Проблемы социального воспитания детей с ограниченными возможностями в России.
Кочетова Анна Павловна, учитель школы №3, г.санкт-Петербурга
Социальное воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день — актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка-инвалида — важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.
Проводятся научные исследования, посвященные проблемам социальной реабилитации, адаптации, социализации, обучению детей-инвалидов. Большое внимание уделено изучению психологических особенностей детей с ограниченными возможностями, специфике обучения данной категории детей в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIIIвида, особенностям их воспитания, в том числе трудового и физического. Вместе с тем, степень освоения проблем социального воспитания детей с ограниченными возможностями по-прежнему остается невысокой. Вопрос о необходимости и достаточном понимании социального воспитания остается в связи закрытостью учреждений интернатного типа для общественности и специалистов остается открытым, этому вопросу несколько десятилетий не уделялось должного внимания. Поэтому, несмотря на свою актуальность, в психологии и педагогике не сложилось целостного представления о технологии социального воспитания детей с ограниченными возможностями вне семьи.
В России дети-инвалиды находятся преимущественно в домах-интернатах, которые распределены по стране крайне неравномерно. Дети-инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом, что предполагает использование старой традиционной патерналистской модели воспитания и обучения. Хотя в последнее время наблюдается положительная тенденция в оказании помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям, через систему территориальных реабилитационных центров. Система реабилитации и адаптации детей-инвалидов охватывает все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка-инвалида навыков независимой самостоятельной жизни.
Процесс социального воспитания проходит в осложненных условиях: большинство сотрудников специализированных учреждений не понимают термина «социального воспитания», который вошел недавно в научный обиход и это является одной из проблем для создания организационно-педагогических условий в детских домах, способствующих социальному воспитанию детей-инвалидов.
Это связано с нехваткой высококвалифицированных специалистов в области социальной работы. Большинство специалистов это люди старшего возраста и преимущественно женщины. Как правило, молодые специалисты, окончившие ВУЗ не хотят идти на низкооплачиваемую работу и не пользующуюся престижем в молодежной среде.
В последние годы этой проблеме посвящено внимание не только государства, но и ученых, которые надеются вызвать профессиональный интерес у педагогов к проблеме обучения и воспитания детей-инвалидов, раскрыть перед ними образовательные возможности развития детей с особыми образовательными потребностями, оказать помощь родителям в приспособлении таких детей к жизни и найти новые подходы к главной проблеме ребенка с ограниченными возможностями: в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
В Германии в отличие от России существует целый перечень профессий социальной сферы, которые помогают всем незащищенным слоям населения. Это помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми; социальный работник по уходу за престарелыми; психотерапевт по детским и юношеским проблемам; дипломированный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным вопросам; воспитатель; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; социальный работник по уходу за инвалидами; воспитатель детского дома; организатор досуга детей и молодежи; ответственный работнике молодежью на местах (лицо, отвечающее за воплощение молодежной политики ФРГ в местных органах самоуправления); работник по делам детей и юношества; консультант по вопросам реабилитации; социальный педагог; социальный работник по делам иностранцев. Поэтому необходимо повышать престиж социальной работы и разрабатывать новые профессии в этой области.
Содержание социального воспитания заключается в обеспечении процесса социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки, что предполагает следующие направления деятельности: усиление воспитывающего характера обучения, создание во всех типах образовательных учреждений эффективных гуманистических воспитательных систем, гармонизация социального поля ребенка, педагогическое освоение среды в радиусе действия образовательного учреждения, развитие клубной, досуговой и любительской деятельности.
Досуг, как одна из форм социального воспитания, в детских домах осуществляется в рамках дополнительного образования, это кружки, секции. Но, к сожалению, такое воспитание не имеет не системного, не всеобщего характера и во многом зависит от инициативы отдельных педагогов, которые не уделяют должного внимания. Исследования многих авторов не раскрывают все возможности досуговой деятельности, которая помогает развитию индивидуальных способностей, которые могут стать основой для профессиональной ориентации, способствует развитию коммуникативных способностей, налаживанию социальных отношений, например, приобретению друзей за пределами своего детского дома, выстраивает ценностно-позитивное отношение к окружающему миру.
Проблема социального воспитания личности ребёнка-инвалида в сфере досуга состоит в том, что в условиях обновления России нет иного более разумного выхода, чем обратить особое внимание на необходимость научных разработок и практического внедрения результатов, направленных на создание в детской жизни социальных культурно-воспитательных досуговых институтов. Необходим научный поиск фактов, усиливающих социализирующее воздействие досуга для детей-инвалидов, а значит способствующий положительному внутреннему изменению определённых лично и социально значимых свойств и характеристик личности. Досуговая деятельность, как одна из форм социального воспитания, должна обеспечиватьудовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии. Формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств.
Для развития досуга детей в интернатных учреждениях необходимо социальное взаимодействие с государственными, общественными и благотворительными организациями.Социальное взаимодействие позволит расширяет границы жизненного пространства воспитанников, а это значит: обеспечивается максимальная широта социальных контактов, жизнь воспитанников не замыкаться только в кругу специализированных учреждений, как и здоровые дети, ребята посещают детские праздники, различные представления, культурные мероприятия и, по мере возможности, участвует в них.
Таким образом, для решения проблемы социального воспитания детей-инвалидов в России необходимо не только решать общепринятые воспитательные задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности воспитанников, но и повысить престиж профессии социальных педагогов и работников, привлекать к работе молодых специалистов, способных внести инновационные технологии в работе с детьми-инвалидами. Необходимо разрабатывать научные программы по социальному воспитанию детей с ограниченными возможностями и их реализовывать.