отсталостью при использовании «Фитбол – гимнастики»
учитель
Специальная гимнастика на надувных эластичных мячах разного диаметра и конфигурации – фитболах, которую назвали здоровьесберегающей технологией «фитбол – гимнастикой», помогает нам расширить возможности воздействия на организм ребёнка. В отличие от общепринятых методик, гимнастика на таких мячах позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации. При методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета. В ходе выполнения упражнений также улучшается крово – лимфообращение в области позвоночника, происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп. «Фитбол – гимнастикой» можно заниматься индивидуально или в группе, при этом необходимо учитывать, что у каждого учащегося должен быть мяч, подобранный в соответствии с требованиями к выполнению правильной посадки на мяче, в зависимости от роста и веса ребёнка.
На занятиях используют фитболы различного диаметра , в зависимости от роста и возраста занимающихся. Для детей 7-10 лет диаметр 45 см, от 10-16 лет – 55 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нём угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90 градусов. Для занятий с профилактической и лечебной целью , а также для занятий с детьми с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости мяч должен быть менее упругим. Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы. Также стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.
Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность ,ухудшают скоростно-силовые качества.
Зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболиваниях позвоночника, обмена веществ, мегрени.
Цветовое оформление помещения, в котором дети занимаются физическими упражнениями и развивающими играми, существенно отличаются от комнат, где дети отдыхают. Интерьер игровой комнаты или спортивного зала, выполненный яркими цветами и оборудованный спортивными снарядами, будет стимулировать творческую и игровую активность детей.
Помимо цветового влияния на организм человека фитболы оказывают также вибрационное воздействие. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая – возбуждающе. На занятиях у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью используется лёгкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча). Вибрация, сходная с верховой ездой, используется в лечении остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении.При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник.
Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию навыка правильной осанки. Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что является важным для коррекции сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника.
Отличное влияние на развитие моторных навыков оказывает бросание и ловля мяча фитбола. Так как фитбол имеет вес около 1 кг, это заставляет детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта прикладывать немалые усилия и сосредоточенность для того, чтобы не только бросить , но и поймать мяч – фитбол.
Играя в различные игры с фитболами, такие как : «Вышибалы», «Докати фитбол», «Попади фитболом в цель», « Кто быстрей», "Быстрый и ловкий", так тренируется у детей глазомер, ловкость, быстрота и точность движений.
В последнее время «фитбол – гимнастика» приобрела широкую популярность и используется для развития детей грудного, дошкольного и школьного возраста, а также в лечебных целях при травмах и нарушениях опорно – двигательного аппарата.