Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Диагностика сформированности предпосылок
орфографической грамотности у дошкольников
с общим недоразвитием речи

Щербакова Наталия Андреевна 
    В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Школьная готовность – явление сложное, состоящее из нескольких элементов, одним из которых является сформированность предпосылок орфографической грамотности.
    Успешное овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками невозможно без сформированности у ребёнка речевых и неречевых предпосылок усвоения правил правописания. К  речевым предпосылкам орфографической грамотности относятся: достаточный уровень развития лексико-грамматического строя речи, связной речи, языкового анализа, синтеза, представлений, осознанное умение анализировать и синтезировать языковые единицы, развитие произносительных навыков, процессы абстракции и символизации. Среди неречевых (когнитивных) предпосылок орфографической грамотности выделяют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, зрительный гнозис и мнезис, сформированность оптико-пространственных представлений, симультанный и сукцессивный анализ и синтез, мыслительные операции.
    Интерес к проблеме готовности к обучению грамоте обусловлен постоянно возрастающей в современных условиях ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, воссоздает опыт, стимулирует развитие всей интеллектуальной сферы деятельности, организует поведение, совершенствует личность.
    На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. Так как у детей с общем недоразвитии речи страдают все компоненты языковой системы, относящиеся как к звуковой, так и смысловой стороне, предпосылки орфографической грамотности у них следует формировать уже в дошкольном возрасте.
     Изучению детей с общим недоразвитием речи посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований (И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Н. Ефименкова, И.М. Жукова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркинаи др.). Исследование фонетических, фонематических и лексико-грамматических аспектов речевого развития позволило установить, что определенные нарушения устной речи обуславливают специфические трудности овладения письменной формой языка (Р.Е. Левина, Г.В. Бабина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.).
    Многочисленные клинические, психолого-педагогические исследования, а также опыт учебной и логопедической работы говорят о широкой распространённости  нарушения усвоения орфографических знаний, умений  и навыков у учащихся речевых школ. Поэтому необходимо как можно раньше выявить и проанализировать состояние предпосылок орфографической грамотности у дошкольников с общим недоразвитием речи, уточнить специфические проявления нарушений вербальных и невербальных функций, составляющих базис письма, у этой категории детей. Данное исследование будет способствовать решению проблемы профилактики нарушений письма у детей с речевой патологией.
     Многие исследователи отмечают, что нарушение письма у младших школьников является следствием недостаточной сформированности функциональной основы процесса письма, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление данного навыка (Л.Ф. Спирова, 1959, 1982; А.В. Ястребова, 1982, 1996, 1999;    И.Н. Садовникова, 1993; А.Н. Корнев, 1997; Р.И. Лалаева, 1997; 2003; И.В. Прищепова, 2003, Е.А. Логинова, 2004). В качестве предпосылок орфографической грамотности  рассматриваются различные лингвистические и психологические факторы: достаточная сформированность фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, четкость кинестетических, слуховых образов звукового состава слова, познавательная активность в сфере морфологических обобщений, определенный уровень лексико-грамматического строя речи, сохранность процессов памяти, внимания, мышления, зрительно-пространственных представлений.
    Обучение грамоте детей с низким уровнем готовности к ее овладению без внесения существенных изменений в методику обучения приводит к возникновению трудностей, а в дальнейшем и к появлению дизорфографии,  являющейся одной из основных причин неуспеваемости младших школьников. В связи с этим особую важность приобретает разработка методов раннего прогнозирования трудностей овладения орфографической грамотностью, выявление предрасположенности к дизорфографии еще до начала обучения в школе.
    Выявление параметров готовности к овладению грамотой возможно только на основе анализа психофизиологической структуры процесса письма, условий успешного овладения детьми этим процессом, а также на основе анализа причин возникновения дизорфографии.
    Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных изучению предпосылок орфографической грамотности, показал, что успешное овладение ею невозможно без сравнительно высокого уровня развития устной речи (сформированности фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического развития речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом), достаточной степени развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, внимания, памяти, зрительно-моторных координации, общей и мелкой моторики), а также определенного уровня общего (интеллектуального, деятельностного, личностного) развития ребенка.
    Таким образом, исследование сформированности предпосылок орфографической грамотности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития включает следующие направления:
1. Исследование неречевых предпосылок орфографической грамотности (развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации; развитие зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти).
2. Исследование    речевых   предпосылок   орфографической грамотности.
2.1. Исследование лексики.                                                                                                     
2.2. Исследование грамматического строя речи.                                                               
2.3. Исследование  языкового анализа, синтеза, представлений.    
2.4. Исследование связной речи.                
    Для определения готовности к овладению орфографической грамотностью нами была разработана методика обследования детей, включающая в себя следующие разделы:
І. Исследование состояния экспрессивной речи
  1. Исследование состояния звукопроизношения и звукослоговой структуры слов
  2. Исследование характера повторения слов различной звукослоговой структуры
  3. Исследование активного словаря
  4. Исследование грамматического строя речи
  5. Исследование понимания и воспроизведения текста
ІІ. Исследование языкового анализа, синтеза, представлений
  1. Исследование анализа  предложения на слова и синтеза слов в предложения
  2. Исследование умения делить слова на слоги
  3. Исследование фонематического анализа, синтеза, представлений
  4. Определение характера звука в словах 
    Получение данных об уровне готовности к овладению орфографической грамотностью является лишь первой ступенью осуществления диагностического обучения, следующая ступень – разработка новых программ и методик обучения, изменение форм его организации для детей с разными уровнями готовности к овладению грамотой. В процессе дифференцированного обучения грамоте должны учитываться различные варианты состояния готовности к систематическому овладению письменной речью, причем необходимо специально решать вопрос о методе и методике обучения грамоте детей с низким уровнем готовности к ее овладению. Обязательным компонентом этого обучения должна быть пропедевтика нарушений письма, то есть совершенствование тех психофизиологических функций и процессов, которые лежат в основе успешного овладения грамотой.
 
Список литературы:
1. Жедек П.С. Пути совершенствования обучению орфографии.//Н.Ш.1988 № 10.
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
3.  Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2006. – 181 с.
4. Логопедия / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург, 1998.— 377 с.
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. – 200с.
6. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 1999. – 212 с.
7. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 2000. – 80 с.
8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М., 1993. – 58 с.



 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»