируем захват «щепотью».
Учим ребенка брать в руку мелкий предмет.
Учим доставать предмет из емкости (баночки).
Обучаем ребенка стучать предметом о предмет.
Формируем «пинцетный» захват.
Учим опускать мелкие предметы в коробочку с отверстием. Формируем указательный жест.
Учим поворачивать предметы, используя движения всей руки, кисти.
Обучаем ребенка выполнять некоторые движения руками и пальцами рук совместно с педагогом и по подражанию.
Учим  захватывать предметы одной рукой; выполнять с ними определенные действия.
Обучаем перебирать крупные предметы.
Учим обводить пальцем контуры предметов.
Оценочные и методические материалы.
 
Способы определения результативности
Методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение за ребенком и его деятельностью, появлением новообразований в деятельности и личностном развитии, успехов и достижений;
- педагогический анализ активности воспитанников на занятиях, в самостоятельной деятельности;
- мониторинг динамики усвоения воспитанниками программного материала.  
Виды диагностической работы:
- начальный контроль (проводится в начале учебного года с целью определения уровня возможностей детей, имеющихся умений и навыков); на этом этапе применяется метод педагогического наблюдения, педагогического анализа;
- текущий контроль (проводится в течение всего учебного года с целью определения степени усвоения воспитанниками программного материала, определение готовности детей к восприятию нового материала, повышение активности и воспитание интереса к занятиям, подбор оптимальных методов и средств обучения) с применением методов педагогического наблюдения и педагогического анализа;
-  промежуточный контроль (проводится в середине учебного года с целью определения степени усвоения воспитанниками программного материала, определения результатов обучения за полугодие), на этом этапе применяется метод педагогического наблюдения, педагогического анализа, заполняется дневник педагогического наблюдения, а также проводится открытое занятие;
- итоговый контроль (проводится в конце учебного года с целью определения динамики усвоения воспитанниками программного материала, определения результатов обучения, получения сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения). В ходе мониторинга в присутствии членов консилиума воспитатель представляет психолого-педагогическую характеристику каждого ребенка, демонстрирует умения и навыки (по критериям), индивидуальные карты итогового контроля, портфолио, где находятся фотоматериалы с фрагментами игр, занятий и комментариями. Результаты освоения программы представлены в карте итогового контроля и оцениваются по пятибалльной шкале:
1 балл - выполняется только в совместной деятельности;
2 балла - выполняется с помощью и поддержкой взрослого;
3 балла - выполняется под контролем взрослого;
4 балла - выполняется под частичным контролем взрослого;
5 баллов - выполняется самостоятельно.
 
Методическое обеспечение занятий.
Оборудование и материалы:
  • дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.);
  •  мягкие модули;
  • пирамидки (большая высотой 1 м, средние — 20—30 см, маленькие);
  •  ребристая доска;
  • скамейки гимнастические низкие высотой 22 см, длиной 1,5—2 м;
  •  ковер или ковровая дорожка;
  •  игольчатая дорожка;
  •  баскетбольная корзина (или нечто подобное);
  • сухой бассейн с шариками;
  • раздвигающаяся дорожка из кубов;
  • различные по высоте воротики;
  • разноцветные флажки (желтые и красные);
  • цветные ленточки (желтые и красные);
  • мячи: большие диаметром 20—25 см, средние и маленькие, надувные диаметром 30—40 см, фитболы;
  • погремушки;
  • бревно надувное или мягкий модуль;
  • обручи (желтые и красные);
  • шнур длиной 5 м;
  • палки гимнастические длиной 70—80 см;
  • кубы и кирпичи деревянные;
  • зонтики (большие и маленькие);
  • неваляшки;
  • колокольчики;
  • бубен;
  • пластмассовые кубики;
  • пластмассовые кегли и шары;
  • деревянные, картонные или пластмассовые домики, деревья, елки и др.;
  • муляжи овощей, фруктов, грибов;
  • корзины;
  • мисочки, кувшины для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек;
  • кольца для надевания на руки, на подставки;
  • шарики и кубики с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки;
  • коробки-вкладыши разных размеров;
  • бочки-вкладыши;
  • шароброс с шарами двух размеров;
  • матрешки двух-, трехместные;
  • столики с втулками;
  • коляски с рукоятками;
  • тележки, машины;
  • лоточки для скатывания шариков;
  • лотки для прокатывания автомобилей;
  • набор «Достань колечко»;
  • тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него;
  • внутренние и внешние трафареты;
  • вкладыши по типу досок Сегена;
  • игрушки с крепящимися деталями;
  • пластмассовые и деревянные прищепки различной величины и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа туловища для бабочки, корзинка и др.);
  • большое настенное зеркало;
  • магнитофон с аудиокассетами различных мелодий (марш, полька и т. п.).
 
