Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование средств этнопедагогики
для обучения и воспитания детей с проблемами в развитии

Стрельченко Татьяна Сергеевна
Этнопедагогика изучает развитие личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в былинах, песнях, сказках, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках, семейном укладе, быте, традициях, философско - этические мысли и воззрения. Народная педагогика не может решить проблем, которые стоят перед педагогической наукой, но нельзя забывать о находках народной педагогики, имеющих бесспорную воспитательную ценность. Опыт показывает, что от умелого использования педагогических традиций народа, осуществления обучения и воспитания в гармоническом единстве зависит эффективность учебно-воспитательной работы.
Творческое возрождение народных этических педагогических традиций, их диалектическое приспособление к новым социальным условиям позволяет решить проблемы, возникающие в учебно-воспитательном процессе и в наше время. У детей с проблемами в развитии, испытавших материнскую депривацию, растущих вне семьи, прерывается нить живого опыта воспитания и образования, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, народности. Все это дети должны были получить при домашнем воспитании в "материнской школе". Начальная школа - это естественное продолжение "школы материнской". И если к учителю попадают дети, воспитывающиеся в детских домах, испытавшие материнскую депривацию, то в таком случае встает вопрос о дополнительном пристальном внимании к вопросам народной культуры. В настоящее сложное время этнопедагогика продолжает оставаться базой, основой для воспитания и обучения.
Педагогическая наука и народная педагогика во взаимодействии друг с другом создают единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой. Педагогическая культура народа - это та сфера материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и одежде, подвижных играх, орудиях труда, питании, фольклоре, традиционных праздниках. В глубокой древности в педагогической культуре монопольная роль принадлежала, бесспорно, матери.
Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре народа, знакомство с которой происходит, прежде всего, через семью. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем ниже он стоит как чувствующее и мыслящее существо. У воспитанников детских домов духовные нити, связывающие их с народным наследием, очень тонки, что затрудняет социализацию детей в обществе, обедняет духовный потенциал, тормозит развитие интеллекта. А.С. Макаренко писал, что воспитывают не только люди, но и вся окружающая действительность, вещи, предметы "как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах".
Условие любого непрерывного развития является преемственность. Физическая преемственность обеспечивается природой, духовная -воспитанием. В условиях воспитания ребенка вне семьи вся забота о духовной преемственности ложится на общественное воспитание. Народ -неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, народном творчестве. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности был труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже более того, оно осуществлялось, главным образом, в процессе труда. Пряли -пели, рассказывали сказки, работали в поле, на лугу - пели. Неслучайно в народном творчестве преобладает трудовая тематика. Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали и любовно отделывали орудия труда, которые были не только удобны, но и красивы. Народ искал радость в труде, создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали и какие кружева плели мастерицы! Как щедро украшали деревянной резьбой избы! Этот художественный вкус воспитывался веками. Столь же высокой была и нравственность у народа. Самоотверженная любовь к Родине, ненависть к угнетателям - характерная черта морального облика трудящегося человека.
Народная педагогика ставила задачи и умственного развития детей. Сколько сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследуют педагогические цели, одна из которых - умственное, интеллектуальное развитие подрастающего поколения.
Народная педагогика не обходила вниманием и вопроса о физическом развитии детей. Широко были распространены всевозможные подвижные игры, национальная борьба, скачки и другие народные виды спорта. У многих народов ежегодно проводились национальные праздники с обязательным   включением   в   их  программу   спортивных   состязаний.   В произведениях устного народного творчества всех народов отражена забота трудящихся о здоровье молодого поколения, воспевается физическая сила, неутомимость, выносливость, настойчивость.
Результативность педагогического опыта А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других педагогов - классиков объясняется тем, что они использовали обобщенный, богатейший опыт народа и исходили из "педагогики общества", глубоко поняли роль народа в развитии педагогической мысли, в их трудах слились воедино научные и народные педагогические представления и воззрения.
Для детей с проблемами в развитии введение в учебный материал и внеклассную работу пословиц, загадок , сказок, потешек, народных игр благоприятно сказывается на их отношении к учебе, развитии высших психических функций, поведении. Диагностика показывает, что при такой работе усваиваются около 90% новых слов и пословиц. 
При  работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, использование средств этнопедагогики позволяет естественно и органично включить их в учебный материал, а так же в коррекционно- развивающие и воспитательные мероприятия, разрабатывать различные формы урочной и внеклассной работы, а так же создавать коррекционно- развивающую среду, благоприятную для эмоционально-эстетического воспитания и личностного развития, побуждающую к обучению и обеспечивающую социализацию ребенка в обществе. При этом развиваются высшие познавательные процессы, корректируются недостатки физического развития, компенсируются возникающие вторичные нарушения, снимается агрессия, раздражительность. Создается атмосфера доверия, взаимопомощи. Учащиеся объединены и делом, и идеей, что благоприятно сказывается на коммуникативной культуре, отношении к работе, учебе. Использование средств этнопедагогики – это еще один «обходной путь», которые призывал искать Л.С.Выгодский для преодоления проблем детей с ограниченными возможностями здоровья.
 
Список  литературы.
1.         Л. Выготский  Основы дефектологии, т.6 -М., Просвещение, 1983.
2.         Н. Морозова Формирование познавательных интересов у аномальных детей -М., просвещение, 1969.
3.         В.Г.Белякова Психология умственно отсталых школьников -М., AKADEMIA,2004.
4.         Т. Зиневич-Евстигнеева Как помочь особому ребенку -СПб., Детство-Пресс, 2000.
5.         М. В.Кларин Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках -М., Арена, 1994.
6.         В.Ю. Питюков Основы педагогической технологии -М., Российское педагогическое агенство,1997.
7.         Г.В.Селевко Современные образовательные технологии -М., Новое образование, 1998.
8.         С.М.Лойтер Детский фольклор, загадки. Пословицы -М., Издательство АСТ.,2000.
9.         Е.Синицина Умные пословицы -М., ЛИСТ,2000.
10.       М. Новицкая Детская народная поэзия -М.. АРКТИ,1999.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»