Актуальные проблемы включения детей
с интеллектуальными нарушениями
в общеобразовательный процесс
Гладышева Валентина Александровна
Проблема образования детей с интеллектуальными нарушениями очень важна. Категория детей с умственной отсталостью представляет собой очень неоднородную группу. Дети характеризуются разной динамикой и темпом развития, потенциалом и социализацией в обществе. У большей части детей не сформированы социально-бытовые навыки и навыки самообслуживания, присутствует неадекватная поведенческая реакция на окружающую действительность, что обусловлено, конечно, особенностями психофизического развития. Но часто родители детей с интеллектуальными нарушениями не осознают, не понимают (а некоторые и не принимают) структуру дефекта и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при обучении. Зачастую, ребенок остается дома до поступления в школу, не посещая дошкольные учреждения, что плохо отражается на развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Например, из 5 –ти учеников, которые пришли в мой класс, лишь один из них посещал детский сад. А ведь мы с вами знаем, что чем раньше будет проводиться коррекционная работа, тем легче ребенок будет адаптироваться в социуме. Значит, при поступлении детей в школу мы должны тесно взаимодействовать с родителями, включать их в образовательный процесс (если это представляется целесообразным и возможным) – урочную и внеурочную деятельность.Но как это сложно сделать. Ведь родители очень разные и по-разному воспринимают информацию о своем ребенке: кто-то идет на контакт, а кто-то нет.
Так вот, включение родителей в образовательный процесс вместе с детьми это тоже проблема.
К следующей проблеме, с которой мы сталкиваемся в своей работе можно отнести то, что в школу приходит все больше детей с отсутствием навыков коммуникации, с нарушениями речи, с нарушением понимания обращенной речи, а так же с ее отсутствием.
Например, в моем классе 4 человека и у троих из них речь отсутствует, а четвертого она фрагментарна.
А мы с вами знаем, что отсутствие речи у детей приводит к нарушению элементарных представлений об окружающем мире и о своих возможностях в этом мире.
Мы озвучили не все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в своей работе. Их конечно же гораздо больше (нам не позволяет регламент).
Но эти перечисленные проблемы ведут к тому, что ребенок не в состоянии самостоятельно познавать мир, выбирать адекватную реакцию на происходящее, т. е. он становится дезадаптированным, как в жизни, так и в социуме. Значит, мы можем говорить о том, что у детей с интеллектуальными нарушениями при поступлении в школу возникают особые образовательные потребности, а существующие традиционные модели организации образовательного процесса с такими учащимися не работают. Возможность для удовлетворения особых образовательных потребностей дает нам ФГОС и по ним мы разрабатываем для учащихся СИПРы, что дает возможность каждому ребенку быть включенным в образовательный процесс.
На сегодняшний день в системе образования внедрены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), вектор которых направлен на личность самого ребенка и происходящие с ним во время обучения и воспитания изменения. Невозможно сформировать познавательный интерес, заложить мотивацию к познанию нового и подготовить ребенка к взрослой жизни без его социализации. Ведь именно социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства, является доминирующей стороной в развитии личности. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Таким образом социализация помогает детям с интеллектуальными нарушениями включиться в образовательный процесс, который подразумевает взаимодействие со взрослыми и другими детьми.
1) Взаимодействие с родителями.
2)Не сформированность представлений об окружающей действительности.
3)Нарушения речи, коммуникативных навыков.