Дистанционное обучение детей
с ограниченными возможностями здоровья
Сивальнева Татьяна Геннадьевна
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория детей, которой помимо усвоения общих образовательных задач, присущих каждому ребенку, необходимо удовлетворить и специальные образовательные потребности в соответствии с имеющимися у них нарушениями развития.
Это направление нашло отражение в программе инновационной деятельности «Развитие здоровьесберегающей школьной инфраструктуры», результатом реализации которой будет являться сформированная информационная среда, обеспечивающая эффективное применение дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня мы реализуем подготовительный этап, сформировывается нормативная база для реализации дистанционного обучения, разрабатывается программно-методическое обеспечение дистанционного обучения детей с ОВЗ, уже организовано психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения, готовятся педагогические кадры и впереди оборудование кабинета дистанционного обучения.
На сегодняшний день мы не единственная школа в городе, реализующая дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогический коллектив школы работает над решением проблемы создания в своем образовательном учреждении организационно-педагогических, социально-психологических и материально-технических условий для таких детей с учетом особенностей их психофизиологического развития и индивидуальных возможностей.
Для решения проблемы создания безбарьерной среды в школе реализуется одно из перспективных направлений инклюзивного обучения - применение дистанционных образовательных технологий. Разрабатывается проект дистанционного обучения детей - инвалидов. Группу проекта составляют дети – инвалиды, обучающиеся индивидуально на дому по общеобразовательным программам общего образования, не имеющие противопоказаний при работе с компьютером.
Рассмотрим более подробно содержание работы по реализации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), к которому мы приступили.
Остановимся на основных направлениях деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов и его перспективах.
Дистанционное обучение - это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.
Для реализации дистанционного обучения были разработаны локальные акты ОУ: устав образовательного учреждения (с изменениями), положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому, положение о дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Обязательным условием реализации дистанционного обучения является создание школьного сайта, на котором размещена вся нормативно-правовая документация.
Основными принципами организации дистанционного обучения детей-инвалидов являются:
- добровольность участия детей-инвалидов в проекте;
- обеспечение их конституционных прав на получение общедоступного качественного общего и дополнительного образования;
- обеспечение условий детям-инвалидам для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
- создание условий для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов, участвующих в проекте;
- адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов.
Кемеровским центром дистанционного обучения была осуществлена поставка комплектов оборудования для дистанционного обучения, проведён Интернет.
Цель работы: обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий по образовательным программам начального, основного общего, среднего (полного) и дополнительного образования.
Задачи
- Расширить доступ к учебным материалам и методическим ресурсам детей с ОВЗ.
- Способствовать повышению комфортности обучения.
- Расширить возможности для развития умственных и творческих способностей обучающихся с ОВЗ.
Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории: неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители), средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа), видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.