                         Примерный перечень дидактических игр и упражнений на занятиях
Игры с ходьбой: «Золотые ворота», «Каравай», «Ветерок», «Подарки», «У ребят», «Стоп», «Колпачок и палочка».
Игры с бегом: «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Догоните меня», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «Пузырь», «Цветные автомобили», «Птички и кошка», «У медведя во бору», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках».
Игры с подпрыгиванием и прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», « Птички в гнездышках», «Зайцы и волк», «Лисы в курятнике», «Зайка серый умывается».
Игры с подлезанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Обезьянки», «Доползи до погремушки», «В воротца», «Не наступи на линию», «Будь осторожен», «Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».
Игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек?», «Попади в круг», «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в ворота», «Целься вернее», «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс».
Игры на ориентировку в пространстве: «Угадай, кто кричит», «Что спрятано?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?».
Игры с разнообразными движениями и пением: «Поезд», «Заинька», «Флажок» и др.
Игры на развитие воображаемых движений: этюды и пантомимы — «Под дождиком», «Капельки», «Разные ветры», «Дождь идет», «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнце в разные времена года», «Ветер, ветер...», «Солнечные зайчики» и т. д.
Литературный материал для развития движений с речью.
Песенки, потешки, заклички: «Аист длинноносый...» (рус), «Лесные утки» (мордовск.), «Песня моряка» (норвежек.), «Ходит сон» (рус), «Котичек» (рус), «Доль-доль, Таусень» (рус), «Колядка», «Едет Масленица» (рус), «Жаворонки» (рус), «Весна идет» (рус), «Землюшка-чернозем» (в сокращении, рус), «Как по травкам, по муравкам» (рус), «Во поле березонька стояла» (рус), «На калине белый цвет» (рус). 3. Александрова «Постройка»; B. Берестов «Снегопад», «О чем поют воробышки»; Е. Благинина «Катя леечку взяла...»; Ш. Галиев «Дятел»; Г. Демченко «Пастушок»; C. Дрожжин «Опять зима на саночках...»; Н. Забила «Ребята! На лыжи!..»; Б. Заходер «Сапожник», «Ежик»; М. Клокова «Воробей с березы», «Мой конь», «Кукушка», «Белые гуси»; Г. Ладонщиков «Помощники весны», «Медведь проснулся»; С. Маршак «Ванька-встанька», «Мяч», «Кто колечко найдет», «Тихая сказка», «Кошкин дом», «Елка»; С. Михалков «Песенка друзей»; Н. Полякова «Доброе лето»; Г. Сапгир «Часы»; И. Суриков «Первый снег пушистый»; Н. Теплоухова «Барабанщик»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег», «Глубоко ли, мелко», «Весна» и др. 
 
Литература
  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Обучение игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (начальный этап) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 3.
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
  3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПБ.:КАРО, 2007.
  4. Баряева Л.Б., Загребаева Е.В. «Ежик» зовет поиграть! // Игра и дети. – 2007.- № 3.
  5. Гаврилушкина О.П.  Коррекционно-развивающее обучение. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (в соавт.). Изд. 2-е, дополненное СПб., изд-во "КАРО",  2009, 265с
  6. Гаврилушкина О.П. Коррекционно-развивающее обучение. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. СПб, 2010,430с. (в соавт.)
  7. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой . –М.: ВЛАДОС, 2010.
  8. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
  9. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксто-Пресс. 2001.
  10. Слепович Е.С. Игровая  деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М.,1990.
  11. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.,1990.
  12. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога/ Е.А.Стребелева. –М., 2008.
  13. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. –  СПБ.: СОЮЗ, 2004.
  14. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011.
  15. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011.
Список литературы (дополнительный)
  1. Алексеева А.В., Баряева Л.Б., Загребаева Е. В. и др. Дом, в котором мы живем// Дети с проблемами в развитии.-2004.- №
  2. Баряев А. А. Бросайка// Игра и дети. – 2007.- №
  3. Баряева Л.Б. Чудо – пирамида // Игра и дети. – 2006. - №5.
  4. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е. В., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном  развитии. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
  5. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб.: СОЮЗ, 2005.
 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-тематическое планирование

 
Тема Количество часов Дата
Дыхательная гимнастика
 
 
 
1.
2.
Выполнение упражнений на формирование вдоха (через нос)
Упражнение «Понюхай цветок»
Упражнение «Коробочки с секретом»

 
 
 
1
1

 
 
 
09.01.
          12.01.

