Инновационные технологии в работе логопеда
Горшенина Т.Е.; Шаркова О.А.
учителя-логопеды ГБДОУ детский сад №18
Кировского района Санкт-Петербурга
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.учителя-логопеды ГБДОУ детский сад №18
Кировского района Санкт-Петербурга
Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам:
- Технология логопедического обследования.
- Технология коррекции звукопроизношения.
- Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технология развития интонационной стороны речи.
- Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
- Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
- Технология логопедического массажа.
нетрадиционные для логопедии технологии:
- Арт- терапия;
- Кинезиотерапия;
- Различные виды логопедического и пальцевого массажа;
- Су-Джок-терапия;
- Фитотерапия, ароматерапия;
- Хромотерапия;
- Мультимедийные средства коррекции и развития;
- Телесно-ориетированные техники;
- Логоритмика;
- Психогимнастика;
- Смехотерапия;
- Современные технологии сенсорного воспитания
- Информационные технологии, различные модели и символы
«Арт-терапия»
является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Виды арт- терапии:
- музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
- изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
- сказкотерапия;
- куклотерапия;
- танцетерапия;
- игротерапия
- креативная игротерапия (песочная терапия);
- пальцевая живопись;
- рисование мягкой бумагой;
- рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
- рисование на стекле;
- ниткография;
- техника «кляксография»;
- техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.;
- техника отпечатывания ватой;
- техника «оттиск пробками»;
- рисование ладонями;
- рисование на манке;
- совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- обогащению словарного запаса;
- развитию связной речи;
- побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
- развитию фантазии и образного мышления.
Сказкотерапия
– метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Элементы сказкотерапии:
- создание на занятии благоприятной психологической атмосферы,
- обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
- приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
- сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
- создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- совершенствование звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- эффективность игровой мотивации детской речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Мнемотехника
– это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
- связной речи;
- ассоциативного мышления;
- зрительной и слуховой памяти;
- зрительного и слухового внимания;
- воображения;
- ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Кинезиологические упражнения
– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
- развивают мозолистое тело,
- повышают стрессоустойчивость,
- улучшают мыслительную деятельность,
- способствуют улучшению памяти и внимания.
– это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Цветотерапия (Хромотерапия)
восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета. Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышает тонус либо успокаивает.
Пальцевый массаж
- массаж орехами,
- каштанами;
- массаж шестигранными карандашами;
- массаж чётками;
- прищепочный массаж;
- массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
- массаж травяными мешочками;
- массаж камнями;
- массаж зондами, зондозаменителями;
- Су-Джок терапия.
- биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
- растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
- упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
- дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность
Возможности использования ИТ в логопедии:
- повышение мотивации к логопедическим занятиям;
- организация объективного контроля развития и деятельности детей;
- расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
- возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
- визуализация акустических компонентов речи;
- расширение спектра невербальных заданий;
- обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
- схематизация, символизация мышления;
- формирование планирующей функции мышления и речи;
- за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.