 
 
 
 
3.
4.
5.
6.
7.
Выполнение упражнений на формирование выдоха (через рот)
 
Упражнение «Снег идёт»
Упражнение «Мыльные пузыри»
Упражнение «Согрей руки»
Упражнение «Вертушка»
Упражнение «Плыви кораблик»
 
 

 
 
 
 
1
1
1
1
1

 
 
 
 
16.01.
19.01.
23.01.
26.01.
30.01.
 
 

 
Развитие двигательных умений
 
 
 
1.
2.
 
 
3.
4.

 
Выполнение упражнений в положении лёжа
Формирование умения дотягиваться до игрушки
Упр. «Дотянись до игрушки»
Упр. «Возьми игрушку»
Формирование умения поворачивать голову из стороны в сторону
Упр. «Маятник»
Упр. «Посмотри, где мячик»
 
 
1
1
 
 
1
1
 
       
02.02.
06.02
 
 
09.02.
13.02.
 
 
5.
 
 
6.
7.
Выполнение упражнений в положении сидя
Формирование у детей правильной осанки
Упр. «Ровная спинка»
Формирование умения выполнять повороты туловища
Упр. «Кто здесь, кто с нами»
Упр. «Шишка для Мишки»
 
 
1
 
 
1
1
 
 
16.02.
 
 
20.02.
27.02.
 
8.
Формирование умения ползать на животе
Упражнение «Проползи-не задень»
 
1
 
02.03.
 
 
9.
10.
Формировать умение выполнять перевороты в положении лёжа
Упражнение «Со спины на бочок»
Упражнение «Со спины на живот»

 
 
 
1
1
 
 
06.03.
09.03.
 
11.
12.
13.
Обучение ползанию на четвереньках
Упражнение «Лягушата»
Упражнение «Паучок»
Упражнение «Проползи через обруч»

 
 
1
1
1
 
13.03.
16.03.
20.03.
 
14.
15.
Обучение ходьбе по одному; парами, держась за руки
Упражнение «Подойди ко мне»
Упражнение «Вместе весело шагать»
 
1
1
 
23.03.
27.03.
 
 
16.
17.
Формирование умения ходить по дорожкам с различной текстурой
Упражнение «Волшебные дорожки»
Упражнение «По кочкам-по кочкам»
 
 
1
1
 
 
30.03.
03.04.
 
 
18.
19.
Формирование умения самостоятельно подниматься с пола
Упражнение «Ловкие и быстрые»
Упражнение «Встали-сели»

 
 
 
1
1
 
 
06.04.
10.04.
 
20.
Формирование умения качаться на лошадке
Упражнение «Я люблю свою лошадку»

 
 
1
 
13.04.
 
 
21.
22.
Формирование умения  ходить, толкая перед собой игрушку.
Упражнение «Катаем куклу»
Упражнение «Гуляем с собачкой»

 
 
 
1
1
 
 
17.04.
20.04.
 
23.
24.

 
Обучение элементам фитбол-гимнастики
Упражнение «Ах качи-качи-качи…»
Упражнение «Прыгаем на мяче»

 
 
1
1
 
24.04.
27.04.
 
 
25.
26.
Формирование умения спускаться и подниматься по лестнице
Упражнение «Лесенка»
Упражнение «Раз ступенька-два ступенька»

 
 
 
1
1
 
 
04.05.
08.05.
 
 
27.
28.
29.
Формирование умения наклоняться, поднимать игрушку
Упражнение «Подними игрушку»
Упражнение «Собери игрушки в корзину»
Упражнение «Помощники»

 
 
 
1
1
1
 
 
11.05.
15.05.
18.05.
 
30.
 
31.
 
32.
 
33.
 Формирование умения передавать мяч друг другу
Упр. «Ты мне -я тебе»
Формирование умения передавать мяч по кругу
Упр. «Передай по кругу»
Формирование умения бросать мяч
Упр. «Бросайка»
Формирование умения пинать мяч ногой
Упр. «Футбол»
 
1
 
1
 
1
 
1
 
          22.05.
 
25.05.
 
29.05.
 
01.06.

 
Коллективные подвижные игры
 
 
 
1.
2.
3.
4.
Формирование умения играть вместе с товарищами, выполнять игровые действия по подражанию
Подвижная игра «Каравай»
Подвижная игра «Мы на луг ходили»
Подвижная игра «Мы цветочки в руки взяли»
Подвижная игра «Догоню я вас»

 
 
 
1
1
1
1
 
 
05.06.
08.06.
12.06.
15.06.
Упражнения на релаксацию

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»